Версия // Бизнес // Почему «Фольксфаген» удалось избежать выплаты компенсаций в Европе

Почему «Фольксфаген» удалось избежать выплаты компенсаций в Европе

2159

Прочь с дороги

В разделе

Федеральный суд США обязал «Фольксфаген» выплатить компенсацию в $14,7 млрд в рамках разбирательства по делу о фальсификации норм выбросов. Это означает, что американские владельцы фольксфагенов, оснащенных «нейтрализующим устройством», получат вдвое больше рыночной стоимости своих автомобилей, а 482 тысячи транспортных средств, вероятно, будут списаны. Между тем в Европе владельцы 8,4 млн автомобилей не получат ничего.

Добровольная компенсация

Смотреть на сложившуюся ситуацию можно с разных точек зрения. Одна из них предполагает, что европейцев не справедливо лишили компенсации из-за отказа ЕС защищать интересы потребителей, а также противостоять политической власти концерна Volkswagen, как крупной европейской компании. С другой стороны, можно говорить о том, что культура судебных исков США и излишне строгое природоохранное законодательство страны обеспечили полумиллиону американских водителей незаслуженное вознаграждение.

Впрочем, ни одна из этих точек зрения не является корректной.

VW ранее признался, что он оборудовал свои автомобили бесполезным устройством, но только в США. Что же касается автомобилей в Европе, которая имеет практически идентичные законы в отношении таких устройств, концерн таких заявлений не делал, и во многом поэтому здесь ему все сошло с рук. Ранее комитет транспорта британского парламента выпустил отчет, объясняющий, почему так получилось:

«Вопрос о том, нарушил ли закон VW в ЕС, требует ответа. В рамках нашего расследования мы пытались определить, кто несет ответственность за разрешение этого спора. Мы не получили окончательного ответа. В правительстве заявили, что программное обеспечение находится «вне регулирования», а определить его, как незаконное, должен суд. Там также указали на то, что вопрос о законности был делом судов, но при этом не взялись назвать орган, который мог бы дать ответ на этот вопрос. Инстанцией, которая могла принять решение по данному вопросу, была названа Европейская комиссия».

Комиссия, однако, делегировала этот вопрос национальным властям, пообещав рассмотреть результаты национальных расследований. Еврокомиссар по вопросам внутреннего рынка, промышленности и предпринимательства Эльжбета Беньковска предположила, что VW «должен добровольно выплатить европейским автовладельцам компенсацию, которая сравнима с той, что получат американские потребители». Эта идея была отвергнута главным исполнительным директором VW Маттиасом Мюллером, который объяснил, что выплата такой «добровольной» компенсации обанкротит его компанию.

В Великобритании не так много было сделано для того, чтобы ответить на вопрос: является ли программное обеспечение VW для фальсификации тестов незаконным, отмечается в парламентском докладе. В Германии расследование продолжается, но власти уже предложили простое решение проблемы – внесение исправлений в программное обеспечение. Также немецкие власти предложили поступить и остальным странам Европы. По данным компании, таким образом будет достигнут уровень выбросов, допустимый в ЕС, где стандарты более мягкие, чем в США.

Поскольку коллективные иски редки в Европе, а национальные власти не набросились на VW, здесь владельцам транспортных средств не повезло, по сравнению с американскими владельцами. С другой стороны, они весьма довольны своими автомобилями. В январе парламентский комитет Великобритании заслушал исполнительного директора VW в Великобритании, который сообщил, что компания отправила письма каждому из 1.2 миллиона пострадавших владельцев автомобилей в Британии с предложением исправить программное обеспечение. Лишь 40 тысяч из них связались с Фольксваген.

По теме

Прочь с дороги

Такое положение дел дает производителю довольно весомый аргумент: раз водители довольны своими машинами, и если готовы использовать их даже без изменения программного обеспечения, значит они не имеют права на компенсацию. В США власти не согласились на предложения VW скорректировать программный код. Там власти решили, что автомобили должны быть удалены с американских дорог.

Если европейские правительства попытаются оштрафовать VW столь же жестоко, как это сделали американские власти, то вызовут множество вопросов. Они, по сути, будут наказывать компанию за десятилетия европейской экологической политики. Европа уже давно пытается снизить уровни СО и СО2 для борьбы с изменением климата, но законодательство куда менее требовательно к нормам выброса NOx — загрязняющего вещества, произведенного в больших количествах дизельными двигателями — потому что дизели позволяют экономить топливо. США пошли другим путем: они меньше заботятся об изменении климата, чем о смоге, основным компонентом которого является NOx. VW жульничал, но его мощная дизельная программа была ответом на европейские стандарты регулирования.

В США «чистые» дизельные двигатели VW были иностранной концепцией. Их следовало продвигать более энергично, чем на внутреннем рынке. Рекламная кампания, введшая покупателей в заблуждение, пожалуй, самая важная причина, по которой автовладельцы в США имеют большее право на получение компенсации, чем европейцы. Тем не менее, только из-за этого выплачивать почти вдвое больше рыночной стоимости автомобиля, возможно, слишком жесткое наказание.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 23.08.2016 15:00
Комментарии 0
Наверх