// // По России идёт вал техногенных катастроф, вызванных износом оборудования

По России идёт вал техногенных катастроф, вызванных износом оборудования

454

Срытая угроза

Авария на ГЭС затмила более серьёзную катастрофу
Фото: ИТАР-ТАСС
Авария на ГЭС затмила более серьёзную катастрофу Фото: ИТАР-ТАСС
В разделе

К числу наиболее опасных угроз последнего времени относится обветшание хозяйственной инфраструктуры. Многие объекты народного хозяйства и значительная часть сооружений военного назначения, построенные ещё в советское время, постепенно приходят в негодность. Проблемы могут возникнуть, и немалые, а особенную тревогу экспертов вызывают ветшающие хранилища радиоактивных и токсичных веществ. Не случайно в правительстве то и дело стали подниматься вопросы переоборудования этих хранилищ и обустройства новых. Но самая большая проблема может возникнуть с единственным в стране хранилищем делящихся материалов – урана и плутония. Промедление в решении этих проблем чревато катастрофами, масштаб которых трудно себе представить. Корреспондент «Нашей Версии» – о катастрофах, которые могут случиться в стране со дня на день.

Собственно, череда техногенных катастроф уже началась. За обсуждением аварии на Саяно-Шушенской ГЭС почти никто не заметил другой, не менее серьёзной катастрофы, происшедшей недавно в посёлке Карамкен Магаданской области. Ранним утром 29 августа его жители проснулись от звуков нарастающего гула: на посёлок надвигался бурный поток воды. Смыло несколько домов и гаражей, повалило множество деревьев. Первые этажи зданий были затоплены. Спустя час, когда вода схлынула, люди вышли на улицу и оценили масштабы катастрофы: вода унесла некапитальные постройки примерно на километр, столбы с электропроводами повалены, кругом валяются вырванные с корнем деревья, дороги затоплены и занесены жижей и мусором, погибли домашние животные. Но, как выяснилось, это было ещё не самое страшное: повсюду чувствовался резкий неприятный запах, во рту люди ощущали странный металлический привкус, а вода в лужах была неестественного желтоватого цвета. Прорвало карамкенскую дамбу. Точных данных о погибших людях нет: по официальным данным, погибло трое, а если верить словам местных жителей, они недосчитались 15 своих соседей. А скромная с виду дамба на ручье Туманном, как теперь выясняется, на самом деле являлась хвостохранилищем Карамкенского ГОКа, предназначенным для хранения отработанных цианидов.

Хвостохранилище, как ни странно, не имеет ничего общего с хранением чьих-то хвостов. Таким странным словом называют комплексы специальных сооружений и оборудования, предназначенные для хранения или захоронения радиоактивных, токсичных и других отвальных отходов обогащения полезных ископаемых, именуемых хвостами. На горно-обогатительных комбинатах (ГОКах) из добытой руды получают концентрат, а отходы переработки перемещают в хвостохранилище. Прорыв дамбы сам по себе штука опасная и малоприятная, к тому же весьма разрушительная. А тут ещё и могильник цианидов. Экологи говорят об экологической катастрофе, впрочем, на этот счёт имеются разные версии. Цианиды, захороненные в Карамкенском хвостохранилище, применялись для извлечения золота и серебра из руд методом цианирования – есть такой процесс гидрометаллургии, основанный на растворении металла в цианистых растворах вследствие образования комплексных солей. Несмотря на то что Карамкенский ГОК в настоящее время законсервирован, хвостохранилище законсервировано не было, и его активно использовало другое предприятие – Колымский аффинажный завод – для сбросов своих отходов производства, собственно, также цианидов. Чтобы цианиды не просачивались в грунт, на дно Карамкенского хвостохранилища была уложена полиэтиленовая плёнка. Говорят, что это очень действенный метод, во всяком случае, в нашей стране он, оказывается, применяется довольно часто. Больше этот метод не применяется нигде в мире. Собственно, Чаще по старинке, из-под крана.

Жителей этих посёлков даже не предупредили о том, что именно они пьют, ни региональные власти, ни МЧС. Объяснили они это своё бездействие так: мол, эксперты считают, что цианистый натрий, который мог выплеснуться в реку, при попадании в воду мгновенно перешёл в безопасное состояние. Даже хариус в реке не издох! Правда, остался цинк, но о нём как-то не вспомнили. Главное, разложился нестойкий цианид натрия. Прошло несколько дней со дня прорыва дамбы, а на восстановление хвостохранилища так никто и не вышел. Эксперты, надо сказать, не удивлены: в отходах, которые там плескались на полиэтиленовой плёнке, было высокое содержание цианида, а авария как бы и не произошла. Денег на спецсредства нет, а без них ни один здравомыслящий человек в хвостохранилище не полезет: достаточно лишь случайного попадания этой жижи на кожу, чтобы человеку стало плохо.

По теме

Два года назад магаданская пресса перепечатывала друг у друга статью «Инженерно-геологические особенности и современное геоэкологическое состояние хвостохранилища Карамкенского горно-металлургического комбината». Её авторы – представители Дальневосточного отделения РАН В. Глотов и Л. Глотова, а также В. Кобец, представлявший Магаданское отделение Минприроды, – предупреждали, что «объект был построен в 1977 году с грубыми нарушениями технологий строительства, в связи с чем в данный момент существует реальная опасность загрязнения токсичными веществами подземных вод, а также сброса загрязнённых вод в реку Хасын». К предупреждению никто не прислушался. Каким образом будут ликвидировать последствия катастрофы – неизвестно. Зато известно другое: подобных «взрывоопасных» хвостохранилищ по всей России не менее десятка. Если прорвёт не в малонаселённом посёлке Магаданской области, а, скажем, на Урале – последствия могут быть непредсказуемые.

Не лучше обстоит дело и с хранением запасов урана и плутония. По особому распоряжению правительства РФ (№ 498 от 25 марта 1993 года) было принято решение сосредоточить практически все российские запасы оружейного урана и плутония в создаваемом едином федеральном складе. Деньги на это – только не смейтесь – выделили США в рамках особой программы помощи Российской Федерации. Создание такого единого на всю страну объекта полностью противоречило принятой в ядерных державах базовой концепции об обязательном территориальном рассредоточении хранилищ боевых ядерных материалов. В США, к примеру, указанные материалы размещаются более чем в 10 хранилищах подземного типа, которые удалены друг от друга на сотни и тысячи километров. Вот только мало кого в те времена это интересовало, весной 93-го. У нас было решено построить огромный наземный склад высотой более 17 метров и площадью в три футбольных поля. И вот 10 лет спустя, 10 декабря 2003 года, была запущена в эксплуатацию первая очередь хранилища делящихся материалов на производственном объединении «Маяк» в Челябинской области. Мало того, что вместо нескольких хранилищ мы стали использовать одно-единственное. Хранение на ПО «Маяк» оружейного урана и плутония осуществляется в наиболее опасной форме – в виде металла, а не в виде окислов. Химики знают, что металлический уран и плутоний – особо горючие вещества. Известны случаи, когда при контакте металлического урана с атмосферой он самопроизвольно возгорался и взрывался даже при комнатной температуре. А электроснабжение на «Маяке» осуществляется по устаревшей схеме с использованием высоковольтной линии 110 кВ, расположенной на деревянных опорах, отслуживших третий нормативный срок. Пять лет назад с открытым письмом об опасностях такого хранения урана и плутония выступили генералы Игорь Родионов, Леонид Ивашов и депутаты Госдумы Виктор Илюхин и Иван Никитчук. «Грозящая нам техногенная или диверсионная ядерная катастрофа на ХДМ «Маяк» может быть чудовищной по своим последствиям, – говорилось в письме. – В её результате на Урале образуются огромные площади радиоактивного заражения, которые сделают там невозможным любое проживание и даже транзитное наземное сообщение, рассекут Россию и отделят Сибирь и Дальний Восток (Тихоокеанскую Россию) от Европейской части». Но ревизия этого стратегического объекта готовится только сейчас. Ходят слухи, что исполнение обязательств так называемой урановой сделки Гора–Черномырдина наконец-то будет приостановлено. Тем не менее опасность катастрофы на «Маяке» сохраняется и сегодня.

Опубликовано:
Отредактировано: 14.09.2009 11:46
Копировать текст статьи
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх