// // Как правильно строить отношения с сотрудниками ГИБДД

Как правильно строить отношения с сотрудниками ГИБДД

685

Другая ментальность

В теории водитель не должен выходить из авто. На практике повод «поставить его на ноги» всегда найдётся. Фото: Lori
В разделе

C 1 сентября вступил в силу новый Административный регламент МВД, который описывает взаимоотношения инспекторов ГАИ с водителями и пешеходами. Министр внутренних дел Рашид Нургалиев утвердил его ещё 2 марта, после чего он проходил регистрацию в Минюсте. Это ведомственный документ и предназначен он прежде всего для сотрудников ГАИ. Однако и автомобилистам неплохо бы знать его основные положения, чтобы контролировать действия инспекторов. Регламент касается деталей поведения инспектора ГАИ как при личном или телефонном общении с участником дорожного движения, так и при составлении процессуальных документов.

Новый регламент, как считают правозащитники, незначительно улучшит дисциплину сотрудников ГИБДД на дорогах. Он описывает «мелочи» и не подразумевает кардинальной перестройки функционирования ГИБДД. Кроме того, если раньше были зафиксированы чёткие основания, в соответствии с которыми можно было останавливать машину для проверки, то теперь они исчезли. В документе чересчур много оговорок, которыми инспектор может в любой момент прикрыться. Зато в регламенте закреплена норма о том, что сотрудники могут устраивать так называемые засады на дорогах. Таким образом, проигнорировано замечание президента Дмитрия Медведева о том, что инспекторы должны заниматься предупреждением нарушений, а не их фиксацией. Правда, есть и положительные моменты. Больше нельзя измерять скорость с открытым багажником, который закрывает сирену, а водителям можно записывать разговор с инспектором на камеру или диктофон.

Также он должен проявлять спокойствие и выдержку. В соответствии с документом инспектор не должен заниматься нравоучением, а должен разъяснить суть совершённого нарушения убедительно и ясно, со ссылкой на соответствующие требования ПДД и других нормативных правовых актов. «Если участник дорожного движения на сообщение о совершённом нарушении реагирует возбуждённо, нужно дать ему время успокоиться и предоставить возможность дать объяснение по поводу его неправомерных действий», – говорится в регламенте.

Инспектор не обязан отдавать честь остановленному водителю. Достаточно будет просто представиться. Однако если водитель просит предъявить удостоверение, это необходимо сделать. Процедуру упростили из соображений практичности: инспектору неудобно поднимать руку с жезлом к козырьку.

В документе чётко прописаны ситуации, в которых водитель должен выходить из машины, а в которых нет. В пункте 70 регламента говорится, что сотрудник вправе предложить участнику дорожного движения выйти из транспортного средства в случаях:

– необходимости устранения технической неисправности транспортного средства или нарушений правил перевозки грузов;

– наличия у водителя признаков опьянения и (или) болезненного состояния; для проведения в присутствии водителя (владельца транспортного средства) сверки номеров агрегатов и узлов транспортного средства с записями в регистрационных документах;

– проведения личного досмотра, осмотра или досмотра транспортного средства и груза;

– когда требуется его участие в осуществлении процессуальных действий, а также оказании помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам милиции;

– когда его поведение создаёт угрозу личной безопасности сотрудника.

Пройти в патрульную машину или в служебное помещение водитель должен для оформления процессуальных документов.

Фактически инспектор может заставить водителя выйти из автомобиля в любом случае. Он может легко обосновать, что заподозрил водителя в употреблении спиртного.

Прописана и разница между осмотром и досмотром. Осмотр – «визуальное обследование автомобиля и перевозимого груза». При проведении осмотра никаких процессуальных документов не составляется. А если водитель отказывается от осмотра, то ему грозит досмотр. Он проводится в присутствии понятых с оформлением протокола.

По теме

Ещё одно новшество – сотрудник может отстранить водителя от управления автомобилем, если заподозрил его в употреблении алкоголя, даже несмотря на предъявленную водителем «корочку». До настоящего времени инспекторы не рисковали задерживать водителей с высоким статусом, поскольку им это было запрещено законодательно. Подействует ли техрегламент на изменение ситуации – вопрос сложный.

Однако, если по результатам медосвидетельствования водитель признан трезвым, его должны доставить обратно к автомобилю.

Также инспектор обязан выписывать штраф, направлять к врачу и совершать другие действия в минимальные сроки. Впрочем, конкретные временные рамки не прописываются. Есть и ещё одна оговорка: «сроки исполнения сотрудниками административных процедур (действий) должны быть минимально необходимыми для их осуществления исходя из конкретной обстановки». Таким образом, по сути ничего не меняется. Инспектор может медлить с оформлением документов, мотивируя это тем, что ему необходимо, например, регулировать движение.

По мнению председателя Движения автомобилистов России Виктора Похмелкина, принятие Административного регламента не скажется на общении инспектора с водителем. В нём слишком много оговорок, а по сути ничего не меняется.

Самое главное «разрешительное» положение регламента – узаконенные засады. «В осуществлении контроля за дорожным движением с применением технических средств фиксации нарушений правил дорожного движения могут использоваться естественные и искусственные укрытия», – говорится в документе. По этому вопросу российские дорожные регуляторы расходятся с европейскими. Во многих западных странах цель работы – предупредить нарушение, а не зафиксировать его с целью получения штрафа. Интересно, что против засад в начале августа выступал президент Дмитрий Медведев. По его словам, основная претензия к сотрудникам инспекции в том, что они не стремятся предупреждать правонарушения, а наказывают за совершённые уже действия.

В регламенте впервые закреплено положение о том, что сотрудник не должен препятствовать использованию видео- и звукозаписывающей аппаратуры участником дорожного движения. Правда, в этом пункте есть оговорка: если таковое не запрещено законодательством.

Кроме того, инспекторам теперь запрещено останавливать машины на участках дороги, где остановка запрещена правилами дорожного движения. Но и здесь снова есть оговорка. В «запрещённых» местах машины останавливать всё-таки можно, но только в случае если «остановка связана с необходимостью пресечения преступления, предотвращения реальной угрозы причинения вреда жизни, здоровью и (или) имуществу участников дорожного движения, а также случаев обозначения места остановки патрульным автомобилем с включёнными специальными световыми сигналами, другими средствами регулирования и организации дорожного движения». То есть практически всегда.

Также инспекторам теперь нельзя останавливать машины на непатрульных автомобилях или маскировать их, поднимая капот, багажник и прочими способами.

Сотрудники теперь точно не могут привлекать водителя за «пьянство» за рулём, если содержание алкоголя в крови не превышает допустимых норм. Такое разъяснение дал Верховный суд. Дело в том, что «Акт медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством» позволял сотрудниками ГИБДД привлекать к административной ответственности водителей за управление транспортными средствами в состоянии алкогольного опьянения без учёта допустимого уровня содержания алкоголя в выдыхаемом воздухе, то есть при любой, даже малейшей концентрации, несмотря на соответствующие изменения в КоАПе. Согласно инструкции инспектору достаточно было с помощью специального аппарата определить сам факт наличия алкоголя в выдыхаемом водителем воздухе. Кроме того, инструкция исключала забор крови у задержанного на химико-токсикологическое исследование. Этот акт был признан недействительным. Также сотрудник не имеет права выносить заключение о нетрезвости водителя без проведения медицинского освидетельствования.

Отдельно регулируется и контроль за техническим состоянием автомобиля. Инспекторы не вправе останавливать автомобиль из-за превышения норм тонировки, а также заставлять сдирать тонировочную плёнку. Без специальной сертифицированной техники они не могут определить, каков уровень тонировки. Пользоваться этими приборами (измерять уровень затемнения стёкол автомобиля) могут только сотрудники технадзора и только на стационарном посту. Также инспекторы не могут самостоятельно снимать номерные знаки с автомобиля. Нельзя и штрафовать за излишне токсичные выхлопные газы. Обвинить водителя в таком административном правонарушении можно лишь в случае если машина остановлена на стационарном посту, где есть сотрудник технадзора с одним из сертифицированных приборов.

Не может инспектор проверять и наличие аптечки, огнетушителя, знака аварийной остановки и т.п. Как говорится в приказе 1240, контроль за конструкцией и техническим состоянием транспортных средств может проводиться только на стационарных постах и контрольных постах милиции.

А основаниями для остановки транспортных средств для контроля за конструкцией и техническим состоянием при осуществлении надзора за дорожным движением является отсутствие талона техосмотра, нечитаемые номерные знаки, наличие видимых неисправностей (например, в тёмное время суток не горят фары). Правда, оштрафовать за их отсутствие инспектор не может. Наказать можно только за отсутствие талона техосмотра. Согласно КоАП за это грозит штраф 200 рублей.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 07.09.2009 12:41
Копировать текст статьи
Комментарии 0
Новости партнеров
Еще на сайте
Общероссийская газета независимых журналистских расследований «Наша версия» Газета «Наша версия» основана Артёмом Боровиком в 1998 году как газета расследований. Официальный сайт «Нашей версии» публикует материалы штатных и внештатных журналистов газеты и пристально следит за событиями и новостями, происходящими в России, Украине, странах СНГ, Америке и других государств, с которыми пересекается внешняя политика РФ.
Наверх