// // Отечественным авиакомпаниям закроют небо Европы из-за грязных выхлопов?

Отечественным авиакомпаниям закроют небо Европы из-за грязных выхлопов?

482

Дурно пахнет!

lori.ru
lori.ru
В разделе

Российским авиакомпаниям могут запретить летать в страны Евросоюза. Дело в том, что с 1 января 2012 года вступает в силу решение Европарламента, согласно которому авиакомпании обязаны будут приобретать квоты на эмиссию (выброс) углекислого газа. Кроме того, в зависимости от типа воздушного судна и дальности совершаемых им полётов будет установлено предельно допустимое количество вредных выбросов в атмосферу.

Предполагается, что в общей сложности авиакомпании должны будут ежегодно приобретать квоты на выброс 1,5 млрд. тонн газа, что обойдётся в 10–45 млрд. евро. Такой разброс цен обуславливается тем, что чем современнее и экологически безопаснее будет самолёт, тем меньше авиакомпании придётся платить за выбросы. Более того, новое законодательство предусматривает возможность бесплатного получения квот.

Декларируемая причина введения данных ограничений – необходимость существенного уменьшения выбросов в атмосферу углекислого газа, доля которого в объёме «парниковой» эмиссии в целом по ЕС составляет 3%. При этом, по подсчётам экологов, доля авиатранспорта составляет 13% общего объёма выбросов углекислого газа, производимого в глобальном масштабе всеми видами транспорта, и 2% глобальной эмиссии СО2 в результате деятельности человека.

Предполагается, что подсчитывать, сколько вредных выбросов осуществляют самолёты той или иной авиакомпании, европейские контролирующие органы начнут в следующем году. Интересно заметить, что список будущих нарушителей уже составлен – в общей сложности в него вошли около 4 тыс. авиакомпаний всего мира. При этом около 100 из них – российские авиаперевозчики, которым уже в 2012 году полёт на территорию ЕС может оказаться заказан. До наступления часа «Х» наблюдать за авиаперевозчиками будут представители той страны, в которую они летают наиболее часто. Например, присматривать за «Трансаэро» будут контролирующие органы Испании, за «Аэрофлотом», ГТК «Россия» и S7 – Германия. В чёрный список попали и многие другие.

Итоговое решение о том, будет ли допущена та или иная авиакомпания к полётам в страны ЕС, должны принять 31 августа будущего года – именно к этому сроку европейским авиавластям должны быть представлены результаты проводившегося мониторинга. Впрочем, в результате процесс может немного затянуться, поскольку большинство стран пошли навстречу авиакомпаниям, продлив сроки предоставления документов. Например, в Германии документы будут принимать до середины октября, в Великобритании – до ноября будущего года.

Однако вероятность того, что большинству российских авиаперевозчиков удастся покинуть чёрный список, невелика. Достаточно сказать, что о грядущих нововведениях представителям авиакомпаний известно ещё с середины прошлого года – именно тогда было принято соответствующее решение Европарламента. Однако необходимого для соответствия новым экологическим нормам обновления парка самолётов у российских авиакомпаний не случилось. «Смысл заключается в том, что в Европе уже давно действует система торговли квотами на выбросы углекислого газа в соответствии с Киотским протоколом. До настоящего момента она охватывала наземные предприятия. С 2012 года авиационный транспорт тоже включат в эту систему. Авиаперевозчики, которые выполняют полёты в любой из пунктов назначения ЕС, все без исключения должны приобретать квоты на выброс парниковых газов», – поясняет смысл нововведения руководитель аналитической службы агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев. По его словам, российским авиаперевозчикам, которые не планируют прекращать летать, следует уже сегодня налаживать диалог с европейскими авиавластями, с тем чтобы в будущем у них была возможность получить бесплатные квоты. «Условно говоря, это что-то вроде учётной политики. Если европейских чиновников устроят предоставленные документы, то они будут готовы принимать информацию уже в 2011 году. На основании этих сведений будут приниматься решения о выделении бесплатных квот и о том, сколько именно сертификатов на выброс углекислого газа необходимо будет приобрести той или иной авиакомпании», – отмечает Пантелеев. Соответственно, чем больше бесплатных квот удастся получить российским авиаперевозчикам, тем дешевле им будут обходиться полёты в ЕС и тем больше можно будет рассчитывать на то, что стоимость перелёта для потребителей не вырастет в разы. Между тем вероятность того, что события будут развиваться по оптимистическому сценарию, не очень велика. Достаточно вспомнить, как несколько лет назад, когда тот же Евросоюз ввёл ограничение на шум двигателей, российские авиаторы буквально до последнего продолжали летать на стареньких «тушках».

По теме

ВЕРСИЯ ПЕРВАЯ: Европа заботится об экологии

Нормативы на предельно допустимые выбросы за рубежом действуют уже достаточно давно. И нынешнее решение – лишь продолжение последовательной политики. Первые международные стандарты на эмиссию были приняты ещё в 1981 году. Сегодня в соответствии с международными и национальными стандартами стран ЕС нормируются выбросы несгоревших углеводородов, оксида углерода, оксидов азота, дыма. Запрещается также преднамеренный выброс топлива в атмосферу в зоне аэропортов. Несколько лет назад Международной организацией гражданской авиации (ИКАО) – специализированное учреждение ООН – были также введены ограничения на шум самолётов и выброс вредных веществ от авиационных двигателей.

Стоит отметить также, что действующие нормативы периодически пересматриваются. Так, с 1996 года уже трижды ужесточались нормы на выброс оксидов азота. Кроме того, постоянно дополняются старые и заключаются новые международные соглашения, охраняющие окружающую среду от воздействия авиации. Так, в 1992 году была принята Рамочная конвенция ООН об изменении климата, в 1997 году – Киотский протокол по парниковым газам, влияющим на климат, в 2007 году были внесены изменения в Чикагскую конвенцию 1944 года.

Вероятность: 50%

ВЕРСИЯ ВТОРАЯ: Ограничения вытеснят Россию с авиарынка

Финансовый кризис оказал существенное влияние на количество авиаперевозок во всём мире. По оценкам аналитиков рынка, по итогам нынешнего года авиаперевозки могут снизиться на 10–12%. А, по подсчётам Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA), в 2008 году убытки авиакомпаний составили 8 млрд. долларов.

Очевидно, что многие отечественные авиаперевозчики не успеют в положенный срок провести полное обновление авиапарков: большинству из них такое дело окажется просто не по карману. Так что возможность расширить своё присутствие на российском рынке – неплохой шанс для зарубежных авиакомпаний поправить своё финансовое положение.

В выигрыше могут оказаться и зарубежные производители самолётов. Сегодня в России единственное воздушное судно, которое соответствует новым стандартам, – это самолёт SuperJet 100. Беда только в том, что, хотя его уже широко разрекламировали как небывалое достижение российских авиаконструкторов, серийное производство судна ещё не начали. Так что говорить о скорой покупке этого лайнера всеми желающими пока не приходится. Поэтому те авиакомпании, у которых хватит средств на обновление парка, будут вынуждены идти по уже проторённой дорожке, закупая «Боинги» и «Аэробусы».

Хотя теория всемирного заговора против России на поверку оказывается не очень состоятельной. Не секрет, что и сегодня подавляющее большинство крупных отечественных перевозчиков выполняют зарубежные рейсы на тех же «Боингах» или «Аэробусах», поскольку российского продукта в идеальном соотношении цена – качество на рынке просто нет. Что же касается возможного вытеснения с рынка авиаперевозок, то тут российские авиакомпании уже не первый год сами роют себе глубокую яму: не секрет, что стоимость перелёта тем же «Аэрофлотом» сегодня оказывается нередко дороже, чем любой западной компанией.

Вероятность: 30%

ВЕРСИЯ ТРЕТЬЯ: Евросоюз регулирует количество авиаперевозчиков

Ещё в начале лета этого года Еврокомиссия выступила с предложением о создании общемирового чёрного списка ненадёжных авиаперевозчиков. Поводом к тому послужила авиакатастрофа 30 июня этого года, произошедшая у побережья Коморских островов, где разбился самолёт авиакомпании Yemenia Airways. Отметим, что в самой Европе список неблагонадёжных с точки зрения безопасности авиакомпаний действует уже несколько лет – сейчас в него занесено порядка 200 авиакомпаний, которым либо вовсе запрещено работать на территории ЕС, либо разрешено, но под строгим контролем и со значительными ограничениями.

Однако попытка распространить подобную практику по всему миру провалилась. Не исключено, что введение новых требований к экологической безопасности – лишь очередная попытка ограничить работу определённых перевозчиков. Ведь соблюдать новые требования смогут только авиакомпании, летающие на новых и современных самолётах, а значит, и более безопасных.

Вероятность: 20%

Опубликовано:
Отредактировано: 31.08.2009 12:05
Копировать текст статьи
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх