// // Главный офицер страны сидел в «Матросской Тишине» за убийство

Главный офицер страны сидел в «Матросской Тишине» за убийство

2047

Роковой выстрел Юматова

11 марта народному артисту исполнилось бы 85 лет
11 марта народному артисту исполнилось бы 85 лет
В разделе

Георгий Юматов никогда не хотел быть артистом. Считал, что настоящий мужчина должен носить форму и защищать свою Родину. В 15 лет он поступил в военно-морскую школу, а через год после начала Великой Отечественной войны был уже юнгой на торпедном катере «Отважный». Самая известная его роль в кино сыграна также в фильме о Красной армии – это Трофимов в «Офицерах». А в конце жизни привычка в критической ситуации браться за оружие привела Юматова в «Матросскую Тишину».

Юматов не любил рассказывать о своих подвигах. Но, судя по наградам, а среди них была даже медаль Ушакова, кавалеров которой весьма и весьма немного, молодой моряк соответствовал названию катера, на котором воевал. Юматов одним из первых входил в освобождённые от фашистов Бухарест, Будапешт, Вену. Отважным он оставался и после Победы в 1945 году, когда был демобилизован.

В жизни, наверное, действительно не бывает ничего случайного. И биография Георгия Юматова яркое тому подтверждение. Если бы не пять лет на флоте, как знать, оказался бы молодой человек в кино. Правда, если быть совсем точным, то всё решила парадная форма, в которой он отправился с другом на просмотр захваченной в качестве военного трофея киноленты.

В ожидании начала сеанса приятели зашли в буфет. Там-то на бравого моряка, облачённого в военный китель с медалями, и обратил внимание режиссёр Григорий Александров, вместе с Любовью Орловой тоже пришедший взглянуть на трофейный фильм. Александров пригласил Юматова к своему столику и предложил... роль в новом фильме «Весна». Хотя, собственно, это и ролью не было – молодому человеку предстояло изобразить ассистента гримёра, который готовит к съёмкам героиню Любови Орловой, и произнести всего одно слово: «Разрешите».

Юматов, конечно же, согласился, и его дальнейшая судьба была решена. Как потом шутил Александров, в кино начинающий артист вошёл, как чрезвычайно воспитанный человек, спросив позволения.

Сразу после съёмок «крёстный кинопапа» отвёл Юматова во ВГИК, где набирал курс Сергей Герасимов. Но тот, послушав протеже Александрова, зачислить его отказался. По его словам, учить молодого человека было уже нечему – тот всё умел и так. В итоге Юматова взяли в штат Театра-студии киноактёра, где он служил потом долгие годы.

Герасимов не забыл о молодом артисте и, когда приступил к съёмкам «Молодой гвардии», пригласил Юматова. Роль в прогремевшей на всю страну ленте у Георгия была, конечно же, значительнее, чем в его дебюте, но пока совсем не главная. Зато на этих съёмках он познакомился с молодой актрисой Музой Крепкогорской, которая согласилась стать его женой. Свадьбу сыграли не откладывая.

Жизнь супругов складывалась благополучно. Они много снимались, хорошо зарабатывали. Правда, для полного счастья Юматову не хватало ребёнка, но Муза о беременности не хотела и слышать: а вдруг именно в этот момент ей предложат интересную роль. Такого предложения актриса, увы, так и не услышала. И кто знает, если бы у пары всё-таки появился наследник, может, финал её жизни не был бы таким трагичным.

Кроме кино у Юматова было ещё две страсти: собаки и... алкоголь. И если первое увлечение, согласно легенде, однажды спасло актёру жизнь (во время войны он выпрыгнул за борт за неожиданно бросившейся в море собакой, и в этот момент раздался взрыв, потопивший судно), то второе эту самую жизнь погубило.

Юматов был человек крайностей – отчаянно пил и так же отчаянно с этой пагубной привычкой пытался бороться. Из-за увлечения спиртным он лишился главных ролей в таких популярных фильмах, как «Верьте мне, люди» (вместо него на площадку вышел Кирилл Лавров) и в фильме «Белое солнце пустыни» (красноармейца Сухова в итоге сыграл Анатолий Кузнецов). Причём оба раза Юматов давал слово не пить, успешно проходил кинопробы, но накануне первого съёмочного дня срывался.

По теме

Но, как мы уже говорили, вся жизнь Юматова была подтверждением того, что от написанного на роду всё равно не уйдёшь. Георгий, или Жорж, как его называли друзья, был рождён стать звездой, и он ею стал.

Первой по-настоящему прославившей его работой стала роль в фильме «Жестокость». Юматову только-только исполнилось 33 года, и в его жизни, казалось, наступила долгожданная счастливая полоса. В кино было много работы («Стряпуха», «Не забудь... станция Луговая», «Опасные гастроли»), с Музой они купили большую трёхкомнатную квартиру около станции метро «Аэропорт», по городу Юматов гонял на собственной «Волге», за превышение скорости или вождение в нетрезвом виде отделываясь устными замечаниями.

Но главная – во всех смыслах этого слова – роль была у Георгия Александровича впереди. В 1971 году на экраны вышел фильм по повести Бориса Васильева «Офицеры». Режиссёр-постановщик Владимир Роговой, для которого это был дебют в режиссуре, категорически не хотел снимать в роли Алексея Трофимова артиста, о чьих сложных отношениях с алкоголем знали все. Но автор сценария настоял именно на Юматове.

Юматов понимал, какую работу ему предлагают, а потому не только дал слово не прикасаться к бутылке, но и согласился, чтобы на съёмках присутствовала его Муза, которая должна была контролировать поведение мужа. Так получилось, что благодаря этому Крепкогорская сыграла в «Офицерах» одну из своих самых узнаваемых ролей – матери Маши. Ну а Юматов после выхода фильма, который в первый же год посмотрели почти 54 млн человек, и вовсе стал легендой. Кстати, в эпизоде, где жена офицера Трофимова Люба вздрагивает при виде исполосованной шрамами спины мужа, Юматов показал перед камерой настоящие следы от ран, полученных во время войны.

После «Офицеров» актёр много снимался. В его фильмографии появились такие картины, как «Петровка, 38», «Огарёва, 6», «ТАСС уполномочен заявить». А в культовой «Москва слезам не верит» он и вовсе сыграл самого себя – популярнейшего артиста Юматова, который на фестивале французского кино разговаривает с «поздновато начинающим» и никому не известным артистом Смоктуновским. В этом же фильме появилась на экране и Муза Крепкогорская – в небольшой роли генеральши, которая «отложила себе сумку с пряжкой».

В 1982 году кумиру миллионов присвоили наконец звание народного артиста России. Но на этом, как оказалось, всё и закончилось. Конец 80-х годов стал для семьи Юматова – Крепкогорской началом чёрной полосы, перешагнуть которую супруги так и не сумели. Георгию Александровичу было 60 с небольшим, а его практически перестали приглашать в кино. Главной статьёй семейного бюджета была скромная пенсия. Требовать льготы, полагающиеся ему как фронтовику, Юматов стеснялся. Когда ситуация с безденежьем стала совсем критической, он написал письмо в военный архив, прося, чтобы ему выслали документы, подтверждающие право получать повышенную пенсию. Из архива пришёл ответ, что никаких бумаг найти не удалось. А настаивать прошедший всю войну Юматов опять постеснялся.

Несмотря на то что почти полвека он провёл, находясь лицом к публике, Георгий Александрович был человеком стеснительным. Режиссёр Евгений Матвеев вспоминал, как на одном из торжественных собраний ветеранов, на которое все фронтовики должны были явиться в боевых наградах, Юматов единственный был без медалей. На недоумённый вопрос, почему он их не надел, актёр ударил себя по карману: «Да здесь они, со мной. Только снял их. Потому что перед входом один юнец крикнул мне вслед: «Давай, позвени цацками, папаша!» И в этом был весь Георгий Юматов...

Чтобы как-то выживать, супругам приходилось распродавать вещи. Крепкогорская прежде знала толк в красивой жизни, о её украшениях, нарядах и обстановке говорила вся актёрская Москва. Вскоре Москва вновь заговорит о квартире в доме на улице Черняховского, только на сей раз повод для всеобщего внимания будет весьма печальным.

В начале марте 1994 года у Юматова случилось горе – умерла его любимая дворняжка Фрося, которая была для него самым дорогим существом, заменившим, по сути, ребёнка. 6 марта актёр вышел во двор, чтобы похоронить любимицу. Встретив у подъезда дворника Мадатова, который всего неделю как начал работать на этом участке, попросил того за 10 тыс. рублей помочь копать мёрзлую землю. Когда всё было закончено, Юматов пригласил дворника домой, предложив помянуть собаку.

О том, что точно произошло за поминальным столом, теперь уже не узнает никто. Муза Крепкогорская находилась в своей комнате, когда раздался выстрел. «Я убил человека, вызывай милицию», – крикнул ей муж. Потом актриса со слов супруга рассказывала, будто 33-летний Мадатов принялся корить Юматова: мол, тот так бедно живёт, потому что и артист плохой, и воевал не за тех. Вот если бы победили немцы, то они бы сейчас за этим столом баварское пиво пили. Снести этого фронтовик Юматов никак не мог и взялся за ружьё. Оно уже четверть века без дела находилось в квартире любившего в былые годы поохотиться актёра. О том, что оно заряжено, как скажет потом сам Юматов, он не знал.

Два месяца Георгий Александрович провёл в «Матросской Тишине», а потом попал под амнистию по случаю 50-летнего юбилея со Дня Победы. Через два года друзья решили устроить ему пышное празднование 70-летнего юбилея. Но радости от жизни Юматов уже не получал. Всё время проводил дома, выходя на улицу, только чтобы купить хлеб и молоко. В 1997 году его не стало...

Опубликовано:
Отредактировано: 21.03.2011 12:36
Копировать текст статьи
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх