За период с 2020 года было принято более двух десятков поправок в законодательство, направленных на увеличение налоговой нагрузки на нефтяную отрасль. В результате этого она могла потерять несколько триллионов рублей инвестиционных ресурсов. О сверхдоходах банкиров, металлургов и производителей удобрений Минфин как будто забывает. Нефтяникам – сложные формулы налога на добычу навсегда, остальным – разовые изъятия «для галочки»?
Сегодня доходная часть российского бюджета практически на 30% состоит из поступлений от прямого налогообложения нефтяной отрасли. Одновременно с этим налоги, уплачиваемые нефтяными компаниями, остаются самыми высокими в сырьевом секторе. Как утверждают аналитики SberCIB, в среднем 76% доналоговой прибыли нефтяных компаний сейчас уходит в бюджет страны. Если обратиться к статистике, то за последние 10 лет нефтяники в качестве налогов заплатили 67 трлн рублей.
Согласно данным той же SberCIB, как раз «Роснефть» имеет самую высокую нагрузку среди нефтяных компаний – у неё этот показатель составляет 79% от доналоговой прибыли (EBIT), у «Сургутнефтегаза» – 77%. Что касается других компаний сектора, для них характерны цифры в диапазоне от 71 до 73%. Если же обратить внимание на совокупные налоговые выплаты в нефтегазовом секторе, то здесь на долю «Роснефти» приходится около 36%, ещё 23% – это «Газпром» (без учёта «Газпром нефти»), 16% – ЛУКОЙЛ.
Главный исполнительный директор «Роснефти» Игорь Сечин дал примерно такую же оценку, отметив, что налоговая нагрузка на отрасль составляет в среднем 75% от финансового результата. «Такой уровень налоговой нагрузки разрушает саму экономическую модель функционирования отрасли и нарушает права инвесторов, в том числе акционеров – физических лиц, число которых у «Роснефти» превышает 1,3 млн человек», – заявил Сечин после презентации отчёта компании за I полугодие 2024 года. За этот период она обеспечила уплату 2,8 трлн рублей налогов.
Важно отметить, что налоговая нагрузка на нефтяную отрасль имеет устойчивую тенденцию к росту – он происходит почти ежегодно. Влияние на ситуацию оказала и спецоперация на Украине, после старта которой для отрасли дополнительно повысили налоги с целью компенсировать выпадающие бюджетные доходы. В частности, на 2023–2025 годы был увеличен НДПИ на нефть – в результате за указанный трёхлетний период в бюджет должно поступить порядка 630 млрд рублей.
Здесь – ослабить, там – закрутить
В этом году в налогообложении нефтяной отрасли снова произошли заметные изменения. Речь идёт о завершении налогового манёвра с 1 января 2024 года, что привело к снижению до нулевого значения пошлины на экспорт нефти и нефтепродуктов. Вместо этого государство решило сделать ставку на налог на добычу полезных ископаемых. Сам же порядок расчёта НДПИ с начала года изменился – используемый при расчётах дисконт в цене российской нефти марки Urals к цене нефти Brent уменьшился с 20 до 15 долларов за баррель. В результате такой меры были запланированы дополнительные поступления в бюджет в 2024 году в размере 814,9 млрд рублей. Однако в марте случились обратные изменения – дисконт скорректировали на период с 1 января 2024 года. Уже запланировано дальнейшее снижение показателя. В частности, в 2025 году его намерены снизить до 10 долларов за баррель, в 2026-м – до 6 долларов за баррель. Ожидается, что доппоступления в бюджет в результате этой меры в следующем году составят 1,8 трлн рублей, а ещё через год – 2,6 трлн рублей.
Офпред российского МИД прокомментировала расследование недавнего покушения на Дональда Трампа, обратив особое внимание на некоторые важные и удивительные моменты.
В начале этого года с целью компенсации выпадающих бюджетных доходов, которые возникают по причине корректировки демпфирующей надбавки обратного акциза, сумму НДПИ подняли на значение разовой надбавки, учитывающей объём нефти, добытой в период с октября по декабрь 2023 года. Также было принято решение об исключении нулевой ставки по НДПИ при разработке ранее списанных запасов полезных ископаемых.
Позитивные изменения для нефтяного сектора тоже есть. К ним относят возможность осуществлять перевод с 1 января участков с высоковязкой и сверхвязкой нефтью на режим налога на дополнительный доход (НДД), который берёт в учёт реальную себестоимость добычи. По мнению директора аналитического центра «Яков и партнёры» Геннадия Масакова, которым он поделился с газетой «Ведомости», система НДД предполагает более гибкое распределение налоговой нагрузки с учётом сложности работ на месторождении. При этом эксперт отметил, что рост НДПИ способствует снижению доступного денежного потока для реализации инвестпрограмм, которые запланировали нефтяные компании, и уменьшению рентабельности добычи.
Вычет не поможет
Изменение порядка уплаты налога на прибыль, НДС, НДФЛ, имущественных и других налогов, о котором было объявлено в 2024 году, также не пройдёт незаметно для нефтяной отрасли. Напомним, что согласно принятому Госдумой закону с 2025 года ставка налога на прибыль вырастет с 20 до 25%. Одновременно с этим правительство предусмотрело возможность использования так называемого федерального инвестиционного налогового вычета (ФИНВ). Это механизм, за счёт которого якобы можно сбалансировать рост налога. В частности, сумма налога на прибыль может быть снижена на капрасходы в рамках инвестпроектов, требования к которым установит правительство. Параметры ФИНВ, по словам замминистра финансов Алексея Сазанова, будут озвучены уже осенью. Эксперты говорят, что в рамках рассматриваемых властями сценариев планируемая предельная сумма вложений, подлежащая вычету, установлена на уровне 5,5–17%.
Повышение налога на прибыль в следующем году должно дополнительно принести государству около 1,6 трлн рублей, а согласно информации, содержащейся в пояснительной записке к законопроекту о вычете, его размер составит порядка 0,3 трлн рублей. Оценивая долю налога на прибыль в общей сумме налогов нефтяников, инвестиционный стратег УК «Арикапитал» Сергей Суверов говорит о цифре порядка 7%, подчёркивая, что здесь нельзя делать вывод о её несущественности для отрасли. Он также особо подчеркнул, что именно для нефтяного сектора сейчас характерен наибольший уровень налоговой нагрузки, составляющий 75% финрезультата, в то время как в других крупных отраслях, таких как, например, химическая промышленность и производство минеральных удобрений, а также электроэнергетика, показатель равен 26% и 39% соответственно. На этом основании эксперт не исключил, что пополнение бюджета за счёт активно инвестирующей отрасли может иметь негативные долгосрочные последствия.
По данным компании Kasatkin Consulting, в 2023 году размер инвестиций российских ВИНК (вертикально интегрированная нефтяная компания. - Ред.) увеличился в полтора раза, достигнув значения 2,7 трлн рублей, а в 2026-м показатель может вырасти до 3,1 трлн рублей. Что ждёт российские месторождения, если эти планы придётся пересматривать?
Леонид Крутаков, политолог, публицист, аналитик
– Налоговая нагрузка в нефтяной отрасли запредельная. С учётом всех косвенных налогов она может доходить до 82%. Для сравнения: в банковском секторе – 27%. В 2023 году банки заработали 3,3 трлн рублей, в этом году, по прогнозам, их прибыль будет ещё выше. Это самый прибыльный бизнес в России, хотя банки существуют не для выкачивания денег из экономики, а для кредитования промышленности, ведь именно там обеспечивается реальный рост производства и национального благосостояния.
Во всём мире существует дифференцированное налогообложение банков. При превышении чистой маржи – разницы между депозитом и выдаваемым кредитом – на 1,5–2% начинается прогрессивный налог, который делает для банков невыгодным повышение кредитной маржи и получение сверхприбыли из реального сектора. Они могут расти только за счёт роста объёма кредитования. Рост объёмов даёт рост прибыли, а не рост процента при сокращении объёма кредитования, как у нас это выстроено.
Налоговая нагрузка в горнорудной отрасли, которая схожа с нефтянкой, – 35%. Алмазы и драгметаллы – 31%, добыча газа – 62%. Минфин говорит, что мы должны обеспечить стабильность налоговой системы. Но о какой стабильности можно говорить при таком разбросе налоговой нагрузки на отрасли?
Конечно, это урезает инвестиционные возможности нефтяной отрасли, урезает возможности роста экономики России – не ВВП за счёт роста мировых цен на нефть, а реального роста экономики: в кранах, километрах, в длине трубопроводов, в строительстве новых газовозов, танкеров и всего прочего.
Почему такое происходит? Системная проблема одна и очень серьёзная: у нас за рост экономики и за доходы бюджета отвечают крупные компании, а правительство отвечает за расходы. Если, например, для той же «Роснефти» строительство «Восток Ойл» – это инвестиции в будущее, то для Минфина – это изъятие средств из бюджета. Там, где реальный сектор видит будущий рост, Минфин видит только потери, за рост экономики он никак не отвечает.