Версия // Культура // Об особенностях организации концертов в России и не только о них

Об особенностях организации концертов в России и не только о них

8951

Музыкальные фортели

Dream Theater. Манджини.RJArena (03.07.2015)
В разделе

Журналисты нашей редакции нередко посещают различные концерты. В очередной раз побывав на подаваемом организаторами как «незабываемое» шоу, мы решили задуматься о качестве организации концертов в России как таковых. В ходе расследования выяснилось, что в «концертном королевстве» дела обстоят далеко не ахти, если не сказать плохо!

Итак, начнем. Что мы имеем на весну 2017 года? Для того, чтобы получить по возможности объективную картину, мы отправили запросы в различные российские промоутерские агентства с просьбой ответить на ряд вопросов (- Какие концерты, проводимые вашей компанией, были на ваш взгляд самыми удачными по посещаемости в 2016 году? - Какие концерты вашей компании были самыми кассовыми, несколько цифр? - Как отражается экономический кризис на сфере развлечений в концертно-клубной сфере в целом (особенно в свете закрытия в январе 2017 года нескольких крупных клубов - Bud Arena, Space, Sterео Hall. И переезда Brooklyn - в Brooklyn Hall, Точки Сборки - в Гарцующий Дредноут) и так далее?).

Откликнулись на наш запрос далеко не все! Хотя, казалось бы, промоутерские компании и их руководство тема организации концертов и их качества должна занимать в первую очередь. Ан, нет! Видимо, находятся более важные дела. Впрочем, все меняется. Пока же отметим, что сегодня получается так, что «мировые стандарты концертного сервиса» – почти бессмысленное сочетание по своей сути.

Во-первых, в России не так много промоутерских компаний, которые могут предположительно позволить себе заплатить в 2014 году «гонорар не менее 2 миллионов евро за концерт известной и популярной рок-группы (Muse)» в СК «Олимпийский», продав 28 тысяч билетов за две недели. Фан-зона (у сцены) при этом стоила не менее 100 евро» - (цитируется по информации от сетевого издания «The Village» от 19.12.2014 «Глава концертного агентства Сергей Мельников – о Мадонне, Radiohead и возвращении концертов». Милослав Чемоданов).

Во-вторых, каждый промоутер сотрудничает со «своими» группами (и артистами), которые он регулярно возит и с которыми работает. Такое трудно предсказать, но предполагаем, что промоутеры примерно представляют, какую отдачу в экономическом плане даст тот или иной концерт и кто на него придет (то есть целевую аудиторию).

В-третьих, развитие бизнеса на российском концертном рынке, по словам руководителя крупного концертного агентства «Мельница» Сергея Мельникова «очень сильно тормозят всякие залетные промоутеры. Они попадают на рынок на год-полтора и, заработав на одном концерте, начинают его рушить. И потом с рынка пропадают — а нам приходится с помощью своих резервов держать планку. Например — есть группа Deftones, которую мы когда-то привозили. Когда мы снова вступили с ними в переговоры три года назад, выяснилось, что существует предложение, в два раза превышающее наше. Нерентабельное — но агент группы на него соглашается: ему какая разница? Промоутер делает концерт, ничего не зарабатывает — а в итоге в следующий раз группа за те деньги, которые стоит реально, сюда не поедет. Недавно похожая история произошла с Massive Attack. Первый раз привозили их мы, а потом — одна из компаний, которая недавно появилась и, думаю, скоро успешно с рынка уйдет. И что? Гонорар группы был в полтора раза увеличен, выбрали очень неправильное место проведения — Ледовый дворец на Ходынке — в итоге полный провал». (цитируется по интервью Сергея Мельникова Александру Горбачеву для сетевого издания afisha.ru от 25.03.2011 г.).

По теме

В-четвертых, складывается впечатление, что на российском концертном поле играет всего 20-30 агентств. Сам рынок, судя по всему, поделен между несколькими крупными игроками, обладающими опытом, связями и финансовыми ресурсами, позволяющими при желании «перебивать» предложения остальных игроков. Остальные находятся как бы на перефирии процесса и «погоду не делают», довольствуясь малым.

Но хорошо ли знают промоутеры свою целевую аудиторию, насколько качественно они обслуживают ее потребности? Проводились ли исследования по запросам аудитории на тех или иных артистов? Мы не можем утверждать наверняка, но по нашей версии, такие исследования не только не проводились, но и считаются излишними. А зачем их делать крупным концертным агентствам?

Артисты в основном везутся в Россию по накатанной дорожке через знакомых зарубежных агентов. Ход рассуждений (по нашей версии) у глав таких компаний может быть следующим: «вышел новый альбом, группа в туре, давайте ее и в Россию завезем, сыграют, снимем сливки. Зачем везти кого-то неизвестного, рисковать? Кризис тут у нас экономический, понимаете ли. В Москве и Санкт-Петербурге отыграют, зритель «схавает». Сэкономим на декорациях, свете и звуке… да еще и на корпоратив (если получится) за нал «всунем». Все - довольны! Радуйтесь тому, что привозят и нечего тут!.. А не хотите, очередные «поющие трусы» местного поп-разлива фонограммно «разведут печаль» своими руками».

Вот и получается так, что страдаем от этого, в первую очередь, мы с вами, как зрители, которых искусственно ограничивают подобные «креативные» промоутерские схемы, дающие огромный простор для манипуляций с ценами на билеты, работы с наличными и размытыми границами гонораров артистам!

Предполагать такой расклад нам позволяет тот факт, что из года в год в Россию в основном возится проверенная на протяжении долгих лет плеяда (бесспорно замечательных!) но одних и тех же музыкантов. Регулярно приезжают Deep Purple, Red Hot Chili Peppers, Scorpions и группы калибром поменьше, вроде UDO или Тарьи Турунен. Например, в 2017 году одно из крупных промоутерских агентств снова привозит Aerosmith (которые только что были осенью 2016 года в Москве) с очередным финальным туром и Depeche Mode с новым альбомом.

Мне на это могут возразить, что «народ-то ходит». А что ему, разрешите спросить, остается делать? Отзывы в социальных сетях потом будут искрить от писка молодежи, которые в первый раз увидят тех же KISS, а люди постарше выразятся более конкретно о «старых клоунах эксплуатирующих уже несколько десятков лет когда-то наработанный имидж и безумно задранных ценах на билеты».

Справедливости ради, надо сказать, что не все так грустно. Есть активно работающие промоутеры и их сотрудники, благодаря которым мы хоть как-то можем информировать вас о происходящем, но их немного. Функционируют несколько неплохих концертных площадок, но на такой гигантский город, как Москва их также ничтожно мало!

Также учтем, что каждый зал, клуб, концертная площадка имеют свой индивидуальный, специфический саунд, обусловленный требованиями по инсталлированию в них оборудования их владельцами и изначальной проектировкой здания. Для концертных площадок и их звука могут быть соблюдены лишь некие общие технические параметры.

Про качество концертного звука и техническое оснащение площадок - это отдельный объемный и непростой разговор. К нему мы вернемся в дальнейшем, а пока приведем данные, предоставленные нам ЦДХ и YOTASPACE ГЛАВCLUB (экс - Б1).

По теме

Приведем выборочную статистику аншлаговых мероприятий в ЦДХ. По данным ЦДХ «в 2016 год ими стали следующие концерты: Алексей Иващенко и Георгий Васильев (январь); Хор Валаамского монастыря Ассаи (февраль); Алексей Айги (март); Несчастный случай (апрель); Варвара Визбор, Фестиваль Ирландской музыки (октябрь); Петр Мамонов (ноябрь); Пикник, Олег Митяев, Леонид Фёдоров, Евгений Маргулис (декабрь)».

Далее приведем комментарий от Михаила Евграфова, управляющего партнера YOTASPACE ГЛАВCLUB:

«В первую десятку лидеров по посещаемости у нас входят исключительно концерты российских рок-исполнителей: Гарик Сукачёв, Жанна Агузарова, Ногу свело!, Чичерина, Браво, Кровосток, Хлеб.

Лидирующим музыкальным направлением, с точки зрения востребованности его зрителями, у нас, бесспорно, является русский рок.

Для площадки нашего размера высоким считается результат в диапазоне 5-10 миллионов рублей за концерт. В этот диапазон попадают российские топ-артисты, а также иностранные звезды уровня

Ноэля Галлахера, Morcheeba, Эмира Кустурицы, Горана Бреговича, Roisin Murphy, The Offspring, Cypress Hill. Особый интерес у артистов и зрителей вызывают двухдневные концерты.

Для артистов - это возможность для путешествия по всему репертуару или по всей истории творчества, с разносторонней программой из двух частей. А для зрителей - это возможность побывать на пяти-шести часовом шоу на расстоянии вытянутой руки от любимого артиста. У нас отлично прошли двухдневные концерты Мумий Тролля, Garbage, Noize MC, Lumen, а группа Тараканы! играла аж 4 дня подряд! Надеемся на Сплин, ДДТ, Ленинград, Земфиру».

По поводу отражения экономического кризиса на сфере развлечений в концертно-клубной сфере в целом Михаил выразил мнение, что «Для кого-то кризис - возможность, а для кого-то - причина. Для нас кризис - возможность предложить на рынок новые продукты и решения, как это было с билетами по 100, а впоследствии по 300 рублей. Сейчас это абонементы и групповые билеты, есть еще пара интересных идей. Полагаю, что причины закрытия упомянутых клубов у каждого свои. В любом случае, если бизнес успешен, то владельцы найдут возможность реализовать его в другой географии. Площадки открывались, открываются и будут открываться, свято место пусто не бывает».

Как видите, у разных промоутеров – разные подходы! Развивая тему, попробуем сделать небольшую калькуляцию стоимости концертных услуг на примере работы такого крупного и известного концертного зала Москвы, как СК «Олимпийский». Чтобы понять, является ли этот бизнес сегодня прибыльным, насколько справедливы наши упреки в отношении промоутеров и хоть как-то спрогнозировать вектор развития этой развлекательной отрасли.

Итак, СК «ОЛИМПИЙСКИЙ». Вместимость всего зала (обычно он открыт наполовину ) – до 30.000 зрителей. Если зал открыт наполовину – до 18.000 зрителей. Цена на билеты зависит от сегмента места. Фан-зона – 5-6 тысяч рублей. Вип-партер – 8-15.000 рублей. Где-нибудь на галерке – 1,5-2 тысячи рублей. Поэтому средняя цена на билет в 2.500-3000 рублей будет корректна. Аренда зала – точно высчитывается под конкретное мероприятие, но предположим, что не менее 400 тысяч рублей (по данным аренды некоторых помещений на сайте cian.ru).

По теме

Артисту платится оговоренный гонорар. Предполагаемый гонорар Muse в 2 миллиона евро (по курсу весны 2017 года – 60 рублей за евро) составит 120 миллионов рублей. Получаются нестыковки, несмотря на то, что зал на Muse был открыт полностью! То есть, промоутер возможно «отбил» озвученный внушительный гонорар группы, но почти ничего не заработал! Значит средняя цена на билеты должна быть выше или из поля нашего зрения выпадают какие-то рекламные и спонсорские деньги и возможный корпоратив на стороне. Тогда картинка более-менее проясняется. Также учитываем, что концертов такого уровня некоторые промоутеры могут дать в СК «Олимпийский» за год несколько (два или три).

Общий объем рынка концертных услуг мы (на основании наших приблизительных выкладок) не оценим, но это хотя бы что-то. Еще раз подчеркну, что наши выкладки являются субъективными и примерными.

Также напомню, что в наших обзорах о различных концертах, размещенные на нашем сайте versia.ru в статьях о группах Placebo «Альтернативная пилюля», Ногу Свело «Тройной Тулуп», Black Sabbath «Конец начала», «Максидрим», БГ «Диагностика кармы», Nightwish «Дурная бесконечность», Frost Fest «Веселенькие картинки», The Black Queen «Электронная лихорадка», Антон Румянцев «Джаз и волшебство Queen» и других, а также отчетах с музыкальной выставки NAMM, профильной Moscow High End Show и «Концертные фокусы», вы можете видеть объективный и протяженный по времени (почти два года) срез разностилевых представлений, данных различными артистами на совершенно разных площадках. И картина получается, к сожалению, далеко не радостная!

На этом пока остановлюсь. Скажу так, что мы остаемся открытыми к разговору и комментариям по обозначенной концертной теме (и ее качеству) со всеми заинтересованными сторонами процесса. В первую очередь, с директорами промоутерских компаний (а также зарубежными агентскими и промоутерскими компаниями для полноты картины) чтобы наладить диалог и прямую связь, приводящие к формированию объективной картины и правильных путях решения проблем, к чему всегда стремилась «Наша Версия».

В продолжение нашего исследования мы будем и в дальнейшем мониторить информацию по рынку и в социальных сетях. Также планируем вернуться к обсуждению темы концертного звука и концертного сервиса, опросив выступающих в клубах музыкантов, звукорежиссеров, архитектурных акустиков, владельцев клубов и концертных залов, клубных арт-директоров и, конечно, зрителей.

Выражаем признательность за конструктивное взаимодействие и предоставление информации YOTASPACE ГЛАВКЛУБ (Наталье Шиняевой, Игорю Тонких, Михаилу Евграфову), ЦДХ (Ольге Реполовской, Игорю Васеневу, Алексею Бурулеву).

Фото – автора.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 30.03.2017 14:15
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх