// // Но практический механизм реализации ещё не выработали

Но практический механизм реализации ещё не выработали

103

Страхование автогражданки

Фото Борис КРЕМЕР
В разделе

В конце ноября законодательно в систему обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств было введено требование для страховщиков учитывать повышающие или понижающие коэффициенты при продлении страхового полиса. Теперь, с начала марта, когда закон вступит в силу, при наличии в страховой истории водителя аварий ему будут назначать повышенный коэффициент стоимости полиса ОСАГО, а при безаварийной езде стоимость будут снижать. При этом коэффициенты будут распространяться на все лица, указанные в полисе, на протяжении всей их страховой истории вне зависимости от использования конкретного транспортного средства, в том числе при смене автомобиля.

Несколько лет подряд, с момента введения в России обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, было много споров о том, насколько несовершенным он оказался в применении. Этому было посвящено даже несколько разбирательств в Конституционном суде. И хотя сам принцип взаимного страхования ответственности водителей на дорогах был признан незыблемым, всё же определённые правила регулирования тарифов при расчёте стоимости полисов ОСАГО пришлось менять.

10 лет безаварийного вождения — гарантия скидки

К тому же тарифы на ОСАГО за три года ни разу не менялись. При этом автостраховщики заверяли, что для успешной реализации закона необходимо создавать резервы, без которых деятельность компании невозможна. А водители и некоторые народные избранники указывали на то, что за три года действия закона об ОСАГО, то есть с 1 июля 2003 года по 30 июня 2006-го, страховые премии по обязательной «автогражданке» составили аж 158,4 млрд. рублей, а страховые выплаты — лишь 60,6 млрд. рублей. Получается, что норматив выплат составил 38,3% от собранных страховых премий. Опираясь на такие объективные расчёты, депутаты, видимо, решили прислушаться к мнению водителей и ввели в закон соответствующие понижающие и повышающие коэффициенты. На языке страховщиков такие правила, которые устанавливают порядок применения коэффициента в зависимости от наличия или отсутствия страховых выплат, называются бонус-малус. И этот термин с весны должен прочно обосноваться в сознании рачительных водителей.

Общеизвестно, что с момента принятия закона об ОСАГО одной из целей его введения было развитие транспортной культуры водителей. Поэтому было предусмотрено общее правило, когда за безаварийную езду в течение года при покупке очередного полиса гражданин получает скидку в 5% от стоимости полиса. За 10 лет безаварийной эксплуатации автомобиля свой полис автомобилист мог приобрести за полцены. И наоборот, если водитель в течение года умудрился попасть в несколько ДТП, то полис ему должен обходиться существенно дороже.

На практике же при заключении нового договора ОСАГО у автовладельца с безаварийной историей возникали трудности с реализацией права на понижающий коэффициент, так как фиксируется только история автомобиля. Поэтому накопленный бонус полностью исчезал при смене водителем транспортного средства. Между тем наблюдается рост количества автомобилей, вместе с улучшением народного благосостояния граждане всё чаще меняли своих «железных коней», теряя свои заветные бонусы-проценты. Поэтому несправедливость таких правил была более чем очевидна.

Учёт аварийности будут вести по каждому водителю

Однако в цивилизованных странах подобной проблемы не возникает. Так как там коэффициент накопления бонусов применяется к страховому договору. Поэтому, меняя автомобиль, страхователь вносил соответствующие изменения в договор и выдавал новый полис в соответствии со всеми накопленными скидками. Поэтому, если гражданин за рубежом страхует ответственность за свою машину, он отвечает за всех, кого допускает к управлению, в том числе в части бонусной системы, и у него накапливается история аварийности. Никаких списков водителей, допущенных к управлению, в полисах ОСАГО там просто нет. А страховая компания должна выплатить потерпевшему полагающуюся сумму вне зависимости от того, кто находился за рулём автомобиля-виновника.

По теме

Поправки в российский закон об ОСАГО обязывают страховые компании учитывать повышающий или понижающий коэффициенты на протяжении всей страховой истории автовладельца, а не автомобиля. Повышающий коэффициент будет учитываться при наличии аварий, а понижающий — при безаварийной езде вне зависимости от использования конкретного транспортного средства, в том числе и при смене автомобиля. Новый порядок будет действовать только для договоров с ограниченным кругом лиц, допущенных к управлению машиной. Хотя могут возникнуть трудности с рядом особых случаев. Например, насколько справедливо вести учёт аварийности по каждому водителю в отдельности. Получится, что все ДТП, которые совершил водитель на любой машине, повысят для него стоимость ОСАГО.

Есть и ещё одна особенность. Дело в том, что стоимость полиса ОСАГО может быть повышена для всех автомобилей, где водитель с аварийной историей будет указан в качестве лица, допущенного к управлению. Следовательно, страховая компания, произведя одну выплату по ОСАГО, получит возможность повысить тариф сразу по нескольким договорам.

Как создать общую базу нарушителей, пока не ясно

Важным элементом новой системы станет создание единой базы водителей. Ведь они могут быть застрахованы в разных страховых компаниях и быть вписаны в полисы на разные автомобили. Следовательно, чтобы доказать свою положительную страховую историю, нужно принести справки из всех страховых компаний. Только возможность в такой большой стране, как Россия, создать федеральную базу на всех водителей за 90 дней после принятия закона и внедрить её в систему страховых компаний пока остаётся неясной. Ведь сведения об истории каждому водителю теперь понадобятся не только при переходе из одной страховой компании в другую, но и при продлении договора в той же компании, при внесении изменений в договор, добавлении нового водителя в полис. Принятие этих поправок потребует введения персонального учёта понижающих и повышающих коэффициентов по всем водителям на протяжении всей их водительской истории и вне зависимости от использования конкретного транспортного средства. Все эти факты могут лишь усложнить процедуры и удлинить сроки оформления документов при оформлении полиса ОСАГО. Это может оказаться первой существенной проверкой российских страховщиков на способность оперативно решать имеющиеся проблемы в совершенствовании российских правил автогражданской ответственности. Главное, чтобы усложнение процедур и введение новой системы бонусов не привело в очередной раз к повышению тарифов на ОСАГО.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 26.11.2016 23:00
Копировать текст статьи
Комментарии 0
Новости партнеров
Еще на сайте
Наверх