Нужно ли всем поголовно учить язык национальных республик? Как быть, если уклад жизни и обычаи регионов входят в противоречие с федеральным законом? Возможны ли разные модели местного самоуправления? Эти вопросы звучат в последнее время в России всё громче. Над ними поразмышлял и наш иностранный корреспондент Сергей Поживилко.
«Погода для снайперов идеальная». Сержант подмигнул и скрылся в люке БТР. А я поплёлся к старенькому автобусу, который остался единственным транспортным средством между Осетией и Ингушетией. Ехал в нём исключительно чиновный люд, занятый урегулированием конфликта. Из-за медленно идущего впереди БТР несколько десятков километров по выжженному Пригородному району показались вечностью. Ни души.
Шляпу сними!
Всё это произошло много лет назад. Тогда я приехал в Назрань брать интервью у первого президента Ингушетии Руслана Аушева. Генерал сидел в камуфляже со звездой Героя Советского Союза на груди. Поскольку привыкнуть к тому, что между двумя вчерашними советскими народами нынче идёт война, трудно, первое, что я спросил: как вообще такое могло произойти? Аушев ответил: «Это всё Горбачёв со своей демократией. Решил на всех шляпу нацепить. А ведь кто-то хочет в папахе ходить, а кто-то – в тюбетейке».
Этот разговор после вспомнился мне во время печально известного новогоднего штурма Грозного. Тогда генерал Наумов признался: ещё до входа в Чечню их танковую колонну пожгли ингуши. Вот так за право «ходить без шляпы» воевала одна республика, но к событиям в ней далеко не нейтрально отнеслись соседи. Впрочем, не зря то время назвали парадом суверенитетов. А не возникнуть он не мог.
Как говорит поговорка, обычай крушит закон. Коммунистическая унификация лишь загнала нравы и обычаи в подполье, откуда они при первой возможности мгновенно выскочили, часто в диком и несуразном виде. Попытка их снова придавить привела к страшным жертвам и исламизации большого региона.
Поневоле приходится вспоминать опыт Российской империи, где Польша и Финляндия имели конституции, зато Бухарское ханство передало центру лишь вопросы внешней политики. И определялась эта разница в подходе не просто разными религиями и национальностями. В той же центральной Руси люди веками были крепостными, в то время как на огромных территориях не знали этого бремени. В Сибири не было земств, зато в казачьих землях действовало выборное атаманское правление. Житьё на особицу декретом не убьёшь – оно в крови. Но возможно ли оно в XXI веке? Вполне.
Еврейская дискриминация
Яркий пример тому – Израиль, созданный выходцами из Российской империи и по её лекалам, что до сих пор заметно в разных сферах жизни. Арабские граждане не служат в армии, что позволяет им сразу после школы заполнять университетские аудитории. Национальные общины самоуправляются. Бедуин может иметь четыре жены, а для развода достаточно три раза произнести «талак», чтобы женщина в чём стояла, в том и ушла. Дети старше шести лет остаются с отцом, и никакой суд и прокурор не может это изменить. Впрочем, мусульмане могут вместо шариатского пойти в обычный гражданский суд. Но там разбирательств приходится ждать годами.
Сборная Эритреи по футболу не будет бороться за возможность выступить на чемпионате мира 2026 года. Власти страны решили отказаться от соревнований, чтобы футболисты не просили во время выездов политическое убежище.
В деревне Кфар-Кама живут адыги, бежавшие когда-то от войны на Кавказе. Без разрешения мэра ни один госчиновник, включая полицейского, сюда не войдёт. Есть свои компактные поселения у друзов и чеченцев. В общем, в Палестинской автономии получается целый слоёный пирог из христиан, мусульман, родов и семей. И тут принцип простой: делайте что хотите, но не занимайтесь террором. За это вам ещё и премия будет в виде стадиона или клуба.
Самое интересное, что и еврейская община неоднородна. Религиозные ортодоксы живут по Торе, получая от государства (а точнее, от светских соплеменников) миллиардные дотации. В районах компактного проживания строго соблюдаются шабат, кашрут и прочие заповеданные стариной прелести. Но и эта община неоднородна, колеблясь от религиозных сионистов до ненавистников государства Израиль. И вся эта каша варится на крошечном пятачке, который почти в 3 раза меньше Краснодарского края. А если ещё учесть, что он на две трети состоит из пустыни…
По уму и по сердцу
На взгляд туриста, картина в Израиле просто идиллическая. Но вглядеться попристальнее – она не от хорошей жизни, а от суровой необходимости. Конструкция из демократии и исторических традиций постоянно искрит на стыках. Мелкий, но показательный факт: русские девочки-репатриантки из небогатых и не всегда благополучных семей влюбляются в бедуинских юношей. А потом оказывается, что жена ты не единственная и у тебя есть одни обязанности и нет прав. Более того, из семьи ты можешь уйти только по воле мужа, а не по своей. Итог – несчастные дети, обезумевшие мамы, пожимающие плечами полицейские.
Те же бедуины ставят не только свои шатры, но и дома, где им заблагорассудится, без всяких землеотводов. Нацменьшинства очень нерегулярно в сравнении с евреями платят налоги, на что, как и на другие их шалости, местная Фемида взирает широко закрытыми глазами. За что на неё косо поглядывают с двух сторон. В арабском городке пошли нападения на таксистов. Полиция не реагировала – сами разбирайтесь. Итогом стал штурм и поджог полицейского участка.
Но, как ни странно, дальше глухого недовольства дело не идёт. Левые даже проводят демонстрации не против арабов, а в их поддержку. А вот между светскими и религиозными евреями разворачивается настоящая война. Религиозные партии и в парламенте, и в муниципалитетах играют роль кингмейкеров: кого они поддержат, тот и у власти. Это позволяет им выдвигать непомерные требования. Например, и транспорт, и магазины по субботам не должны работать совсем! Заодно в парламент внесён проект закона, по которому изучение Торы (а оно идёт всю сознательную жизнь) освобождает от исполнения всех остальных обязанностей гражданина, включая службу в армии.
А арабская фракция в ответ на закон о признании еврейского характера Израиля предложила свой закон. Суть его проста: демократия – это ведь равенство, так? Значит, тогда никакой еврейской символики в государственных символах, и дальше по списку. И что возразишь?
Те же проблемы неизбежно возникают сегодня и в мусульманской Чечне. Спросите у мусульманина, что важнее – законы государства или положения Корана? Наверняка он удивится. Как и еврей, живущий по Торе и другим священным книгам.
От этого уже никуда не деться. И из двух зол выбрать лучшее невозможно. Придётся качать между ними политический маятник, опираясь на здравый смысл и чувства людей. Только не с такой резкой амплитудой, как предшественники: от обещания полной независимости до принудительной унификации. От русификации до дерусификации. От «берите суверенитета сколько хотите» до «восстановления конституционного строя» с сотнями тысяч убитых и искалеченных.
Да, задача очень нелёгкая. Современники спорили о том, правильно ли Александр I дал конституцию Польше. Нынешние историки продолжают этот спор. У элит, которые либо истошно кричат о соблюдении Конституции, либо требуют полного самоуправления для регионов, должно хватить терпения, чтобы найти золотую середину.