El Dia de los Muertos – в переводе с испанского «День Мёртвых» или «День Мертвецов». В последние годы по количеству упоминаний в массовой поп-культуре это событие ничуть не уступает не менее раскрученному и вызывающему двойственные оценки Хэллоуину. Но путать и смешивать эти мероприятия не стоит!
Различия состоят не только в датах событий: Хэллоуин отмечается в ночь с 31 октября на 1 ноября и плавно «перетекает» в День Мертвецов, чьими датами являются 1 и 2 ноября. Но в их особой символике (главным атрибутом Хэллоуина является зубастая тыква с горящей свечой внутри, летучая мышь, паучьи сети, прочая живописная готическая атрибутика) и смысловом наполнении.
Объединяет Хэллоуин и День Мертвецов мистическое поверье, что в эти дни открываются проходы между различными мирами, из которых появляются различные мифические, мистические и другие фантастические сущности, в том числе когда-то умершие. Относиться к ним, следует уважительно и почтительно, задабривая их угощениями, напитками, цветами и подбадривая карнавалами с переодеваниями в сочетании с особым гримом.
Далее начинаются различия. Причём кардинальные. Про Хэллоуин мы писали и интересующиеся вопросом могут посмотреть наши выкладки здесь. В случае Дня Мертвецов основной идеей считается тема поминовения усопших, когда предполагается, что души умерших родственников могут посетить родной дом и увидеть близких. Поэтому посещение кладбищ является одной важных составляющих события.
Остановимся на Дне Мертвецов подробнее, частично цитируя материалы из статей «Хосе Гвадалупе Посада» и «Мексиканский карнавал смерти» – автор Андрей Кофман (журнал «Декоративное искусство»), Ляли Чандры «Традиции и обычаи». 28.10. 2017 года и наши собственные предыдущие исследования вопроса.
Изучение фольклорных обычаев, искусств и верований разных народов, населяющих и населявших планету Земля в разное время и связанных с ними различных (в том числе, тотемных, племенных, ритуальных и других) изображений (в частности, татуировок и различных орнаментов), является частью страноведческих исследований «Нашей Версии».
Здесь мы, вместе с нашими партнёрами, вроде выставок «Поехали», «Этноскоп», «Вездеходер», «Мотовесна» и других рассуждаем о любопытном феномене путешествия, о приключениях, туризме и о самих путешественниках, а также говорим о мировых культурах, различных коренных народах и этнических традициях.
Глава Дагестана Сергей Мелкиов выразил возмущение поведением жителей региона, которые не стали отменять банкеты 28 сентября в день траура по погибшим при взрыве на АЗС.
Мексиканским символом Дня Мертвецов является Calavera (исп. «Череп»). С этим образом связан ряд изделий, ассоциированных с данным событием. Под термином «Калавера» также может подразумеваться любое художественное изображение черепа. Широко известным примером подобных иллюстраций с содержанием черепа является серия гравюр самобытного мексиканского художника по имени Хосе Гуадалупе Посада.
Исследуемый нами День Мертвецов, уходит своими корнями в обширную и до сих пор не слишком хорошо изученную мифологию древних и загадочных индейских народностей майя и ольмеков, а быть может ещё глубже. Его возрождению и превращению в настоящую коммерческую индустрию очень поспособствовало творчество и особое видение вопроса Хосе Посадой.
Начало двадцатого века стало временем, когда он создал огромное количество остроумных карикатур, среди которых бросались в глаза и сразу запоминались образы веселящихся скелетов, а также некоторые орнаменты, которые стали классическими для «пугающего» лицевого грима, обширно применяемого в сопутствующих Дню Мертвецов фейс-арте и боди-арте.
Хосé Гуадалу́пе Посáда (исп. José Guadalupe Posada) родился 2 февраля 1852 года в мексиканском городке Агуаскальентес и умер 20 января 1913 в Мехико. Он известен, как мексиканский художник-график, карикатурист, книжный иллюстратор. «Художник столь же великий, как Гони или Калло, Посада в своем творчестве был подобен бурлящему роднику и создал поистине неисчерпаемое богатство»,— так писал о нём не менее прославленный Диего Ривера. «Он был моим единственным учителем», – заявлял Ривера.
В автобиографии Хосе Клементе Ороско — другого всемирно известного мексиканского художника-муралиста — находим такие строки: «Посада трудился на виду у прохожих, за стеклом витрины, выходящей на улицу. Каждый раз по дороге в школу или обратно я останавливался на несколько минут и, очарованный, созерцал гравера за работой, а иногда и осмеливался заходить в мастерскую. Это стало начальным стимулом, давшим толчок моему воображению и побудившим меня заполнять бумагу первыми каракулями, открытием искусства живописи».
Немногие, наверное, знают, что «муралисты считали Посаду своим учителем, предтечей всей современной мексиканской живописи (именно живописи, а не только графики)». Сам движ, называемый «Мексиканской школой», начался «с признания графики Посады своего рода основным ориентиром для художников, источником вдохновения». Хосе Ороско комментировал жизнь Посады следующим образом: «Как и все истинно великие художники, Посада являл собой великолепный пример простоты, скромности, достоинства и уравновешенности…».
Про Посаду известно, что он постоянно трудился, не чураясь никакой работы. Помимо иллюстраций в газетах и в лубочной литературе Посада рисовал: «афишки для театров, бычьих и петушиных боёв, виньетки на коробки сигарет, спичечные этикетки, рисунки на игральных картах, планы, объявления, религиозные открытки» и так далее. Во все эти (так называемые) «низкие» жанры искусства (предположим, что сегодня некоторые из них причислили бы к жанру комиксов – авт.) он вносил необыкновенный талант, неисчерпаемую фантазию и безупречный вкус. За 46 лет кропотливого труда художник «создал более 15 тысяч гравюр на дереве и металле»!
Один их изданных в Мексике альбомов, посвященных его творчеству, озаглавлен так: «Хосе Гвадалупе Посада — иллюстратор жизни Мексики». Название – ёмкое и точное. Но, как правильно подметили исследователи вопроса: «Посада — не просто иллюстратор жизни Мексики. Он – иллюстратор души Мексики». Соглашусь, что в этом отношении особый интерес может представлять известная, и, пожалуй, одна «из лучших серий гравюр Посады под названием «Калаверас»!
Продолжение следует.