Версия // Культура // «Последняя дуэль», «Сигнал бедствия» и «Тем больнее падать» – обзор кинопремьер этой недели

«Последняя дуэль», «Сигнал бедствия» и «Тем больнее падать» – обзор кинопремьер этой недели

4057

Бог их рассудит

«Последняя дуэль», «Сигнал бедствия» и «Тем больнее падать» - обзор кинопремьер этой недели
В разделе

На этот раз мы подготовили для вас обзор следующих кино- и сетевых премьер. Историческая драма от сэра Ридли Скотта «Последняя дуэль», фэнтези драма «Сигнал бедствия» и «тёмный» драматический вестерн «Тем больнее падать».

Последняя дуэль

(18+)

Реж – Ридли Скотт

В ролях – Мэтт Дэймон, Адам Драйвер, Джоди Комер, Харриет Уолтер, Бен Аффлек, Алекс Лоутер, Мартон Чокаш, Уильям Хьюстон, Оливер Коттон

Производство – США, Великобритания

Историческая драма от сэра Ридли Скотта – режиссера «Чужого», «Бегущего по лезвию», «Гладиатора» и множества других культовых и просто хороших фильмов.

Действие фильма происходит в конце XIV века в Нормандии – французской северной провинции. Страну раздирает Столетняя война, народ борется с голодом и чумой. Жан де Карруж (Мэтт Дэймон) возвращается из военной командировки в Шотландию, где всё прошло не совсем гладко. Молодая супруга – Маргарит де Карруж (Джоди Комер) рассказывает ему, что их сосед по землям, а также соперник при дворе герцога (Бен Аффлек), рыцарь Жак Ле Гри (Адам Драйвер), её изнасиловал. Де Карруж ищет справедливости у герцога, но тот питает к нему сильную антипатию и пытается замять дело. Но бравый рыцарь не успокаивается и отправляется ко двору самого короля Франции – Карла VI (Алекс Лоутер), в Париж. Так как свидетелей изнасилования нет ни у одной из сторон, а слова самой Маргарит подвержены подозрениям в искренности, Карруж настаивает на проведении поединка чести между ним и Ле Гри. Король соглашается на это, при условии, что если Карруж победит – он отстоит честь своей супруги и свою собственную. Если проиграет – их обоих ждет смерть.

«Последняя дуэль» вышла в мировой прокат в середине сентября и показала чудовищные кассовые сборы. Даже на своей родине – в Штатах, фильм с треском провалился, не собрав даже половины бюджетных затрат. У нас картина Ридли Скотта появится на больших экранах лишь через две недели, и только в регионах, где кинотеатры будут работать. Но даже если бы она вышла в каждом российском кинотеатре, это не спасло бы ленту от чудовищного провала. Но стоит ли думать, что это показатель качества? Конечно нет.

Фильм Ридли Скотта получился именно таким, каким должен был быть – интересным, аутентичным, масштабным, проработанным и красивым. Те, кто сравнивает картину с «Расемоном» великого Акиры Куросавы, оказываются правы. Сюжет действительно рассказывает одну историю с трёх разных сторон: от лица самого Карружа, его соперника Ле Гри и хитрой супруги Маргарит. Тем самым фильм как бы делится на три части, каждая из которых повторяет события предыдущей. Только к финалу зритель сможет соединить все события в одну картину, а также выявить для себя спорные места. Некоторые вещи будут отличаться в зависимости от рассказчика. Конечно, Куросава 70 лет назад использовал этот приём настолько органично и к месту, что переплюнуть его уже никому будет невозможно. Но Скотт старался, как мог, и это заметно. Все два с половиной часа хронометража (а это почти полностью разговорное кино, несмотря на пару-тройку качественных экшн-сцен) кино не отпускает внимание своего зрителя. Усидчивого зрителя, привыкшего к долгим размеренным повествованиям. Посему резюмируем, что рассказать интересную историю у Скотта получилось куда лучше, чем в большинстве его последних киноработ.

Сюда можно прибавить отличную картинку. Средневековье в разгар одной из самых кровопролитных войн Европы, показано весьма и весьма натурально. Прикопаться здесь смогут, разве что, профессиональные военные историки (наверное). На взгляд рядового зрителя лента смотрится крайне исторично, буквально передавая дух той эпохи. Сюзерены, вассалы, замки, «проклятые англичане», конечно же, цвет нормандского рыцарства, могущественное духовенство, нищие крестьяне, грязь и разруха… Всё снято на натуре, присутствие компьютерной графики сведено к минимуму, и это особо не заметно. Даже в отрыве от сюжета фильм просто приятно смотреть любому, кого привлекает тематика реального средневековья. Не фэнтезийного, вроде «Игры престолов» или «Ведьмака», а приближенного к реальности, насколько мы можем судить о том времени.

Актерские работы вполне могут стать номинантами на статуэтки Оскар грядущей церемонии. В особенности Мэтт Дэймон, который, если говорить откровенно, во всех фильмах изображает примерно одного и того же персонажа. Здесь же он максимально отошел от своего привычного образа. Гримеры постарались его состарить, придать больше брутальности и мужественности, плюс дух эпохи отразился на прическе и бороде, что сделало актера наиболее изменившимся для этой роли. Если Адам Драйвер особо не менял ни прическу, ни бороду, то Дэймон неплохо перевоплотился. Это сказалось и на актерской игре – его персонаж наиболее экспрессивный, простодушный и прямолинейный; эмоциональный центр фильма. Роль Драйвера на его фоне резко контрастирует – его Ле Гри взвешен, молод и хорош собой, хладнокровен и умён не под стать его сословию. Так же (более визуально) запомнился блондинистый Бен Аффлек, чей герой играет в этой истории далеко не последнюю роль.

Отдельной похвалы достойна финальная сцена дуэли двух рыцарей. Без прикрас, максимально приближенно к реальности, жестко и бескомпромиссно Скотт показывает, как реально сражались тяжеловооруженные латники. Там доспех играет куда большую роль, чем оружие, а победителя определяет не столько сила и умение драться, сколько выносливость и воля к победе.

Всё вышеперечисленное можно отнести к достоинствам фильма. Да, нам картина действительно понравилась, и мы бы рекомендовали ее всем любителям Средневековья и просто киноманам. Так почему же ее называют одним из главных провалов года? Дело в массовом зрителе, которого донельзя избаловали попкорновые супергеройские блокбастеры, и, возможно, в подорванной репутации самого Ридли Скотта. Для широкого зрителя два с половиной часа диалогов, изредка прерываемых короткими экшн-сценами, да еще и в антураже реалистичного грязного, серого, унылого и мрачного Средневековья – это перебор. Здесь нет клипового монтажа, шутеек, пасхалок и отсылок к массовой культуре, популярных музыкальных хитов, узнаваемых персонажей, кочующих из одного фильма в другой… В этом плане «Последнюю дуэль» можно сравнить с «Дюной» Вильнёва. Только в последнем случае фильм вытащила репутация режиссера – поклонники ринулись в кинотеатры и на стриминговые сервисы, чем обеспечили «Дюне» кассовый успех. А сэр Ридли вляпался в собственные глупые «Прометей» и «Чужой: Завет», что автоматически насторожило основную массу его поклонников. Конечно, это никак не отразится на карьере 83-летнего режиссера, у которого уже анонсированы несколько грядущих работ (среди которых биографическая драма-триллер «Дом Гуччи», который выйдет в конце этого года, и который мы очень ждем). Но немного обидно, что качественное, серьезное кино, снятое в традициях старой школы, сегодня не так востребовано зрительским кинорынком.

Эпикриз: «Последняя дуэль» – хорошая историческая драма, которая не вызывает всплеска эмоций и не берет за душу, но все два с половиной часа интересно рассказывает свою историю. Всем желающим погрузиться в соответствующую атмосферу – строго рекомендуем.

В качестве иллюстраций использованы кадры из трейлера фильма «Последняя дуэль» (2021), реж. – Ридли Скотт.

Сигнал бедствия

(16+)

Реж – Карен Чинорре

В ролях – Грэйс Ван Паттен, Миа Гот, Гавана Роуз Лю, Стефани Соколински, Теодор Пеллерен, Джульетт Льюис, Франо Маскович

Производство – США

Женская драма с элементом фэнтези от начинающего и никому толком неизвестного режиссера Карен Чинорре.

Главная героиня – Ана (Грэйс Ван Паттен) работает официанткой в небольшом ресторане на побережье. Она ненавидит свою работу, в особенности начальника, который постоянно угнетает молодую девушку. Однажды, во время подготовки проведения свадебной церемонии в этом заведении, Ана слышит странные позывные, которые доносятся из духового шкафа. Через него девушка таинственным образом попадает на удалённый заброшенный остров, который, будто бы застрял во времени Второй Мировой войны. Там обитает группа молодых женщин, которые самыми изощренными способами ведут войну против мужчин.

«Сигнал бедствия» сперва производит двоякое впечатление. О том, что это кино будет рассказывать о тяжелой судьбе современных женщин, которых то и дело угнетают эти похотливые и авторитарные мужчины, можно догадаться уже по синопсису. Даже в нашем изложении. Но на первых порах кажется, что кино не такое простое. Ведь здесь девушки открыто убивают незнакомых им парней и мужчин, без разбора. Просто по половому признаку. Их не заботит, кто эти парни, и чем они провинились. Нет, группа женских повстанцев отправляет тонуть корабли с мужчинами, расстреливает оказавшиеся на острове группы солдат, готовят диверсии, а в свободное время мирно развлекаются на солнечном побережье. Такие персонажи не могут нести положительное значение для зрителя. Поэтому, когда Ана начинает проявлять признаки милосердия (а ее ушлые солдатки завербовали быть снайпером, благо, она хорошо стреляет), это вызывает конфликт с остальными девушками. И здесь мы уже было обрадовались – неужели у создателей фильма хватило смелости обставить дело таким образом, чтобы показать негативные стороны радикального феминизма? Дать справедливую оценку этому движению, которое носит ярко выраженный деструктивный характер. Именно такими предстают перед зрителями главные героини фильма – несущими смерть и разрушение. Неужели создателей (режиссер – девушка) не обольют помоями представители прогрессивной леволиберальной западной тусовки за подобный выпад? Примерно до середины фильма мы были уверены, что фильм окажется перевертышем, и радфем получит локальный разгром со стороны здоровой морали. Но мы чудовищно ошибались. Вместо того, чтобы заклеймить радфем, который давно уже не борется ни за какие права, а лишь служит целью для выражения больных насильственных наклонностей его приверженцев, создатели всеми силами постарались его оправдать. И это очень и очень печально.

Понятное дело, что фильм не даром использует в качестве жанра слово «фэнтези». Показанное там не стоит воспринимать буквально, причем сам фильм на это недвусмысленно намекает. Но посыл есть посыл, и нам кажется, что не только лишь мы его там смогли рассмотреть. Всё лежит на поверхности. Конечно, можно трактовать финал, как отказ от радфема в пользу более-менее человечного феминизма. Только создатели и не старались осудить то насилие, которое несли девушки на острове. В общем, слишком много мы уделили никудышному и крайне спорному посылу фильма.

В остальном, если абстрагироваться от смысловой нагрузки, то фильм можно было причислить к неплохим экспонатам независимого кино. Бегство от реальности на отдаленный остров, разношерстная компания девушек, обитающих в импровизированном штабе – подводной лодке, военная атрибутика Второй мировой. К этому стоит добавить приятную картинку и беззаботную атмосферу отчужденности и комфорта. Картина и правда могла получиться куда более приятной и вменяемой, будь там иное смысловое наполнение.

Эпикриз: «Сигнал бедствия» имел определенный потенциал, который полностью погубила человеконенавистническая повестка. Конечно, до такого идиотского абсурда как в «Воздушном бое» дело не доходит. Но там хотя бы Хлоя Морец сражалась против гремлина, а здесь пачками укладывают мужчин. Без малейшего возмездия или хотя бы нравоучений.

Тем больнее падать

(16+)

Реж – Джеймс Сэмюэл

В ролях – Идрис Эльба, Зази Битц, Реджина Кинг, Джонатан Мэйджерс, Лакит Стэнфилд, Эди Гатеги, Делрой Линдо, Тейт Флетчер, Даниэль Дедуайлер

Производство – США

Вестерн от малоизвестного режиссера Джеймса Сэмюэля, в копилке которого имеется лишь один подобный фильм – «К рассвету они умрут». Производством ленты занималась компания «Netflix».

Сюжет прост и понятен. Нэйт Лав (Джонатан Мэйджерс) – темнокожий бандит, орудующий на Диком Западе. В далеком детстве его семью убил безжалостный преступник по имени Руфус (Идрис Эльба). Сейчас Нэйт узнает, что Руфус благополучно бежал из тюрьмы с помощью своих подельников. Делом чести нашего героя становится найти и отомстить негодяю, благо, врагов Руфус нажил себе достаточно.

Чтобы без лишней демагогии рассказать, что это за фильм, сперва надо сделать короткий экскурс в историю кино. Некогда, в 70-х годах прошлого века в США зародился один экспериментальный субжанр, который называется «блэксплотейшн» (от слов «чёрный» и «эксплуатация»). Одним из выдающихся деятелей этого направления был стендап комик Руди Рэй Мур (смотрите прошлогодний «Меня зовут Долемайт», рекомендуем). Но сейчас не о нём. Ленты жанра блэксплотейшн были ориентированы сугубо на «цветную» городскую аудиторию, используя и возводя в абсолют как стереотипы «белых» о «чёрных», так и стереотипы «чёрных» о самих себе. Разумеется, снимали такие фильмы, в основном, тоже не совсем белые, а играли в них уж тем более не европеоиды. Ныне жанр считается умершим, но это не совсем верно. Последнее время «Netflix» вовсю злоупотребляет блэксплотейшном, что приносит компании хорошие прибыли. А если курочка несёт золотые яйца, то разве можно считать ее мёртвой?

«Тем больнее падать» можно без оговорок отнести к жанру блэкплотейшн. С классическими и современными вестернами фильм имеет мало общего, кроме места и время действия. Но даже то, каким предстает здесь Дикий Запад совсем не похоже на то, как его принято изображать сейчас. Визуально фильм походит на яркий, красочный костюмированный утренник или вечеринку темнокожих косплееров, которые решили повеселиться в антураже Дикого Запада. Ноль реализма, ноль претензий на правдоподобие. Практически все актеры – темнокожие (и бандиты, и шериф, и пастор, все…), что уже никак не вписывается в истинное положение дел на Диком Западе. Да на фоне этого фильма «Джанго освобожденный» Тарантино (который, кстати, любил блэксплотейшн 70-х) кажется документальным фильмом.

Сюжет для вестерна здесь типичный, напоминает «Однажды на Диком Западе», только создатели специально подкрутили драматизм до уровня индийского кино. Но в целом к сюжетной подоплёке у нас претензий нет – редко какой вестерн, даже времен расцвета жанра, может похвастаться оригинальностью построения истории или нестандартным способом ее изложения. Одно «но» – фильм слишком затянут. Два часа для подобного жанра это чересчур много, смотреть его утомительно, а тот экшн, что есть, недостаточно разбавляет вязкое повествование и пространные диалоги. К слову, экшн-сцены получились гротескными, но эффектными, если воспринимать их как трэш без претензий к реалистичности.

Актерский каст здесь может похвастаться именами Идриса Эльбы, Делроя Линдо, Зази Битц, а также оскароносной Реджины Кинг. Что говорит нам о солидном бюджете ленты. Отыгрывают они здесь на уровне фильма – с легким перегибом, эмоционально и напыщенно. Специфика жанра.

Бичевать это кино можно долго, но есть одно обстоятельство, которое мы приведем в выводе.

Эпикриз: «Тем больнее падать» снято для определенной целевой аудитории, которой это кино понравится. Не всем, конечно, но многие найдут в нем то, ради чего они пойдут на это в кинотеатр. И в этом нет ничего плохого – все фильмы создаются для той или иной аудитории. Российский зритель вряд ли найдет в этом фильме что-то для себя. Если судить объективно, то работа Джеймса Сэмюэля – слабый и никчемный современный псевдо-вестерн.

Закрытие кинотеатров в некоторых регионах нашей страны сильно ударило по кассовым сборам. Тем не менее тройка лидеров выглядит так: больше всех в прокате заработал анимационный фильм «Кощей. Начало». Следом за ним второе место удерживает семейный анимационный фильм «Семейка Аддамс: Горящий тур». Третье место, как ни странно, принадлежит еще одному анимационному фильму «Неисправимый Рон». Такого, когда все три лидера российского кинопроката являются анимационными картинами, мы не припоминаем!

Хороших выходных и приятного просмотра!

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 05.11.2021 17:00
Комментарии 0
Наверх