В декабре этого года министры торговли со всего мира соберутся в Буэнос-Айресе на 11-й конференции министров Всемирной торговой организации. В свете того, что Соединенные Штаты, которые исторически вели мир в направлении либерализации торговли, в настоящее время активно разжигают торговые противоречия, встреча будет отличаться от всех предыдущих.
Встречи министров ВТО никогда не бывают легкими. Обычно заключают соглашение, но только в последнюю минуту, и формулировки зачастую расплывчаты. Однако на этот раз результат может быть еще более разочаровывающим, поскольку делегаты не могут достичь даже символического соглашения, которое можно было бы использовать с агрессивной маркетинговой кампанией.
Нынешняя напряженность в отношении свободной торговли, основанная на неравномерном распределении ее выгод, не может быть решена в рамках ВТО, не говоря уже о встрече министров. Но это не означает, что предстоящая конференция должна быть пустой тратой времени. Напротив, это важная возможностью инициировать реформы, которые должны помочь ВТО сохранить статус эффективной платформы для сотрудничества в области международной торговли и достижения консенсуса.
Одна из основных проблем, которые необходимо решить, касается «специального и дифференцированного режима» (S & D). Около двух третей из 164 членов ВТО объявили себя развивающимися странами - ярлыком, который дает им право на положения о НИОКР, включая полномочия по поддержанию торговых тарифов на более длительный период времени.
Поскольку ВТО не имеет каких-либо контрольных показателей или индикаторов, чтобы определить, когда страна должна отлучиться от S&D, неудивительно, что ни одна развивающаяся страна никогда не «развилась». Разумеется, поскольку S&D была впервые введена в 1979 году, многие развивающиеся страны выросли больше. Но они не показали готовности отказаться от преимуществ S&D, даже для отраслей, которые стали конкурентоспособными на международном уровне. Многие из партнеров по ВТО, претендующие на льготный статус, часто сопротивляются торговым уступкам внутри организации, предпочитая вести переговоры на других площадках.
Динамика в ВТО резко контрастирует с динамикой в Международном валютном фонде и Всемирном банке. В ВТО развитые страны хотели бы, чтобы крупные развивающиеся рынки взяли на себя больше обязательств, в то время как развивающиеся страны сопротивляются. В бреттон-вудских учреждениях развитые страны блокируют усиление влияния развивающихся экономик.
Но у двух динамик есть кое-что общее: непримиримость, даже если они исходят от противоположных сторон, отражает отрицание реальности. В бреттон-вудских учреждениях страны с развивающейся экономикой правы, что увеличение их экономического веса должно коррелировать с увеличением капитала и большим весом при принятии решений. В ВТО S&D, очевидно, нуждается в обновлении, чтобы гарантировать, что он приносит пользу только тем странам, которые в действительности нуждаются в этом. Таким образом, министры на конференции в Буэнос-Айресе должны быть готовы к честному обсуждению вопросов S&D.
Вторая тема, которую необходимо рассмотреть ВТО, касается достижения консенсуса. В соответствии с действующими правилами решения могут приниматься большинством голосов. Но давняя практика заключалась в том, чтобы принимать все решения на основе консенсуса.
Это разумно и не должно меняться. Хотя создание консенсуса может быть медленным и громоздким, это единственный способ создать легитимность, которую требуют решения ВТО. В конце концов простое большинство голосов не будет учитывать различия в размерах рынка. И взвешенное голосование подорвало бы способность ВТО разрешать споры путем рассмотрения прав и обязанностей между членами разных размеров и политического капитала.
В Сбербанке считают вероятность того, что ключевая ставка будет повышена до 22% или 23% на предстоящем в декабре заседании совета директоров ЦБ, высокой.
Проблема заключается в том, что консенсус интерпретируется как неограниченная власть вето, так что один член может блокировать любое обсуждение вопросов, представляющих интерес для других. Подход, основанный на консенсусе, может использоваться только в том случае, если он влечет за собой обязательство всех работать в направлении общих интересов, а члены возражают формально только на решения, противоречащие некоторым фундаментальным интересам.
Парижское климатическое соглашение стало возможным благодаря простому методу «индаба», принятому у жителей Зулу и Ксоса Южной Африки. Переговорщики имели право отказать в согласии, но только если они выдвигают альтернативные предложения, направленные на поиск общей позиции. Если бы индаба работал в Париже, он мог бы также работать в ВТО. В Буэнос-Айресе министры должны обсудить, как обеспечить, чтобы члены ВТО ответственно применяли свое право на блокирование решений.
Последний вопрос, который министры должны быть готовы обсудить в Буэнос-Айресе, заключается в необходимости обеспечения эффективного адаптации ВТО к меняющейся международной среде. Проблемы с принятием решений S&D и принятия решений в ВТО не новы, но они давно игнорируются, что позволяет им углубляться. Этого не произошло бы, если бы в ходе регулярной деятельности ВТО прослеживалось желание к реформам.
И МВФ, и Всемирный банк имеют наблюдателей, которые регулярно анализируют и оценивают деятельность политиков. Обладатели очень небольших бюджетов, эти беспощадные истиноводители регулярно заставляют лидеров своих учреждений честно обсуждать организационную эффективность и возможные реформы. Такой независимый офис для оценки - именно то, что требуется ВТО.
ВТО не может навсегда решить свои проблемы под ковром. Вопрос в том, предпримет ли он реформы, которые ему нужны сейчас, или дождится, пока из-за дорогостоящего кризиса не останется выбора.