// // На МАКСе-2009 американские боевые самолёты могли быть арестованы за долги

На МАКСе-2009 американские боевые самолёты могли быть арестованы за долги

316

Долетались!

Американских самолётов на нынешнем авиасалоне не будет
Фото: Сергей Тетерин
Американских самолётов на нынешнем авиасалоне не будет Фото: Сергей Тетерин
В разделе

Международный авиасалон МАКС в Жуковском в этом году впервые за несколько лет остался без экспозиции США. Барак Обама рекомендовал американским авиационным корпорациям воздержаться от участия в российском форуме, мотивируя отказ экономическим кризисом. Корреспондент «Нашей Версии» выяснил истинные причины отказа штатовских компаний от участия в престижном авиасалоне.

С 2003 года участие США в МАКСе было более чем представительное. Шесть лет назад на авиасалоне в Жуковском американцы впервые представили нашей публике свои боевые истребители F-15, F-16 и F-18 и стратегический бомбардировщик В-52. Два года назад на МАКСе-2007 ВВС США представили девять самолётов, в том числе усовершенствованный стратегический бомбардировщик В-52, транспортные C-17 и С-130, топливозаправщик KC-135 и уже неновые истребители – три F-15, два F-16. Тогда бомбардировщик В-52, который называют летающей крепостью, вызвал, пожалуй, наибольший интерес посетителей авиасалона – зрелище было действительно впечатляющим, несмотря на то что этот тип самолётов эксплуатируется уже полвека.

В этом году МАКС-2009 будет проводиться в девятый раз. Ожидается, что авиапроизводители из разных стран мира продемонстрируют около тысячи экспонатов, среди которых самолёты, авиационные двигатели и приборы, а также разнообразная сопутствующая продукция. Но техники США зрители не увидят. «Изначально планировалось, что восемь американских самолётов будут экспонироваться на статической стоянке авиасалона и два примут участие в лётной программе, – заявил генеральный директор ОАО «Авиасалон» Владимир Борисов. – Однако буквально в последний момент по непосредственному распоряжению президента США принято решение не принимать участия в МАКСе-2009, и связано это вовсе не с политическими, а с экономическими причинами».

Причины действительно экономические, .

Всё началось несколько лет назад, когда ОКБ «Сухой» начал разработку гражданского самолёта SuperJet. Наши производители весь комплекс работ по этому проекту освоить не могли, сказывалось технологическое отставание от американских авиастроителей. Решено было задействовать в разработке и производстве линии SuperJet несколько корпораций США, в том числе таких гигантских, как Boeing и Lockheed. Присутствовало и около десятка фирм поменьше. Все они получили подряды на разработку и производство некоторых деталей для SuperJet. Самолёт рассчитывали запустить в серию в 2005–2006 годах.

Но в 2004–2005 годах администрация Буша сумела протащить через Госдепартамент несколько крайне невыгодных для крупного американского бизнеса документов. Одним из них была рекомендация прервать сотрудничество с рядом российских предприятий, занимающихся поставкой вооружений странам, с точки зрения США, недостаточно демократических. Рекомендация Госдепа была чистой воды провокацией: каким образом можно прервать участие в совместных российско-американских проектах, если в них крутятся сотни миллионов долларов? С какой стати производителям терпеть убытки, ведь разрывы контрактов чреваты гигантскими неустойками, и любой суд признает неправоту сорвавшего работу над заказом участника сделки. Тем более что корпорации, к которым апеллировал Госдеп, не являлись государственной собственностью США и не обязаны были разрывать выгодные контракты с Россией.

По теме

Гиганты, такие как General Electric и Boeing, на рекомендации Госдепартамента не обратили внимания и продолжили работать над SuperJet. Но фирмы помельче, такие как American Jet Estate, AMATO и ещё шесть небольших частных компаний, отказались участвовать в работах по проекту SuperJet. Возможно, именно по этой причине работы затянулись на два года, и самолёт смогли запустить в серию лишь в 2008 году.

По имеющейся у корреспондента «Нашей Версии» конфиденциальной информации, в том же 2008 году ОКБ «Сухой» подал в суд на восемь американских авиафирм, отказавшихся продолжить работу над SuperJet и таким образом сорвавших его разработку и запуск в серию. Процесс тянулся несколько месяцев, и в начале лета появилось решение суда о признании американских компаний виновными. Была назначена и сумма неустойки – порядка 200 млн. долларов США. И суд, и сумму неустойки до последнего времени не афишировали, видимо, рассчитывая получить компенсацию «натурой» – международная судебная практика такие решения предусматривает. Каким образом американцы узнали об этом судебном решении – другой вопрос, но нет никаких сомнений, что им стало об этом известно буквально за несколько дней до проведения МАКС-2009. И Барак Обама попросту «прикрыл» своих авиапроизводителей, видимо, памятуя о том, что заказ по SuperJet был сорван благодаря его предшественнику Джорджу Бушу.

Опубликовано:
Отредактировано: 19.08.2009 11:04
Копировать текст статьи
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх