// // На дорогах ежедневно погибают 73 пассажира

На дорогах ежедневно погибают 73 пассажира

749

Трупы за компанию

Вопреки стереотипу маршрутки бьются не так часто. Фото: ИТАР-ТАСС
Вопреки стереотипу маршрутки бьются не так часто. Фото: ИТАР-ТАСС
В разделе

По предварительным результатам переписи-2010, за последние восемь лет население России сократилось на 2,2 млн человек. Грубо – в год умирало на 275 тыс. человек больше, чем рождалось. В 2010 году на дорогах погибли 26 567 человек. Почти 10% от цифр ежегодной убыли населения. И эти 10% умерли не от естественных причин, не от болезней или старости. Они умерли неожиданно, не вовремя и могли бы этого избежать.

26 тыс. в год – это более 2 тыс. человек в месяц. Или 73 человека в день. Каждый час в России на дороге умирают 3 человека.

«Конечно, смертность на дорогах в последние годы снижается: например, в 2008 году в ДТП погибли 29 936 человек, на 12% больше, чем в 2010-м. Но цифры всё равно очень высокие», – полагает заместитель начальника департамента обеспечения безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации генерал-майор милиции Владимир Кузин.

Если рассуждать не о гипотетической убыли населения, а о вполне конкретных причинах смерти в России, то в 2010 году на дорогах погибли 1,3% общего количества умерших: за прошлый год в стране умерли 2,031 млн человек.

Тех, кто гибнет на дорогах, можно поделить на три основные группы: водители, пешеходы и пассажиры. По данным ГИБДД за 2010 год, почти треть погибших в ДТП (28,2%) – именно пассажиры, от которых ничего не зависит. Они доверили свою жизнь и здоровье водителю, но повлиять не ситуацию не имеют никакой возможности. Они погибли за компанию.

В России относительно защищён лишь пассажир общественного транспорта. Да и то, если это не маршрутка. В автобусах и троллейбусах висят «Правила пользования общественным транспортом», в которых изложены даже некие права пассажира. Но права эти касаются лишь права бесплатного провоза ребёнка, собаки или музыкального инструмента. В них ни слова о том, что пассажир имеет право как-то влиять на качество своей поездки. Водитель всё знает за тебя – безусловное правило в любом общественном транспорте.

В личном – тем более. «Кто за рулём – я или ты?» – огрызается водитель на робкую просьбу пассажира снизить скорость. И это в лучшем случае. Лишь иногда, в такси, скажем, водителю удаётся доказать, что за свои деньги пассажир имеет право на безопасную и комфортную поездку.

У нас нет системы подготовки пассажиров. Пассажиры не знают о средствах пассивной безопасности в автомобиле, не знают, что пристёгиваться они должны даже на заднем сиденье, считают, что ребёнку «на ручках у мамы» безопаснее. Как результат – чудовищное количество жертв на дорогах.

Среди пострадавших в ДТП пассажиров – подавляющее большинство: 37,3%. «Понятно, почему цифры именно такие, – объясняет Владимир Кузин, – пассажиров в машине, как правило, несколько человек. Водитель в момент аварии инстинктивно спасает себя. Пассажиры на задних сиденьях практически никогда не пристёгиваются, многие забывают или не считают должным пристёгивать детей».

И результат – в 2010 году 923 несовершеннолетних пассажира погибли, ещё 15 тыс. были ранены.

В традиционном представлении больше всего страдают от действий водителей пассажиры общественного транспорта. Но это совсем не так. «На муниципальном пассажирском транспорте аварий очень мало, – объясняет технический инспектор профсоюза работников транспорта и дорожного хозяйства Александр Силин. – Автобусы и троллейбусы неторопливы и неповоротливы, двигаются по расписанию. Очень редко в авариях виноваты их водители, и, как правило, это наезд на препятствие. Большинство ДТП на общественном транспорте происходит с участием маршруток. Водители превышают скорость, нарушают правила, перегружают салон, чтобы в карман побольше положить. Отсюда и аварии».

По теме

У Московского транспортного союза, объединяющего коммерческих перевозчиков столицы, своя статистика. «Не надо грешить на маршрутки, – парирует исполнительный директор союза Юрий Свешников. – В 2010 году в Москве на лицензированном виде транспорта произошло 588 ДТП, из них у муниципальных перевозчиков 384 происшествия, а у негосударственных – 175 ДТП. Всего погибло 53 человека (32 – на муниципальном транспорте, 21 – на частном)».

Статистика ГИБДД подтверждает эти цифры. Большинство пассажиров страдает во время ДТП с участием личного транспорта. 76,3% пострадавших и 85,5% погибших в 2010 году пассажиров находились в момент ДТП в автомобилях, принадлежавших частным лицам. Родственникам, друзьям, соседям, «бомбилам».

«Пассажиры имеют право на безопасность перевозки и должны требовать от водителей соблюдения Правил дорожного движения», – уверен Владимир Кузин.

«Как правило, пассажиры преодолевают свой страх, уже будучи напуганными, – уверен адвокат Игорь Трунов. – Мы защищали женщину, сломавшую ногу в ДТП, когда водитель резко тормознул. Был ещё случай, когда мужчине защемило одежду дверями автобуса и его протащило несколько метров за автобусом, прежде чем он остановился. Закон, несомненно, на стороне пассажира, и отстоять его права в такой ситуации несложно. Но напуганная жертва – это не самый лучший пример пассажира в своём праве».

«Я принимал участие в международной конференции в Сербии, – рассказывает Трунов. – Важное государственное мероприятие с участием президента. Нас встречают полицейские, рассаживают по машинам. За рулём – тоже полицейский, гонит по узкой дороге на 150 километрах в час. При этом полная машина докторов, профессоров. Я на переднем сиденье. Мне реально страшно. Но я всё-таки решился сказать ему об этом. А профессора вступились – он же полицейский, профессионал, если так едет, значит, уверен в себе. Чуть ли не скандал получился. Но я всё-таки добился снижения скорости до 120 километров».

Опубликовано:
Отредактировано: 10.05.2011 13:25
Копировать текст статьи
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх