Версия // Общество // В Москве объявлена война липовым ТСЖ

В Москве объявлена война липовым ТСЖ

2473

Не по-товарищески!

Чем больше ТСЖ появляется в Москве, тем чаще в их адрес звучат проклятия горожан Фото: ИТАР-ТАСС
В разделе

Московские власти взялись за товарищества собственников жилья. Каждое ТСЖ проверят по 12 параметрам, в том числе и на предмет соблюдения законности при его создании. А коммунальщиков, скрывающих от народа информацию о подозрительных товариществах, будут наказывать. Наконец, в мэрии отказываются от массового добровольно-принудительного создания ТСЖ, что практиковалось столичными властями на протяжении последних нескольких лет.

Сейчас в Москве ТСЖ управляются чуть более 12 тыс. многоквартирных домов, что составляет 44% жилого фонда города. (Согласно Жилищному кодексу дома могут управляться также непосредственно владельцами помещений, жилищными кооперативами или управляющими компаниями). Власти как на федеральном, так и на региональном уровне всегда рекламировали именно ТСЖ в качестве оптимальной формы управления домом. Порой эта «реклама» становилась слишком уж навязчивой. Собственно, так и произошло в Москве.

В 2007 году столичное правительство приняло постановление «О программе поддержки и развития товариществ собственников жилья, жилищных и жилищно-строительных кооперативов в городе Москве на 2007–2009 годы и задании на 2010 год». В этом документе содержатся целевые показатели: до конца 2010 года товариществами собственников жилья должны были управляться 17 178 домов. Оппоненты мэрии увидели в этом постановлении незаконно навязанный план, ведь согласно законодательству выбор жителями способа управления домами – дело добровольное и самостоятельное. Столичные власти возразили: это не план, а прогноз. Однако, как бы то ни было, за выполнения прогноза чиновники взялись рьяно. Например, пытались «пропихнуть» такую версию программы капитального ремонта многоквартирных домов, по которой в первоочередном порядке ремонтировали бы дома с ТСЖ. Сделать это не удалось: слишком уж возмутились общественники. Однако, когда дело дошло до собственно ремонтов, выяснилось, что почти все дома-участники начали вдруг добровольное вступление в товарищества. Такова, видать, была сила убеждения у чиновников.

В результате произошёл резкий рост количества ТСЖ. Так, по данным столичных властей, только за 2009 год в Москве создано было 3383 тыс. товариществ собственников жилья. Разумеется, при таком массовом появлении ТСЖ мало кто обращал внимание на правовые «шероховатости» при их создании. Хотя порой это были и не шероховатости вовсе, а прямое нарушение закона, граничащее с уголовщиной.

Решение о создании ТСЖ должно приниматься на общедомовом собрании собственников, инициированном одним из собственников же. При общей пассивности граждан вещь трудновыполнимая (для принятия всех ключевых решений нужны положительные голоса более 50% собственников). При создании многих ТСЖ эту проблему решали просто: проводили липовые голосования, а жителей просто ставили перед фактом. В Управление ФАС по Москве жалобы на подобное безобразие шли сотнями.

Да что там жалобы от «простых» граждан – в одном из интервью руководитель московского УФАС Владимир Ефимов признался, что и в его доме создали фиктивное ТСЖ. У этого товарищества появился устав, его зарегистрировали в налоговых органах, председателем значится сотрудник районного главного управления инженерной службы (ГУИС). А жители – ни слухом ни духом. Схожая история, по словам Ефимова, сложилась и в десятке окрестных домов.

История главы московских антимонополистов совсем не уникальна. Создание ТСЖ «сверху», сотрудниками ДЕЗов и ГУИСов, несколько лет было, пожалуй, самой распространённой практикой в Москве. Они имеют вполне законную возможность инициировать собрание в качестве представителей города (если в доме есть муниципальные квартиры, от имени собственников выступают чиновники). А ещё достаточно административных ресурсов, чтобы провести какое-нибудь «заочное голосование», желательно ещё и в отпускной сезон.

У чиновников есть прямая выгода в создании подобных ТСЖ. Во-первых, план выполняется. А во-вторых, проведя реформу, можно оставить всё по-старому. Например, заключить от имени ТСЖ договор на обслуживание дома со старым добрым ДЕЗом (параллельно с массовым созданием ТСЖ мэрия занималась массовым же акционированием ДЕЗов, для начала – с сохранением за городом 100-процентной доли).

Самое забавное, что такое добровольно-принудительное массированное создание товариществ так и не помогло достичь планки, заявленной в упомянутом уже постановлении московского правительства – до «плана» не добрали аж 5 тыс. домов, что составляет около шестой части всех домов в городе.

Теперь Пётр Бирюков, глава комплекса городского хозяйства Москвы, признаёт «возможной ошибкой» то, как создавались ТСЖ в мегаполисе, и осторожно говорит о «перекосах на уровне районов». А городские власти обещают отказаться от практики массового создания ТСЖ. Да и представителей своих вывести из управления товариществами. «Сотрудники ГУИСов становились председателями ТСЖ в тех домах, где доля города превалировала, то есть они являлись представителями городской собственности в доме, где большое количество муниципальных квартир, – говорит Андрей Цыбин, глава Департамента ЖКХ и благоустройства Москвы. – Естественно, что это делалось на стадии создания ТСЖ. И более того, когда в ситуации разобрались, мной было подписано рекомендательное письмо (это было ещё год назад) о том, что мы предлагаем, чтобы представитель ГУИСа был руководителем ТСЖ не более полугода, а дальше жители должны определиться».

Впрочем, это только коммунальщики жалуются, что работают чуть ли не в ноль. В первую очередь строительные компании. Обычная практика: поселив в новостройку жильцов, навязать им свою управляющую компанию, от которой потом, в случае недовольства, не так-то просто отделаться. В лучшем случае нужно мобилизовать большую часть владельцев квартир, чтобы сместить управдома на общем собрании. А нередко подобные истории являются предметом длительных, изнурительных судебных заседаний.

Огромное количество нарушений в работе столичных ТСЖ всегда было очевидным. Год назад, например, Главное управление государственного финансового контроля Москвы проверило расходование бюджетных субсидий, которые получают товарищества на ремонт и содержание общего имущества (подъезды, подвалы, чердаки). Нарушения были обнаружены практически повсюду: у ТСЖ нет раздельного счёта использования субсидий, нет отчётности по каждому дому, нередко размер оплаты коммунальных услуг устанавливается без учёта показаний общедомовых и индивидуальных приборов учёта (счётчиков). Причём речь шла как о халатности и непрофессионализме управдомов, так и о прямых финансовых нарушениях: инспекторы постановили вернуть в городскую казну более 8 млн рублей.

Занимались проверкой городских ТСЖ и ответственных за коммуналку ведомств и в антимонопольной службе. Результаты проверок УФАС также впечатляют. Так, в 2010 году ведомство возбудило 76 дел в отношении районных управ в связи с плохой реализацией управления многоквартирными домами. По результатам проверки, которую мы провели, мы увидели следующую картинку: практически не было у нас домов в городе, где способ управления был бы реализован», – объяснил Владимир Ефимов.

Занялся проблемой ТСЖ и мэр Москвы Сергей Собянин – практически сразу после своего назначения. В конце прошлого – начале 2011 года по его поручению были проведены специальные встречи в «конфликтных» домах, где жильцы были недовольны работой ТСЖ. Таких встреч состоялось аж 850, что уже говорит о масштабе проблемы. По данным уполномоченного по правам человека в Москве Александра Музыкантского, при создании ТСЖ в 2008–2010 годах имели место сотни случаев мошенничества. Криминала то есть. По словам омбудсмена, «в десятке управ ДЕЗы кончены, появлялось новое ООО и захватывало все дома из обслуживания у бывших, ныне акционированных ДЕЗов».

Мэр Собянин поручил провести проверку всех ТСЖ. Чиновники выработали даже 12 показателей, по которым будут выяснять, по закону или нет создано было то или иное ТСЖ. Эти критерии были выбраны очень просто: чиновники взяли Жилищный кодекс, в котором определены процедура и этапы создания ТСЖ – от первого собрания собственников до выбора правления и подписания договора с управляющими и подрядными организациями. «Там чётко сказано, что инициатором собрания жильцов могут быть только собственники помещения, – перечисляет руководитель Центра реформы в ЖКХ Ирина Шрамко. – Поэтому проверяется, являлся ли собственник инициатором собрания или нет. Уведомления собственникам о проведении собраний должны быть разосланы за 10 дней. Кворум по решению собрания – более 50% голосов за решение пропорционально доли занимаемой площади. Повестка дня должна быть чётко определена и не может быть изменена».

Удивительно одно: почему за соблюдением этих правил не следили раньше, на этапе массового создания ТСЖ?

В новостройках управляющими компаниями становятся структуры, подконтрольные застройщикам
lori.ru
В новостройках управляющими компаниями становятся структуры, подконтрольные застройщикам lori.ru

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 21.03.2011 12:20
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх