Версия // Общество // На базе траулера проекта 503 серийно строились суда различного назначения

На базе траулера проекта 503 серийно строились суда различного назначения

9240

Морской универсал

На базе траулера проекта 503 серийно строились суда различного назначения
В разделе

Обычно при строительстве гражданского судна не предусматривается его модернизаций, которые работали бы в других сферах народного хозяйства. Действительно, сложно представить плавучую буровую установку (пассажирский лайнер, контейнеровоз и так далее), на базе которого можно сделать боевой корабль, научно-исследовательское судно или пограничный сторожевик. Но бывают и исключения.

В этой статье мы расскажем о проекте рыболовецкого траулера, на базе которого были созданы и успешно работали 9 типов судов различного назначения.

СРТМ проекта 503 «Альпинист»

После окончания Второй мировой войны, рыболовный флот Советского Союза пополнился большой серией рыболовецких траулеров типа «логгер» постройки ГДР. Всего было построено около 850 таких судов. Проект был разработан в Германии еще до войны (первые траулеры были построены в 1938 году). После войны несколько судов этого типа по репарации перешли к Советскому Союзу и получили положительные отзывы от работавших на них рыбаков. В СССР эти траулеры обозначались как тип СРТ-300/400. Водоизмещение «логгеров» было около 400 тонн. После войны уцелевших рыболовных траулеров почти не осталось, поэтому на «логгерах» ходили из Калининграда в Северную Атлантику за сельдью. Но всё-таки «логгеры» предназначались для закрытых морей или для добычи рыбы в прибрежных районах.

Следующими массовыми кораблями стали средние рыболовные траулеры СРТМ проекта 502 типа «Океан» также постройки ГДР. Это были хоть и не большие, но уже океанские корабли, способные работать в открытом море. Водоизмещение «океанов» было уже около 700 тонн. Всего построено 171 судно этого типа. Надо сказать, что ВМФ СССР проявил интерес к «логгерам» и «океанам». На их базе создавались малые разведывательные корабли МРЗК первого поколения. О первых советских кораблях ОСНАЗ – смотри статью «История кораблей ОСНАЗ. Начало». Дальнейшее развитие рыбопромыслового флота пошло по пути увеличения водоизмещения траулеров (в этой статье мы не рассматриваем суда для прибрежного лова). Появились большие морозильные рыболовные траулеры БМРТ типов «Пушкин» и «Маяковский», водоизмещением 3 800 тонн, которые стали родоначальниками большого количества типов океанских промысловых судов. На них впервые был применен метод спуска и подъёма трала с кормы, что значительно повышало эффективность добычи рыбы. С появлением судов типа БМРТ рыбу стали ловить буквально на всей планете – от арктических до антарктических вод.

Однако спустя десять лет после ввода в строй первых БРМТ подошло время списания части СРТМ типа «Океан». Руководство Министерства Рыбного хозяйства осознало необходимость иметь траулеры, способные ловить рыбу в океанской зоне, но относительно недалеко от своих портов. Таких зон было три. На Севере это районы Баренцева и Норвежского морей. На Дальнем Востоке Берингово и Охотские моря и часть акватории Тихого океана, примыкающая к Курильским островам. На Западе воды Восточной Атлантики с базированием траулеров в портах Балтийского моря.

Так появился проект 503. Официально новые суда назывались «Сейнер-траулер рефрижераторный типа «Альпинист» проект 503». «Альпинист» – это название головного судна. «Альпинист» мог добывать рыбу с помощью трала и кошелькового невода. Проект разрабатывало ЦКБ «Ленинская кузница» в Киеве, главным конструктором проекта был Г.П. Дубский. Необходимо было спроектировать относительно небольшое судно неограниченной мореходности, способное работать с тралом, как БМРТ – с кормы. Получилось судно длиной 53,7 метров и водоизмещением 1 200 тонн. Экипаж состоял из 23 рыбаков. Траулер мог проводить лов тралом, кошельковым неводом, с помощью электрического света бортовой ловушкой. Улов охлаждался, или выпускалась малосоленая продукция. Головное судно проекта – «Альпинист» – было введено в строй в 1971 году. Оно предназначалось для рыбаков Находки. Сейнеры-траулеры этого проекта строили на судостроительном заводе «Ленинская кузница» в Киеве, а так же на Ярославском и Волгоградском судостроительных заводах почти 20 лет. Ежегодно сдавали 12 – 20 траулеров этого проекта. Всего было построено почти 290 траулеров. Строительство серии было завершено в 1994 году. Как сказали бы сегодня, проект 503 оказался идеальной платформой для кораблей и судов различного назначения, созданных на его базе.

Чистые «рыбаки»

При эксплуатации построенных кораблей, возникали идеи по их улучшению. Это привело к модификациям проекта. Так, кроме «чистого» проекта 503 строились морозильные траулеры проекта 503М типа «Андрей Смирнов» и ярусно-краболовное судно проекта 503М/К типа «Торный». Некоторые судовладельцы сами перестраивали траулер из рефрижераторного сейнера-траулера в чисто морозильный траулер. При этом немного менялся силуэт судна. Первой необычной модификацией проекта стал танкер для перевозки рыбьего жира проекта 503Н (05037). Всего для дальневосточных рыбаков было построено два таких необычных танкера.

Необычные гражданские суда

В торговом флоте для проекта 503 нашлось самое разное применение. Для буровых работ в океане строятся специальные буровые суда. Как правило, это большие, водоизмещением 30 000 – 40 000 тонн теплоходы, на которых устанавливается буровая вышка. В позднем Советском Союзе в Арктике и на Дальнем Востоке работали три больших буровых судна финской постройки типа «Валентин Шашин». Но для нормальной работы морских геологов были нужны и небольшие суда, оборудованные буровой установкой. Предназначались они для бурения у побережья на небольших глубинах. Траулеры проекта 503 строились большой серией, и проектировщикам удалось разместить на корпусе небольшую буровую установку. Так появилось судно для бурения инженерно-геологических скважин проекта 05031 типа «Диорит». Всего было построено четыре буровых судна этого проекта. Одно из таких судов, «Навигатор», было переоборудовано в противопожарное судно. Оно приписано к порту Новороссийск.

В СССР, как впрочем, и в современной России, научно-исследовательские суда НИС принадлежали трем ведомствам. В Советском Союзе фундаментальные исследование в океанах проводили суда Академии наук СССР, исследование рыбных запасов в морях и океанах проводилось с судов Министерства рыбного хозяйства, а исследования в полярных широтах осуществляли суда Института Арктики и Антарктики. НИС-ы Минрыбхоза часто оснащались управляемыми подводными аппаратами для визуального наблюдения за косяками рыб, их поведением и повадками. Руководство Министерства посчитало, что проект 503 является оптимальной платформой для размещения таких управляемых подводных аппаратов. В состав научного флота МРХ вошли три НИС проекта 1539 типа «Гидронавт», два – «Гидронавт» и «Гидробиолог» с управляемым подводным аппаратом «ТИНРО-2» на борту и «Рифт», который являлся носителем управляемых подводных аппаратов «Аргус» и «Пайсис». Для этой цели оборудования для ловли рыбы демонтировали, и поставили большую П-образную балку для спуска и подъёма подводного аппарата. После развала СССР первые два НИС-а независимая Украина продала во Вьетнам, где их порезали на металлолом, а «Рифт» был переведен Россией сначала на Каспий, а потом возвращён на Чёрное море. Четвёртый НИС, построенный на базе проекта 503 – «Гидрооптик» проекта 503ГОИ. Он тоже оказался не нужен независимой Украине, и его продали Голландии, где он работает до сих пор под названием «Ocean Diversity».

Под военно-морским флагом

Военные моряки не могли пройти мимо столь удачного проекта, и проект 503 оказался в ВМФ и морских частях погранвойск в различном качестве.

Торговый флот всегда был резервом для ВМФ в любой стране. О мобилизации советского торгового флота смотри «Мобилизация торгового флота. История» и «Мобилизация торгового флота. Запоздалое решение». Попал в мобилизационные планы и проект 503. Он должен быть стать малым противолодочным кораблем. В СССР существовала практика, когда одно из серийных рыболовецких судов включали в состав ВМФ, вооружали по мобилизационному проекту и оставляли в составе флота как образец. Такая судьба оказалась у траулера «Наяда», который мосле мобилизации и вооружения вошёл в состав Балтийского флота как малый противолодочный корабль МПК-180. Базировалась эта боевая единица флота в Балтийске.

Не прошли мимо проекта 503 и в разведке ВМФ. Корабли ОСНАЗ становились все больше, но оставалась и потребность и относительно небольших разведывательных кораблях. В состав ВМФ были введены четыре средних разведывательных корабля проекта 503Р – два на Балтийском флоте – «Жигулевск» и «Сызрань» – и два на Тихоокеанском флоте – ГС-7 и ГС-8.

В составе флота есть опытовые суда – ОС. На них производится испытание нового оружия. В Советском Союзе количество ОС переваливало за три десятка. В их числе был и ОС-104. переоборудованный из траулера по проекту 05035. Входил он в состав Тихоокеанского флота и работал в водах Камчатки. Тогда вдоль восточного побережья полуострова монтировался стационарный гидроакустический комплекс типа «Днестр». Для его работы были необходимы специальные гидроакустические буи для «подсветки» целей. Этой работой и занимался ОС-104. После окончания работ, в 1998 году траулер вернули к мирной жизни, и под названием «Комбриг Кузнецов» он добывает рыбу у берегов Камчатки.

Если спросить читателей, какие корабли охраняют морскую границу страны, то, наверняка, ответ будет: «Вооруженные катера недалеко от берега и вооруженные корабли в открытом море». Ответ правильный, но не полный. В состав морских частей погранвойск СССР и Береговой охраны России входят и не вооруженные патрульные суда. Еще в 1934 году в СССР приказом Народного комиссара снабжения была создана рыбоохранная организация Главрыбвод. В этой статье мы не говорим о работе этой организации на реках и озерах страны. Организация была гражданская. В прибрежных морях она тесно сотрудничала с морскими пограничниками. Флот Рыбоохраны состоял из рыболовецких траулеров различных проектов, с которых было демонтировано промысловое оборудование и которые выполняли функции патрульных кораблей. В случае неподчинения браконьерами, с таких судов вызывались на помощь морские пограничники. В 1998 году, постановлением Правительства РФ морская составляющая Рыбоохраны передавалась в состав ФПС России. С формированием Береговой охраны России эти патрульные траулеры вошли в её состав. Так в Береговой охране появился отдельный класс кораблей – пограничные патрульные суда ППС. Первоначально патрульными судами были только траулеры бывшей Рыбоохраны, сегодня серийно строятся корабли специальных проектов.

Среди бывших траулеров рыбные запасы страны охраняют корабли проектов 503Н/РОС тип «Барс» (6 единиц), 503М/РР тип «Антиас» (5 единиц) и три траулера проекта 503, так же переданных Береговой охране. На них установлена аппаратура навигации и связи, используемая морскими пограничниками.

Заключение

В составе отечественного и зарубежного гражданского флота есть суда, на базе проектов которых проектируются и строятся корабли и суда другого назначения. Среди таких судов траулер проекта 503 является безусловным рекордсменом.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 09.09.2022 12:00
Комментарии 0
Наверх