Версия // Общество // Морская Коллегия России подготовила мобилизацию гражданского флота

Морская Коллегия России подготовила мобилизацию гражданского флота

12486

Мобилизация торгового флота. Запоздалое решение

Морская Коллегия России подготовила мобилизацию гражданского флота
В разделе

Недавно состоялось заседание Морской коллегии России, на котором были внесены изменения в морскую доктрину страны. Санкции Запада и специальная военная операция на Украине заставили внести в этот документ некоторые дополнения. В этой статье мы расскажем о решении Морской коллегии России, и попытаемся разобраться, насколько это решение можно будет реализовать.

Сюжет: Армия

Эйфория пацифистов или коммерческая необходимость

В конце ХХ века в мировом судостроении проявилась одна тенденция, которая существенно повлияла на возможность мобилизации судов. Начиная с 80-х – 90-х годов, гражданские суда стали проектироваться и строиться без учета их возможной мобилизации во время войны. В качестве примера возьмем пассажирские и рыболовные суда. Современные пассажирские лайнеры и паромы предназначены только для перевозки пассажиров и удовлетворения всех их желаний во время морского путешествия. Последними пассажирскими судами, имеющими опцию мобилизации, были английский трансатлантик «Куин Элизабет 2» компании «Кунард Лайн», принимавший участие в Фолклендской войне в 1982 году (наряду с другими пассажирскими судами, правда, более ранней постройки), и финский паром «Финнджет» компании «Силья Лайн». Это был специальный газотурбинный паром, предназначенный не только для перевозки пассажиров между портами Балтийского моря, но и военнослужащих с боевой техникой, включая танки. «Финнджет» регулярно принимал участие в маневрах финских вооруженных сил. То, что такие суда нужны, можно подтвердить примером. Помните, при президенте Ющенко была попытка ввести в Крым американские войска? Тогда их выгрузили в порту Феодосии. Феодосийцы блокировали порт и не дали американской технике выехать за ворота порта. Для эвакуации американской тяжелой техники пришлось фрахтовать российское судно проекта СА-15, имеющее необходимое подкрепление палубы и позволяющее перевозить тяжелую военную технику. А ведь официальное предназначение «морковок» – так моряки прозвали суда проекта СА-15 за ярко-оранжевый цвет корпуса – было перевоз грузов в Арктике.

Это же касалось и рыбопромысловых судов. С определенного времени возможность их вооружения полностью изъята из списков требований к проекту судов. Если еще в 70-е годы наш флот мог рассчитывать на несколько сотен вооруженных «рыбаков», то сегодня этой возможности нет. В борьбе между коммерческой эффективностью и мобилизационными возможностями, победа оказалась на стороне коммерсантов.

Решение Морской коллегии России

20 мая в Санкт-Петербурге, в здании Адмиралтейства, состоялось очередное заседание Морской коллегии России. На коллегии выступил вице-премьер Юрий Борисов.

По теме

Он заявил, что на фоне тотальной гибридной войны Запада против России и специальной военной операции на Украине, необходима корректировка Морской доктрины страны. Целью корректировки станет «наращивание возможностей по обеспечению и защите национальных интересов в Мировом океане». В результате изменений процесс мобилизации гражданских судов и их экипажей станет проще. В первую очередь потребуются контейнеровозы, танкеры и ледоколы. «Что особенно актуально сейчас, все эти меры обеспечат ввод в состав ВМФ гражданских судов и экипажей, функционирование объектов морской инфраструктуры в военное время», – сказал вице-премьер. Бывший командующий Балтийским флотом адмирал Валуев был более конкретен:

«Этот документ предполагает тесное взаимодействие военного флота с гражданскими судами, в том числе и рыболовными».

Остановимся на этой цитате. Она поднимает интересную тему. Как мы уже говорили, в конце ХХ – начале XXI века, рыболовецкие суда строились во всем мире без учета требований военных моряков. Кроме того, они принадлежат частным компаниям. Правда, в последние годы, по программе «квоты под киль», квоты на вылов рыбы в российской экономической зоне выдаются только тем компаниям, которые строят рыболовецкие суда на отечественных верфях. Ещё одним условием стала эксплуатация построенных судов под российским флагом. По словам Валуева, все суда, строящиеся в последние годы в России, могут при мобилизации стать вспомогательными судами и военными кораблями. Оставим это утверждение на совести адмирала. На отечественных верфях действительно строят современные рыболовные суда. Но правда в том, что, во-первых, часть из них строится по норвежским проектам (и учтены ли в них мобилизационные требования – большой вопрос), а, во-вторых, в масштабах страны их очень мало. Если суммировать все построенные и строящиеся корабли, то их количество не превышает 70-80 единиц. Так, в 2019 году на верфях страны строились 43 рыболовных судна различного типа. В 2015 году в России было 2 500 рыболовных судов всех классов. Вроде это много. Но львиная доля их составляла старые советские проекты и старые, купленные в Японии, Южной Корее и Норвегии, траулеры 70-х – 80-х годов постройки. Кроме того, часть из них ходила под «удобным» флагом. Получается, что реальный потенциал для мобилизации небольшой. А на случай войны стране нужны десятки противолодочных и противоминных кораблей на каждый флот.

Адмирал затронул еще одну интересную тему. Он назвал это тактической разведкой, то есть когда в мирное время экипажи гражданских судов, в том числе и рыболовецких, вскрывают тактическую обстановку на море на своем маршруте следования. Сегодня компании коммерческие, и заставить их заниматься такой деятельностью сложно. Возможно, мобилизация мотивирует судовладельцев решать подобные задачи в интересах военно-морской разведки. Как подобные задачи решались в СССР, читайте в статье «Из истории военно-морской разведки».

Капитан 3 ранга запаса Максим Климов, комментируя это решение Морской коллегии, сказал, что противостояние с Западом будет длительным, и что в России «большие сложности с оборудованием», которое надо будет устанавливать на мобилизованные суда. Комментаторы ссылаются на опыт снабжения базы в Тартусе, но здесь они лукавят. Действительно, снабжение Тартуса и некоторых объектов в Арктике осуществляют суда под гражданским флагом. Но владельцем и оператором таких судов – как правило, это суда типа RO-RO/LO-LO, то есть приспособленные к горизонтальной и вертикальной погрузке, является ООО «Оборонлогистика». Это не обычная коммерческая компания, она работает только по договору с Министерством обороны.

По теме

Кроме ледоколов (с ними всё понятно), отдельно упоминались танкеры и контейнеровозы. Если с танкерами более или менее понятно (хотя к компании «Совкомфлот» возникли вопросы после начала распродажи своего флота), то с контейнеровозами под отечественным флагом большая проблема. Их мало, а они очень нужны. До сих пор идея превращения контейнеровоза в вспомогательный авианосец не сдана в архив. Об этом читайте в статье «Авианесущий контейнеровоз Её королевского величества». Кроме того, в России есть комплекс «Clab-K», который позволяет разместить ракеты «Уран» или «Калибр» в стандартных 40-футовых контейнерах. Отследить такой ракетоносец в Мировом океане практически невозможно.

По данным PortNews, в 2020 году гражданский флот России, то есть судов, несущих российский флаг, составлял 296 единиц. Сколько российских судов, эксплуатирующихся под «удобным» флагом, достоверно не известно. Если говорить о контейнеровозах, то под российским флагом их 18, под «удобным» – еще 8. Моряки призывают корабелов срочно строить контейнеровозы на отечественных верфях. Но, во-первых, это длительный процесс, а. во-вторых, и это самое главное, российским судоходным компаниям сегодня контейнеровозы не нужны. То есть получается, что платить за строительство судов должно государство, и оно же потом должно озаботиться их коммерческой эксплуатацией. Всё это делает перспективу увеличения флота контейнеровозов под российским флагом весьма туманной.

Более реалистичной выглядит перспектива мобилизации прибрежного флота – буксиров, небольших рыболовных судов. Они могут использоваться для поддержания «оперативного режима» в районах военно-морских баз и портов России. Кроме того, решение коллегии позволит привлекать гражданские экипажи к решению задач, стоящих перед ВМФ.

Заключение

Решение Морской коллегии, безусловно, правильное. Но не опоздали ли моряки с его принятием – большой вопрос. Такого рода программы надо готовить заблаговременно.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 08.06.2022 16:10
Комментарии 0
Наверх