Когда в 2011 году состоялась первая сделка между ФГУП «Рособоронэкспорт» и министерством обороны США по поставке вертолётов российского производства в Афганистан, это событие преподносилось как знаковое. Действительно, основной конкурент России в области ВТС (военно-техническое сотрудничество), официально закупая вертолёты советской разработки, де-факто признал превосходство разработки Михаила Миля перед условно-американской разработкой бывшего нашего соотечественника Игоря Сикорского.
На этой сделке попиарились все, кто только мог, особенно отличился в этом Александр Михеев, занимая в то время должность заместителя генерального директора ФГУП «Рособоронэкспорт», курирующего авиацию…
Тогда американские СМИ много писали о том, что поставки и ремонт российских вертолётов сопровождались скандалами, следующими один за другим. К сожалению, в России об этом практически ничего не известно.
За что полковник Вергез получил срок
Известный сенатор Джон МакКейн даже выразил опасение, что расследование скандала, связанного с вертолётными сделками, может привести к отставке министра обороны США Роберта Гейтса.
Время шло, машины летали, а Александр Михеев перебрался в кресло генерального директора АО «Вертолёты России», предвкушая новые гешефты, в том числе и со своими американскими партнёрами. Но тут случилась незадача – полковник Вергез, который был коллегой Александра Михеева по той самой сделке, получил условный срок с конфискацией. Возможно, именно учитывая фактор Александра Михеева, американцы наложили санкции на АО «Вертолёты России» и не имеют никакого желания сотрудничать с этой административной надстройкой.
В настоящее время поставленные ранее в Афганистан вертолёты требуют капитального ремонта и проведения других мероприятий по поддержанию лётной годности. Но ни Александра Михеева, ни вверенное ему АО «Вертолёты России» американцы «не зовут», тем самым показывая своё отношение как к генеральному директору этой компании, так и к компетенции самого административного механизма. Чтобы хоть как-то сохранить лицо «единственного российского разработчика и производителя» и показать общественности, что американская сторона не игнорирует эту структуру, в сентябре 2016 года в своём интервью информагентству ТАСС заместитель гендиректора АО «Вертолёты России» по послепродажному обслуживанию Игорь Чечиков гордо заявил: «Что касается США, то здесь также нет никаких противоречий, потому что результатом таких действий станет наличие вертолётов не в воздухе, а на земле «у стенки»…». Но тут же Чечиков вынужден был оговориться: «…правительство США отдельным решением сняло санкции в отношении сотрудничества с
«Рособоронэкспортом» именно по послепродажному обслуживанию российской вертолётной техники…». То есть тем самым, похоже, подтверждая факт, что нашего разрекламированного «единственного разработчика и производителя» американская сторона в упор не видит, планируя общаться в этом вопросе исключительно с АО «Рособоронэкспорт». В этом же интервью, а также в многочисленных подобных словесных излияниях последнего времени Чечиков живописует якобы созданную холдингом (надо понимать, при его непосредственном участии) систему поддержки эксплуатации наших вертолётов по всему миру. Но вот незадача. Уже в ноябре этого же года министерство обороны США объявило о планах провести замену в Афганистане российских вертолётов вертолётами собственного производства. Как сообщает BFM.RU, со ссылкой на агентство Reuters: «Американское правительство рассматривает возможность замены российских вертолётов, стоящих на вооружении ВВС Афганистана, переделанными американскими вертолётами устаревшей модели UH-60 Black Hawk».
Действительно, в настоящее время американцы выводят из эксплуатации машины Black Hawk моделей UH-60A и UH-60L. На вооружение поступают новые вертолёты – Black Hawk UH-60M. Таким образом в МО США высвобождается минимум пара-тройка сотен вертолётов устаревшей конструкции. Вот этими вертолётами и планируется заменить российские Ми.
Кто бенефициар процесса?
Как сообщает то же издание, причина такого решения – проблемы с обслуживанием ранее поставленных российских вертолётов, что существенно снижает боеспособность афганской армии. То есть это как раз то, за что и отвечает далёкий от технических вопросов обладатель четырёх гуманитарных образований, толмач Игорь Чечиков. «…При этом вооружённые силы США сталкиваются с юридическими проблемами при поставках в Афганистан новых Ми-17 и запасных частей к ним…» – утверждается там же. Это и не мудрено, наша система военно-технического сотрудничества (ВТС) давно превратилась в систему «военно-технического страдания», от которой страдают не только иностранные участники процесса, но и российские производители, распиханные по различным паразитическим конструкциям, именуемым холдингами. Именно эти торгашеские, а не производственные структуры и наделены правом ВТС по последнему президентскому указу № 440 от 26.08.2016, открывающему дорогу к обогащению за счёт производителя этим административным надстройкам.
На примере вертолётного холдинга и уже ставшего явью отказа американцев от эксплуатации вертолётов российского производства становится понятно, как этот механизм работает. Возникает вопрос: кто конкретно подсунул на подпись президенту России этот указ? Ведь ранее не кто иной, как Сергей Чемезов ратовал за монополизацию торговли военным материалом, объединяя ФГУП «Промэкспорт» и ФГУП «Росвооружение». И именно эта монополия позволила нарастить пакет заказов для предприятий ОПК до рекордного. Так почему же сейчас созданы все условия для внутренней и внешней конкуренции российских субъектов ВТС? Кто бенефициар этого процесса? При этом бардак, созданный в области ВТС, уже привёл к конкуренции отдельных субъектов на основных традиционных торговых площадках – Индии и Китае. Этим не преминули воспользоваться конкуренты и успешно «подвинули» Россию в этих странах. В сотрудничестве с американцами тоже, как теперь уже понятно, большие проблемы…
Сколько наших вертолётов выкинут по бросовым ценам
На начальном этапе американцы планируют поставить Кабулу 53 вертолёта, а это значит, что такое же количество российских вертолётов, отработавших первый межремонтный ресурс, спишут и выкинут на рынок по остаточной стоимости. В сообщении говорится, что общее количество вертолётов Black Hawk, поставляемых Кабулу, может достигнуть 159. Соответственно столько же вертолётов российского производства по бросовым ценам выкинут на рынок. В результате чего падение на внешнем рынке будет очень ощутимым, как в стоимостном выражении, так и в штуках. Так называемого экспортного окна холдингу придётся ждать долго. А значит, отрасль опять будут «тащить» бюджетными вливаниями, повышая прямые и косвенные налоги на граждан России.
Видимо, предвкушая последствия такого активного «развития» вертолётного сервиса своими подопечными, Александр Михеев опять делает что-то вроде попытки покинуть «тонущий» холдинг. Об этом сообщили сразу несколько источников в вертолётной компании. Несмотря на то что ранее Сергей Чемезов продлил его полномочия на очередные пять лет, заявив, что «Михеева на переправе» менять не будет.
Но в назначении Александра Михеева для российской системы ВТС могут быть подводные камни. Учитывая, что партнёр Михеева по прямым закупкам вертолётов для афганской армии через МО США бывший полковник Вергез в начале этого года был осуждён, возвращение Михеева в АО «Рособоронэкспорт» может быть воспринято американцами неоднозначно. Хотя в России мало кого волнуют имиджевые потери, главное – трудоустроить «нужного» человека.
Маша Захарова продолжает удивлять своей некомпетентностью. Комментируя высказывание американского генерала, касающееся помощи Кабулу в поддержании лётной годности ранее поставленных туда вертолётов она, рассказала, что Москва и Кабул якобы достигли какие-то договорённости по части военно-технического сотрудничества tass .ru /armiya-i-opk /3848990. Однако и в этом раз Маша оказалась не лучше своего прообраза, с которого была «слизана» её должность – Дженифер Псаки.
Дело в том, что как всем хорошо известно, всё финансирование на поддержание боеготовности афганской армии осуществляет США. Это в том числе касается и вопросов поддержки лётной годности вертолётов российского производства. Как думает Мария Захарова обойтись в этом вопросе без американцев, она не сказала. Но догадаться несложно, потому, что возможный вариант тут только один. Учитывая, что с афганцев взять не чего (ну если конечно наше правительство не предоставит им собственную страну как рынок сбыта наркотиков), то единственный возможный вариант – оплатить ремонт вертолётной техники из российского бюджета, то есть за счёт дорогих россиян. При этом, этих самых дорогих россиян никто не спрашивает. Так как правительство побоится ввести прямой налог на поддержку лётной годности афганской армии, то, видимо, средства будут черпать их фонда капитального ремонта ЖКХ. Это самая подходящая строчка, жилфонд в РФ может подождать, а вот капремонт афганской техники нет, они же там все на войне… Если так пойдёт дальше, то скоро введут налог на воздух, подобно методу известному из старого советского мультика про Чиполино. Кстати, тебе не кажется, что нынешняя Россия всё больш