// // Михаил Старшинов: Грамотная миграционная политика – залог государственной целостности

Михаил Старшинов: Грамотная миграционная политика – залог государственной целостности

553
Михаил Старшинов: Грамотная миграционная политика – залог государственной целостности
В разделе

По данным ООН, сегодня на планете 220 млн мигрантов. Это – глобализация экономики, разница в уровне благосостояния государств, демографический дисбаланс и целый ряд других факторов. Россия – в центре мировых экономических и демографических процессов.

В постсоветский период внутренняя миграция мимикрировала во внешнюю, спрос на рабочие руки в России рождает предложение, и понятно, что в таких условиях полностью перекрыть миграционные потоки невозможно. Но контролировать эти потоки, сделать миграционные процессы прозрачными и полезными для России, вполне реально. Об этом писал в своей программной статье «Россия: национальный вопрос» председатель правительства Владимир Путин. Об этом он говорил и на расширенном заседании коллегии Федеральной миграционной службы России. На эту же тему мы беседовали с первым заместителем председателя Комитета Госдумы по делам национальностей Михаилом Старшиновым.

– Михаил Евгеньевич, как бы вы оценили статью Владимира Путина с точки зрения решения миграционных проблем в России?

– В ней содержится немало конкретных предложений, реализация которых позволит значительно улучшить миграционный климат в нашей стране. Для Путина эта статья – отражение его взглядов на будущее многонациональной и многоконфессиональной России. Он обрисовал реальную ситуацию в сфере межнациональных отношений в России и ясно дал понять, что ей жизненно необходимы межнациональный мир и согласие. В то же время, если пустить ситуацию на самотёк, то невозможно предотвратить межнациональные конфликты, которые могут привести к децентрализации и последующему отколу от России национальных окраин. Такое уже случилось, например, в 1999 году в Сербии – после многолетнего переселения в исторически сербское Косово представителей албанского этноса через 50 лет сербы оказались в меньшинстве и вынуждены были покинуть свои дома под угрозой жизни, а некоренные албанцы основали своё непризнанное государство.

Владимир Путин исходит прежде всего из государственных интересов. Об этом свидетельствует не только его статья в «Независимой газете», но и его выступление на расширенном заседании коллегии ФМС России 26 января. Хотелось бы поразмышлять над его инициативами в миграционной сфере, потому что именно здесь сконцентрированы многие болезненные для нашей страны проблемы – от перекосов на рынке труда до этнической преступности, от роста ксенофобии и национализма до сепаратистских устремлений в некоторых российских регионах. Не случайно в своей статье Путин рассматривает вопросы внутренней и внешней миграции отдельным блоком. Он пишет о том, что Россию нельзя воспринимать как национальное государство, что мы исторически тяготели к государственной полиэтничности – это и есть наша историческая миграционная политика. Для России Госкомнац, о необходимости возрождения которого пишет Путин, всегда был министерством государственной целостности. Поэтому сегодня нам необходимо повысить качество миграционной политики, которая является залогом нашего будущего.

– Что вы можете особо выделить из предложений Владимира Путина в миграционной сфере с точки зрения первостепенности их реализации?

– Прежде всего то, что он требует навести здесь законный порядок и приводит вполне резонные доводы о необходимости усиления миграционной политики государства. Владимир Путин совершенно справедливо говорит о необходимости ужесточения правил регистрации и санкций за их нарушение, при этом отмечая, что такое ужесточение не должно ущемлять права граждан на выбор места жительства. Государство имеет полное право и должно знать, сколько иностранцев и лиц без гражданства находится на его территории, чем они занимаются, где и на какие доходы живут. Кое-кто сразу посчитал предложение Путина «полицейской мерой». Но возьмите миграционное законодательство любых наиболее развитых и демократических стран мира – и вы увидите, что там миграционные законы гораздо жёстче российских. Наши миграционные законы и правила даже на Западе называют весьма либеральными. Но этот миграционный либерализм не должен идти во вред России, и здесь я совершенно согласен с главой правительства.

По теме

– Как, на ваш взгляд, решить вопрос коррумпированности судебной и правоохранительной систем?

– Действительно, если судебная и правоохранительная системы грешат коррумпированностью, никакой законности и справедливости ожидать от них не приходится. А потом случаются конфликты – в Кондопоге, на Манежной площади. Не хочу оправдывать погромщиков и националистов, но ведь получается, что такими они зачастую становятся и из-за невозможности защитить свои законные права в суде и в полиции. Чувство уязвленной национальной гордости очень опасно и может привести к самым тяжёлым последствиям, в том числе и для носителей этой самой национальной гордости. Нельзя отдавать такие вопросы на откуп улице, это тупиковый путь. Государство обязано укреплять свою судебную и правоохранительную системы, чтобы они работали не на чиновников, а на страну, на её народ, на само государство.

– Наше миграционное законодательство изобилует белыми пятнами. Как решить эту проблему?

– Сегодня к нам приезжают в подавляющем большинстве низкоквалифицированные или вовсе не квалифицированные работники, не имеющие не то что высшего, но и среднего образования, не знающие русского языка. По сути дела, наша миграционная политика долгое время программировала конфликтные ситуации, связанные с трудовой миграцией в России. Под общую гребёнку подпадали все: и учёный, приехавший трудиться в российском научном институте, и разнорабочий, не имеющий ни образования, ни профессии. Такое миграционное законодательство ориентировано на приток временных иностранных работников и похоже на миграционное законодательство континентальной Европы 70-х годов прошлого века. У нас до сих пор в отличие от большинства развитых стран мира отсутствуют сколько-нибудь внятные механизмы отбора мигрантов, как постоянных, так и временных, с определёнными демографическими, социокультурными, экономическими характеристиками, с признаками, отражающими способность к адаптации и интеграции в российское общество. Вот цифры: за прошлый год было выдано 1 070 544 разрешения на работу в России, из них количество квалифицированных и высококвалифицированных специалистов, получивших такие разрешения, – 38 178 иностранных граждан. То есть остальные – более миллиона – это неквалифицированная рабочая сила, неготовая адаптироваться к жизни в России и потому остающаяся за социокультурным бортом. Вот за счёт этой массы и могут формироваться те самые этнические анклавы, о недопустимости и опасности которых говорил Путин. Наши миграционные законы не должны работать против нас. Необходимо, чтобы трудовая миграция приносила России значительно большую пользу, основывалась на взвешенной миграционной политике и реальном государственном управлении миграционными потоками.

– Что вы думаете по поводу способов цивилизованной интеграции и социализации мигрантов?

– Как минимум нам необходимо сделать обязательным для приобретения или продления миграционного статуса экзамен по русскому языку и по истории России. Это абсолютно соответствует европейским нормам – таковы условия натурализации, например, в Латвии. Сегодняшний мигрант из Средней Азии без русского языка обречён на то, чтобы оставаться в своей замкнутой диаспоре – его государство русскому не научило, значит, нам нужно подумать над открытием специальных курсов экспресс-обучения мигрантов русскому языку. Исторически мигрант в любой стране – это самая дешёвая рабочая сила. Государство не потратило ни копейки на его образование. Но не всё дешёвое – хорошее. Значит, нужно исправить недостатки того, кто приехал создавать наш национальный продукт – повысить его образовательную и общекультурную планку. С другой стороны, мы начинаем осознавать, что наша страна нуждается в притоке образованных высококвалифицированных кадров – носителей высоких технологий. Здесь можно использовать и большие возможности отечественной системы образования: в современном мире образовательная миграция рассматривается как фактор развития национальной системы образования и науки. Все эти инициативы получили развитие и в выступлении главы правительства на расширенном заседании коллегии ФМС России 26 января.

По теме

– Что конкретно ещё обсуждалось на коллегии с участием главы правительства?

– На первое место в своём выступлении председатель правительства поставил вопросы, связанные с несовершенством нашего миграционного законодательства. Это справедливый упрёк и в наш, депутатов Государственной думы, адрес. В его выступлении я услышал, что он против слепого ужесточения миграционных правил, но прежде всего за усиление требований к качеству миграционной политики, включая регулирование трудовой миграции. В сфере трудовой миграции нужно переходить на более чёткие правила, удобные и необременительные для законопослушных граждан. Путин прав, когда говорит, что нужно сделать более внятными процедуры постановки на миграционный учёт, выдачи разрешений на проживание и работу, там, где это возможно, применять электронный формат предоставления таких услуг. Вместе с тем нам нужно жёстко отсекать криминал и всякого рода серые схемы, создавая условия для цивилизованной легальной трудовой миграции. ФМС должна не просто фиксировать ситуацию, а оперативно реагировать на её изменения. Не вижу ничего ужасного в предложении Путина закрыть въезд в Россию на срок от 5 до 10 лет тем, кто злостно нарушает наше миграционное законодательство, организует поток незаконной миграции. На коллегии ФМС Путин указал на необходимость скоординированной работы миграционной службы, правоохранительных органов (прежде всего МВД и ФСБ) и бизнеса – иначе мы никогда не определимся даже с количеством иностранных рабочих, которое требуется тому или иному региону страны, и не сможем проводить конкретную, основанную на социально-экономических реалиях политику квот. Было сказано и о создании условий для адаптации мигрантов в России. Председатель правительства отметил, что без таких мер мы будем постоянно сталкиваться с тяготением к созданию в наших городах неких национальных анклавов. Известно, к чему это привело в Западной Европе, и этот европейский опыт России, несомненно, надо учитывать в своей миграционной политике.

– А что касается внутренней миграции?

– Здесь тоже есть проблемы в сфере регистрации и социокультурной адаптации, например, представителей северокавказских регионов. Путин предложил усилить ответственность за махинации с регистрацией граждан, вплоть до уголовной ответственности. Как мы будем жить и работать в новых условиях, когда создаются Таможенный, а в перспективе – Евразийский союз и единое экономическое пространство? Визового режима между странами СНГ не будет, но это вовсе не означает, что мы будем мириться с неконтролируемой миграцией в Россию. Миграция – это серьёзнейший вызов, с которым пришлось столкнуться России. Несомненно, ФМС России со всей ответственностью отнесётся к предложениям председателя правительства. Судя по докладу на январской коллегии директора ФМС Константина Ромодановского, в скором времени мы увидим практические шаги миграционной службы, направленные на исправление ситуации в названной сфере. Уверен, всё будет сделано цивилизованно, в рамках закона. Депутаты Государственной думы, со своей стороны, готовы всемерно содействовать совершенствованию законодательного регулирования национальной политики, включая её миграционные аспекты. Мы рады гостям и хотим, чтобы в нашем общем доме всегда были мир и согласие.

Сергей Ильин
Опубликовано:
Отредактировано: 20.02.2012 16:03
Копировать текст статьи
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх