// // Минстрой в 2014 году с радостью освоит более 163 миллиардов рублей. Удастся ли ему привлечь недостающие 9 триллионов?

Минстрой в 2014 году с радостью освоит более 163 миллиардов рублей. Удастся ли ему привлечь недостающие 9 триллионов?

501

Менем по ЖКХ

Ведомство Михаила Меня будет распределять мощные финансовые потоки, но нет никакой уверенности, что лопата и прочее наследие дряхлого хозяйства скоро уйдут в прошлое
Фото: ИТАР-ТАСС
Ведомство Михаила Меня будет распределять мощные финансовые потоки, но нет никакой уверенности, что лопата и прочее наследие дряхлого хозяйства скоро уйдут в прошлое Фото: ИТАР-ТАСС
В разделе

Создание нового Министерства строительства и ЖКХ демонстрирует как отношение государства к проблемам в этой отрасли, так и метод их решения. Очередное ведомство призвано замедлить рост коммунальных тарифов и обуздать коррупцию, сопровождающую реализацию масштабных проектов. Это вряд ли удастся, полагают эксперты, называющие должность нового министра «расстрельной».

По всем соцопросам, проблемы ЖКХ входят в пятёрку наиболее беспокоящих россиян вопросов. Рост тарифов простым гражданам малопонятен, зато весьма заметен: трубы текут, котельные ломаются, дома ветшают. При этом на поддержание инфраструктуры ЖКХ государство выделяет немалые деньги. На встрече с назначенным руководителем нового министерства бывшим губернатором Ивановской области Михаилом Менем Владимир Путин предпочёл сконцентрировать внимание именно на «коммуналке». «Проблема ЖКХ уже набила оскомину. Понятно, насколько это важно для каждой российской семьи», – сказал президент. Однако проблемы есть и с реализацией крупных проектов. Зачастую смета на строительство увеличивается за время работ в несколько раз, при этом сданное в эксплуатацию сооружение уже через пару лет, если не раньше, нуждается в ремонте.

Новое министерство сразу же получило внушительный объём полномочий: оно будет координировать деятельность Фонда содействия развитию жилищного строительства (Фонд РЖС), Фонда ЖКХ и госкорпорации по строительству олимпийских объектов («Олимпстрой»). Также к Минстрою переходят все функции уже существующих министерств и ведомств, связанные со строительством. Все полномочия подкреплены значительными финансовыми ресурсами. Бюджет Госстроя – агентства, на базе которого создано новое министерство, – только в этом году составил 73,8 млрд рублей, Фонда ЖКХ – 41,4 млрд рублей. В следующем году эти цифры вырастут соответственно до 95,5 и 67,3 млрд рублей. Больше всего денег выделено «Олимпстрою», осваивающему 300 млрд рублей бюджетных средств. Однако все эти цифры меркнут на фоне 9 трлн рублей – именно в такую сумму правительство оценивает стоимость только первичного восстановления изношенной инфраструктуры ЖКХ. Таких денег в бюджете, разумеется, нет.

Президент положил конец аппаратной войне

Идея создания или, вернее, воссоздания Минстроя появилась одновременно с возвращением в Кремль Владимира Путина. Однако тогда она не была реализована – сферу строительства оставили в подчинении Минрегиона, который возглавил бывший высокопоставленный сотрудник администрации президента Олег Говорун. Министерству было подчинено и Федеральное агентство по строительству, и ЖКХ (Госстрой), руководителем которого был назначен входящий в список самых богатых россиян, по версии Forbes, выходец из банковской сферы – Владимир Коган. Аппаратный вес обоих руководителей был примерно равным, к тому же агентство распоряжалось едва ли не половиной всего бюджета Минрегиона (около 100 млрд рублей в год). В результате Говорун сам подал в отставку, что было расценено как аппаратная победа Когана. Однако конфликт был заложен не на персональном уровне – пришедший на смену Говоруну бывший костромской губернатор Игорь Слюняев также настаивал на жёстком контроле Госстроя со стороны министерства, фактически отобрав у агентства большинство полномочий в пользу строительного департамента Минрегиона. В результате свой пост был вынужден покинуть уже г-н Коган. Правда, позиции министерства это не сильно укрепило – Владимир Путин ставил на вид Игорю Слюняеву неконтролируемый рост тарифов ЖКХ, что угрожало реализации «майских указов» президента. Президент и положил конец аппаратной войне, фактически оставив за Минрегионом лишь курирование национальной политики – сферу в нынешних условиях не менее «расстрельную», чем ЖКХ.

По теме

У главы Минстроя есть все полномочия, чтобы сломать коррупционные схемы

Новое Министерство строительства и ЖКХ, таким образом, сразу оказалось ответственным за одно из самых проблемных направлений экономики. При этом, несмотря на мощные финансовые потоки, распределять которые будет ведомство Михаила Меня, нет никакой уверенности, что в прошлое уйдёт, например, традиционная практика летних отключений горячей воды. Дело в том, что за те две-три недели, которые местная власть отводит коммунальщикам на замену коммуникаций, невозможно полностью обновить инфраструктуру. В результате слабым местом оказываются сочленения новых труб со старыми, и проблему приходится решать вновь и вновь. Граждане, в свою очередь, справедливо негодуют, когда осенью первые «пробные» топки выявляют новые протечки. Сами котельные также зачастую нуждаются в ремонте. При этом конкуренция в данной сфере практически отсутствует – как построили в советские годы одну котельную для обеспечения нужд района, так она и работает. Правда, в Ивановской области, которой до последнего времени руководил новый министр, в сферу ЖКХ сумели привлечь частных инвесторов – их усилиями в регионе было построено 16 новых котельных.

Потенциально коррупциогенным направлением является капремонт. Зачастую подряды в регионах распределяются с нарушениями, а тендеры на выполнение работ организуются в интересах «своих» компаний. У нового министра есть все полномочия, чтобы покончить с подобной практикой – к этому его призвал и председатель правительства Дмитрий Медведев, предложивший «бить по рукам» в случае выявления фактов коррупции в сфере ЖКХ. Одновременно ведомству Михаила Меня предстоит заниматься и ограничением роста тарифов на коммунальные услуги – на сегодняшний день общая задолженность россиян за услуги ЖКХ составляет астрономическую сумму – 250 млрд рублей. Только за газ потребители задолжали более 45 миллиардов. Глава «Газпрома» Алексей Миллер ранее уже предлагал перейти на авансовую систему платежей, а неплательщиков и должников просто отключать. Однако это может привести к банкротству многих управляющих компаний. Выходом из ситуации призвано стать привлечение в сферу ЖКХ частных инвесторов, что создаст условия для конкуренции и как следствие приведёт к снижению тарифов. Однако пока картина противоположная: за последние пять лет тарифы по стране в целом выросли более чем вдвое (Ивановская область не исключение), обогнав не только инфляцию, составившую за то же время 47%, но и рост реальных доходов населения – они выросли лишь на 54%. Понятно, что борьба с влиятельными энергопоставщиками вроде того же «Газпрома» для любого министра является задачей не просто сложной, но и весьма проблемной с точки зрения карьеры.

Фигуру нового министра расценивают как временную

В сфере капитального строительства создание нового министерства должно привести к упорядочению госрасходов. Государство является крупнейшим заказчиком капитальных объектов, однако в последние годы практически все ведомства вели своё строительство, не прибегая к услугам Госстроя. Проще говоря, ректор строил университетские корпуса, а главврач – больницу. Теперь эти функции сосредоточены в Минстрое. То же касается и олимпийских объектов – по слухам, куратор олимпийского строительства вице-премьер Дмитрий Козак горячо поддерживал создание отраслевого министерства с широкими полномочиями для контроля качества производимых работ.

Некоторые наблюдатели расценили фигуру нового министра как временную. «Это назначение виноватого, человека, которого в любую минуту можно объявить крайним и ответственным за очередную коммунальную катастрофу», – полагает президент Института развития и модернизации общественных связей Фёдор Крашенинников. Вице-президент Ассоциации строителей России Владимир Пономарёв создание министерства приветствует, надеясь, что у государства появится осмысленная политика в сфере строительства. «Появление такой структуры является позитивным фактом, но всё зависит от правильно выстроенной кадровой политики», – отмечает эксперт. Основное внимание, по его мнению, следует уделить деятельности Фонда ЖКХ и строительству жилья экономкласса. «Земля должна застройщикам предоставляться с оснащённой инженерной структурой. Только тогда продажная цена была бы на том уровне, на котором настаивал президент», – убеждён Пономарёв.

Опубликовано:
Отредактировано: 11.11.2013 15:22
Копировать текст статьи
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх