Версия // Бизнес // Минпромторг хочет в 5 раз увеличить размер утильсбора для сельхозтехники

Минпромторг хочет в 5 раз увеличить размер утильсбора для сельхозтехники

1469

Дешевле на лошади

Минпромторг хочет в 5 раз увеличить размер утильсбора для сельхозтехники (фото: Андрей Дегтярёв/Фотобанк Лори)
В разделе

Уже подсчитано, что это приведёт к резкому росту стоимости тракторов и комбайнов, которую аграрии, очевидно, переложат на покупателей своей продукции. Одновременно возникает риск для промышленников – селяне станут реже покупать технику, что может привести к сокращению производства.

Инициатива Минпромторга предполагает пятикратное повышение утильсбора в 2025 году и последующий ежегодный рост ставок на 15%. Примерно такой же механизм был применён недавно в отношении автомобилей, что привело к их существенному удорожанию. И хотя в Минпромторге заявляют, что дороже для крестьян сельхозтехника не станет, поскольку уже подготовлена программа её продажи по фиксированным ценам, вряд ли стоит сомневаться: со временем цены неизбежно взлетят.

Примечательно, что это уже не первое повышение ставок утилизационного сбора для сельскохозяйственной техники. Летом прошлого года были увеличены расчётные коэффициенты для колёсных тракторов мощностью от 30 до 340 л.с. В результате для отдельных видов тракторов суммы сбора выросли с 120 тыс. до 539 тыс. рублей. В феврале 2024 года стало известно, что Минпромторг снова предлагает повысить утильсбор на самоходную сельхозтехнику, причём значительно – в 5–10 раз. Это вызвало резкое негодование со стороны как аграриев, так и производителей техники. Первые говорили о снижении рентабельности сельхозпроизводства на фоне подорожания топлива, удобрений, кормов, семян и т.д. Вторые указывали, что при таком повышении утильсбора заводы можно будет закрывать, поскольку пятикратная индексация ставок моментально сделает мощный трактор дороже почти на 5 млн рублей, а десятикратная – на 10 миллионов. Звучали и совсем уж крамольные мысли: дескать, зачем вообще нужен утилизационный сбор? Когда-то его вводили под предлогом того, чтобы устаревшая техника не ржавела, брошенная на улицах, а шла в переработку. Но очевидно, что утилизация хоть легковой машины, хоть комбайна не стоит сотен тысяч рублей. Получается, утильсбор превратился в скрытый налог, с помощью которого государство пополняет бюджет?

Деньги бюджету нужны, однако предлагаемая Минпромторгом инициатива может в перспективе привести к весьма печальным последствиям, указывают комментаторы. Подорожание техники приведёт к тому, что крестьяне не смогут её покупать. При этом уже сейчас ощущается её острый дефицит – как недавно сообщала глава Минсельхоза Оксана Лут, стране не хватает 65 тыс. тракторов и 34 тыс. комбайнов. Из них примерно половина эксплуатируется 10 лет и больше, тогда как европейские стандарты определяют пятилетний срок службы сельхозтехники – дальше она начинает требовать ремонта и не в состоянии работать в должном объёме. В результате уборка урожая вместо 10 дней может занимать до двух месяцев, отмечает председатель Ассоциации крестьянских хозяйств и сельхозкооперативов Оренбургской области Александр Хижняк. Таким образом, отечественный аграрный сектор начнёт постепенно возвращаться в советское прошлое, когда даже 20 центнеров пшеницы с гектара считалось достижением, тогда как немецкий фермер без труда собирал по 40 центнеров. Это в итоге приведёт к сокращению доходности предприятий АПК и росту цен.

Также вызывает вопросы решение распространить повышенный утильсбор на российских производителей сельхозтехники, тогда как для поддержки отрасли логично было бы возложить увеличенные ставки на иностранцев. В связи с этим аграрный эксперт Павел Березин высказался в интервью «Московской газете»: «Эту идею стоит рассматривать как часть большого передела рынка сельхозтехники, который идёт последние два года. Это смена западного направления импорта сельхозмашин на восточное. Речь о китайских тракторах, комбайнах и т.д. Китайские машины уверенно и порой даже агрессивно заходят на наш рынок. Это серьёзные конкуренты оте­чественным машинам, особенно в сегменте 2–3-го тяглового класса средних тракторов. По мощным тракторам они нам пока не соперники, а вот по малым и средним – да». Китай уже подмял под себя российский авторынок. Похоже, то же самое может произойти и с рынком сельхозтехники.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 11.11.2024 13:06
Комментарии 0
Наверх