Государственные и корпоративные интересы зачастую сталкиваются. И в этой ситуации важно принять верные решения, чтобы не допустить очевидного перекоса. Однако, как показывает практика, федеральный бюджет тоже может оказаться пострадавшей стороной.
Недавно Госдума приняла поправки в НК РФ, продлевающие на пять лет предоставление льготы по НДПИ для месторождения им. Филановского, разработкой которого в акватории Каспийского моря занимается «Лукойл». При этом для проекта налог на прибыль поднимается до 34%. Согласно оценкам, подобная мера лишь в следующем году будет стоит федеральному бюджету порядка 45 млрд рублей. За пять лет действия льготы сумма превысит 160 млрд рублей.
Такое решение властей кандидат политических наук Валерий Андрианов оценил в своей колонке в «Независимой газете».
Для того, чтобы максимально наглядно объяснить ситуацию, эксперт обратился к известной мудрости о том, что при желании помочь человеку ему следует давать не рыбу, а удочку. По его словам, смысл этого выражения применим в том числе и к бизнесу. В частности, поддержка той или иной компании, например, путем предоставления налоговых льгот, в реальности не нацелена на обогащение ее владельца. Главной задачей в данном случае является запуск нужных для общества проектов, способных помочь формированию новых источников прибыли (и, соответственно, налогов), а также созданию дополнительных рабочих мест. Такую ситуацию образно можно сравнить с тем, что дается не ведро с рыбой, а рыболовные снасти.
Однако на практике случается иначе. И если факт предоставления льготы по НДПИ для месторождения им. Филановского соотнести с вышеупомянутой мудростью, и предположить, что льгота представляет собой ту самую удочку, то видится необходимость гарантии оправданности столь существенных потерь для госказны. И здесь Андрианов задается вопросом, тут же на него отвечая: «Но так ли это на практике? Увы, нет».
Здесь не лишним будет напомнить историю вопроса. Льготный режим месторождение им. Филановского получило в 2013 году, и в то время мера выглядела достаточно логично. Дело в том, что тогда опыт освоения морских месторождений в России был достаточно скромным. Более того, планировалось, что новый объект станет «якорным» для целой новой нефтегазоносной провинции на Северном Каспии. Однако есть важная особенность - глубина моря на участке месторождения составляет порядка 7-11 метров. Как свидетельствует оценка Sberbank CIB, операционные затраты на добычу в данном случае сравнимы с теми, что фиксируются для обычных месторождений на суше России. И здесь очевидно, что речь тогда шла как раз об «удочке», которая действительно сработала и обеспечила ожидаемый «улов».
Спустя три года месторождение ввели в эксплуатацию, а в 2018-м оно вышло на запланированную ежегодную добычу в шесть миллионов тонн.
«Иными словами, цель предоставления льготы была достигнута - запущен новый проект, который обеспечивает новые налоговые поступления. А значит, удочки можно было сматывать», - отмечает Валерий Андрианов. Однако вместо этого преференцию продлили, и в результате она фактически превратилась в дотацию для прибыльного бизнеса. По словам эксперта, это подтверждает и тот факт, что в отчете «Лукойла» за 2018 год указанное месторождение значится как высокомаржинальное и оказывающее существенное положительное влияние на финрезультаты компании. Также Андрианов обратил внимание на еще одну важную деталь - согласно оценкам аналитического агентства Rystad Energy, компании удалось окупить вложенные в месторождения средства уже по итогам 2019 года.
Все обвинения, звучащие в адрес России со стороны Запада на тему якобы виновности страны в порче инфраструктуры на Балтике, преследуют одну конкретную цель.
«Почему бы ему тогда не увеличить положительный эффект и на бюджет страны – например, путем отказа от льготы?» - вполне резонно поинтересовался эксперт.
Кстати, повышенную доходность проекта отмечали и независимые аналитики. Так, Bank of America Merrill Lynch летом 2017 года оценивал долларовый IRR месторождения на уровне 27%. Цена нефти тогда составляла 70 долларов, что соответствует нынешним котировкам. Согласно оценке банка, показатель чистой приведенной стоимости (NPV) месторождения равнялся 6,5 млрд долларов и был наибольшим среди показателей новых крупных российских добычных проектов того времени.
Если обратиться к расчетам Sberbank CIB, датированным маем 2018 года, то месторождение им. Филановского отличалось одним из самых низких уровнем фискальной нагрузки среди проектов «Лукойла»: доля налогов в выручке равнялась 29% при стоимости нефти в 60 долларов за баррель, что примерно соответствует сегодняшней стоимости Urals.
Также Валерий Андрианов приводит расчеты экспертов агентства Rystad Energy, которые полагают, за десятилетие (2014-2024 гг.) суммарный свободный денежный поток от проекта достигнет 7,7 млрд долларов, а на горизонте предстоящих десяти лет - еще 7,1 млрд долларов И, что важно, в этой цифре не учтено одобренное на этой неделе льготное налогообложение.
«В принципе, за «Лукойл» можно порадоваться и даже похвалить его менеджмент за такую эффективную финансовую реализацию непростого проекта. Молодцы!» - пишет эксперт, называя решение о предоставлении в 2013 году госльготы абсолютно правильным.
«Вот только, извините, удочку-то верните… рыбу поймали, уху сварили, пора и честь знать. Но не тут-то было», - продолжает Андрианов.
Эксперт признает, что здесь вполне могут возникнуть возражения на тему того, что раз льгота успешно сработала, то, может быть, депутаты, решившие ее сохранить, абсолютно правы? «Не обвалится ли добыча на проекте, если ее не стимулировать дополнительными преференциями? Не обвалится», - уверяет эксперт.
Он напомнил, что на сегодняшний день в портфеле активов «Лукойла» отсутствуют какие-то новые крупные проекты по добыче, требующие серьезных инвестиций.
В подтверждение своих слов он обращает внимание на отчетность компании. В частности, в 2015-2021 гг. (период за который доступны публичные данные) среднегодовой объем капвложений «Лукойла» в добычные проекты на территории РФ составлял порядка трехсот млрд рублей. Но показатель за 2021 год оказался существенно ниже среднего – 256 млрд рублей. Это, подчеркивает эксперт, может свидетельствовать об отсутствии у компании широких перспектив по развитию добычи в стране. Более того, в последние два года компания не анонсировала масштабных проектов по разработке новых месторождений. Все это, отмечает Андрианов, говорит, что «Лукойл» продолжит работу по развитию месторождения им. Филановского, даже без каких-либо льгот.
«Да и в целом компании грех жаловаться. Ее финансовое положение очень устойчиво», - считает эксперт, отмечая, что показатель объема денежных средств и других ликвидных финансовых активов по состоянию на 30 июня текущего года достиг 1,85 трлн рублей. И эта цифра в пять раз выше суммы ее долга.
«При этом поддерживается высокий уровень свободного денежного потока, большая часть которого направляется на дивиденды. А основные акционеры всем «Лукойла» известны», - подчеркивает Валерий Андрианов.
На этом фоне, уверен эксперт, решение о продлении льготного режима добычи вызывает сомнения, поскольку является откровенно избыточным. Более того, очевидно, что недополученные по этой причине бюджетные средства кому-то в итоге придется компенсировать.