За 23 года капиталистической экономики россияне успели узнать, что такое война компроматов и чёрный PR. Скрытая информационная война используется как в политике, так и в бизнесе. Кто-то стремится с её помощью обрести депутатский мандат, кто-то – получить долю акций в успешно работающем предприятии. Но совсем другое дело, когда частный интерес на поверку идёт вразрез со стратегическими интересами государства.
Чтобы начать локальную информационную войну в бизнес-пространстве, требуется не так много – хватит и одного «независимого эксперта». Эксперт должен быть специалистом широкого профиля, потому что только таким – знающим понемногу обо всём, но ни о чём конкретно – удаётся остаться по-настоящему независимым от реалий этого мира. Далее эксперт снабжается фактурой, после чего он начинает задавать невинные вопросы.
Теория информационной войны
Например, его интересует, почему компания закупает уголь в этом регионе именно у этого поставщика, а не у какого-либо иного, и нет ли здесь крамолы. То обстоятельство, что в регионе просто нет другого поставщика угля, не мешает ему повторить свой острый и принципиальный вопрос в других СМИ (кроме, разумеется, специализированных, чьи журналисты профессионально разбираются в теме).
Конечно, одним таким вопросом войны не выиграть, поэтому вопросов ставится несколько. Почему так? Просто потому, что в наших условиях судьба того или иного служащего или менеджера зачастую зависит не от реальных показателей эффективности, а от настроения высшего начальства. Для создания настроения отлично подходят не точные цифры, а интонации.
Поэтому важно пустить первую жареную новость, потом идут перепечатки и перепевы. Когда повтор одного и того же набора повторяется почти без изменений в нескольких СМИ, сомнения в режиссуре отпадают. И не важно, что «независимый эксперт» может путать цифры выручки и прибыли, мегаватты с гигаваттами. Цифры – ничто, интонации – всё.
Практика информационной войны
«Члены правления «РусГидро» по итогам года увеличили своё вознаграждение» – новости под такими заголовками недавно массово появились на интернет-порталах и в прессе. Внимание к ним оказалось немалым. Сообщение о том, что менеджеры государственной компании выписывают себе бонусы в то время, когда ситуация в экономике ухудшается, само по себе способно вызвать негодование у всякого. Хотя «РусГидро» владеет большинством ГЭС страны, в ней трудится более 18 тыс. человек, её объекты генерируют 37,5 гигаватта электроэнергии и обеспечивают 85% грузооборота речного транспорта, из слов известного медийного бизнес-аналитика Никиты Кричевского следовало, что платить менеджменту компании не за что в принципе: капитализация компании упала, общая выручка тоже, зато объём заёмных средств вырос в разы.
Скандальная новость обсуждалась неделю, пока 3 марта «РусГидро» не опубликовала свои финансовые результаты по РСБУ за 2013 год. Они формируются на основании действующих в России правил бухгалтерского учёта, легко проверяются, и потому на них ориентируются все, кто профессионально занимается экономикой. И что же? Чистая прибыль «РусГидро» составила 35 млрд рублей, что на 140% больше, чем в 2012-м. При этом выручка компании за тот же период выросла на 15%, а объёмы производства энергии – на 17%. Да, капитализация снизилась, однако причиной этого стало общее падение рынка и принятое государством решение о заморозке тарифов, отчего год оказался непростым в целом для всех предприятий энергетического сектора (у других компаний отрасли снижение капитализации в разы больше). Наконец, по итогам успешно законченного года дивиденды в «РусГидро» получат не только высшие руководители, но и все акционеры компании, в том числе главный акционер – государство.
Кредитная история (КИ) - это досье заемщика. Она содержит информацию о том, кто ее запрашивал, все поданные заявки на кредит и решения, принятые по ним, как возвращались заемные средства и имелись ли просрочки по платежам.
В результате всё встало на свои места. Прежде всего то, что негативные сообщения о «РусГидро» были не более чем попыткой манипуляции общественным мнением. Cui prodest! – призывали ещё 2 тыс. лет назад в подобных ситуациях древние римляне. – «Ищи, кому выгодно!»
Дод сделал своё дело – Дод может уходить?
То, что за такими внезапно возникшими и, как уже очевидно, бессодержательными претензиями стоит чей-то интерес, понятно и не требует подтверждений. Храбрый бизнес-аналитик, по-видимому, собственный интерес к проблемам гидроэнергетики утратил – он уже углубился в радостное созерцание светлых перспектив кредитования сельского хозяйства. А вот кто именно заинтересовал его гидроэнергетикой – вопрос.
На этот счёт у нас есть несколько версий. Как мы считаем, целью потока «компромата» в адрес «РусГидро» являлся её руководитель – председатель правления компании Евгений Дод.
Даже на фоне разношёрстного отечественного большого бизнеса Дод выглядит экзотической фигурой. Для того чтобы в 36 лет без блата, «крыши» и каких-либо родственных связей встать во главе ключевой для российской энергетики компании, надо действительно быть выдающимся специалистом. Менеджеры такого уровня назначаются только по решению правительства и после тщательных проверок и согласований. Показателен сам момент назначения – Дод возглавил «РусГидро» осенью 2009 года вскоре после того, как на Саяно-Шушенской ГЭС произошла серьёзная авария. Материалы проверки Счётной палаты однозначно свидетельствовали: вся система российской гидроэнергетики находится в удручающем состоянии, степень износа оборудования на многих объектах достигла критического уровня. В результате перспективы Евгения Дода, за плечами у которого к тому времени были уже руководящие посты в «Интер РАО ЕЭС», оценивались крайне осторожно: привести в порядок столь ветхое хозяйство казалось задачей почти невыполнимой.
«Для меня, как для руководителя, главный приоритет – надёжность. Не развитие, не экспансия и не тёплые отношения с миноритариями. Всё это на втором месте. А на первом – безопасная работа всех ГЭС. И чтобы сделать её действительно безопасной, много чего ещё предстоит изменить в существующей системе», – описал свою стратегию Евгений Дод вскоре после прихода в «РусГидро».
В результате за несколько последующих лет компания запустила первые агрегаты на Саяно-Шушенской ГЭС, возобновила программу международной экспансии, начала консолидацию новых активов, а также активизировала проекты по техническому перевооружению имеющихся генерирующих мощностей и строительству новых. В результате нынешняя «РусГидро» совсем не та, какой была пять лет назад, что прямо подтверждается её успешными финансовыми показателями. При таком положении дел наверняка найдётся немало желающих, так сказать, «подвинуть» её руководителя, заняв его место или же поставив своего человека. Если в ближайшее время нечто подобное произойдёт, целевой характер атаки на Евгения Дода станет очевидным.
На кону 360 миллиардов рублей
Есть и другой вариант. Конечной целью PR-атаки может оказаться и сама компания. За минувшую пятилетку «РусГидро» стараниями её нынешнего менеджмента превратилась в лакомый кусок отечественной небеспроблемной экономики.
Кроме этого с приходом Дода компания начала активное наступление на энергетическом рынке – в её состав вошло РАО «Энергетические системы Востока». «В России с её освоенным всего на 20% гидропотенциалом есть все предпосылки для масштабного гидроэнергетического строительства, – говорил он о перспективах развития «РусГидро». – В европейской части России он использован на 50%, причём неиспользованная часть – это в основном либо Северный Кавказ, либо малые реки. В бассейне Терека, например, гидропотенциал использован лишь на четверть, а на Дальнем Востоке – вообще всего на 5%».
Пока компании удалось получить деньги на проект по строительству четырёх электростанций на Дальнем Востоке. Соответствующее решение принял лично Владимир Путин, распорядившись направить на эти цели дивиденды Роснефтегаза. По оценкам специалистов, строительство новой и вывод неэффективной генерации должны решить многие проблемы Дальневосточного региона, которому не хватает надёжных энергетических мощностей. В проект входят первая очередь Якутской ГРЭС-2, мощность которой должна составить 170 мегаватт, вторая очередь Благовещенской ТЭЦ с мощностью в 120 мегаватт, ТЭЦ в городе Советская Гавань, рассчитанная на 120 мегаватт, а также первая очередь Сахалинской ГРЭС-2. На развитие энергетики на Дальнем Востоке «РусГидро» получила 50 млрд рублей. Всего инвестиционная программа компании на 2014–2018 годы оценивается в 360,9 млрд рублей.
Сумма гигантская. Ради неё можно и порисковать, и поврать.
Приватизация в проекте
А теперь самое интересное: все годы существования «РусГидро» отдельные лица в правительстве и вне его планировали её приватизацию. Сделка всерьёз готовилась в дододовские времена, накануне кризиса 2008 года. На долю в «РусГидро» претендовал целый ряд зарубежных компаний – испанская Iberdrola, итальянская Enel, французская EdF и китайские State Grid Corporation of China и Yangtze Power. Тогда из-за общего спада в мировой экономике приватизация сорвалась, теперь же к старым планам хотят вернуться. По имеющейся информации, приватизация какой-то части госпакета «РусГидро» может произойти ориентировочно в 2015 году.
«Я очень скептически отношусь к вопросу приватизации «РусГидро» и считаю, что контрольный пакет должен всегда оставаться у государства. Мы выполняем не только функцию генератора, но и функцию эксплуатанта, и основного водопользователя. Поэтому наша позиция, что контрольный пакет – у государства», – считает Евгений Дод. Естественно, что такая позиция не добавляет ему симпатий со стороны людей, заинтересованных в скорейшей дешёвой приватизации.
Кроме того, в рамках подготовки к приватизации возможные покупатели заинтересованы в снижении цены госпакета. Она действительно упадёт, если убедить всех, что менеджмент компании неэффективен, долги растут, а финансовые дела запущены. Ведь на кону, напомним, стоят 360 млрд рублей. Ради такого будущего куша можно позволить себе потратить сегодня в тысячу раз меньше, методично пиная компанию кампанией в СМИ.
Мы обратились в компанию «РусГидро» с вопросом: «Вы понимаете, кто на вас «нападает»? «Разумеется, мы в курсе, – сказали в пресс-службе. – Но давайте без комментариев, такие вопросы компания решает не в PR-поле».
Подождём. Случай интересный. Редакция будет следить.