Версия // Власть // Кто будет латать дыры в социальном российском бюджете?

Кто будет латать дыры в социальном российском бюджете?

1955

Нефть числа

В разделе

У нас проблемы. Есть бюджет. Есть президент и правительство. Есть огромная масса нефтяных денег. Собственно, вопрос не в том, как их потратить, а в том, будет ли уместно освободить всех нас, простых граждан, от всевозможных податей и налогов. С одной стороны, наращивание оборонной промышленности – это способ дать рабочие места и обеспечить снабжением народонаселение. С другой – гигантская дыра в бюджете, которую будет нечем латать. Что мы выберем?

Сергей Алексашенко*, директор по макроэкономическим исследованиям Высшей школы экономики:

– Никто не говорит о пересмотре бюджета на 2012 год. Сейчас речь идёт только о пересмотре долгосрочной концепции бюджета и только в рамках программы вооружения, которая одобрена до 2020 года. Российские власти должны резко сократить военные расходы, чтобы обеспечить устойчивость бюджета в кризисное время и гарантировать резерв для поддержки экономики. Единственный резерв для российского бюджета – это резкое сокращение военных расходов, резкая демилитаризация общественного сознания и резкий отказ от того представления, что Россия – великая военная держава. По разным оценкам, Россия занимает шестое-восьмое место в мире по размеру ВВП. Ну почему мы должны конкурировать со страной, которая занимает первое место и чей ВВП в 10 раз больше? Ну как мы можем представить себе, что наша военная мощь будет хотя бы сопоставима с этой страной? Поэтому пересмотр бюджета программы вооружения вполне оправданная и необходима вещь.

А пересматривать параметры бюджета по другим статьям необходимости нет. Более того, никто не знает, каким будет состав правительства после президентских выборов. Давайте дождёмся хотя бы правительства, а потом будем рассуждать на тему того, что они могут предпринять.

В предвыборный период действительно много даётся обещаний. Но у Путина есть обещания, которые он выполнит, а есть те, которые он просто никогда не сможет выполнить. Но разве это кого-то волнует? Он раздаёт ровно те обещания, которые от него хотят услышать. Ещё Гайдар в начале 90-х говорил, что высшая степень политического эгоизма – то, что политику не надо выполнять свои предвыборные обещания. И если почитать статьи Владимира Владимировича, то ему хочется, чтобы страна была богатой, счастливой и здоровой, а сейчас страна хоть и не очень бедная, но всё-таки больная. Поэтому ему все верят и ждут от него выздоровления.

Оксана Дмитриева, первый заместитель председателя Комитета Госдумы по бюджету и налогам:

– Да в бюджете денег полно! В правительстве просто недоучтены нефтяные доходы. За прошлый год бюджет был профицитным, в этом году они пополняют Пенсионный фонд. То есть объёмы нефтяных денег таковы, что ничего не нужно. Поэтому нам можно и увеличивать военные расходы, и решать вопрос с налогами и социалкой. Главное, не воровать эти деньги. В повышении налоговой нагрузки и НДС нет никакой необходимости. Для власти сейчас самое любимое занятие – отсылать наши нефтедоллары в чужие экономики. Если отсылать по 2–3 трлн, кормить чужие страны, то себе, конечно, придётся в чём-то отказывать. Но на самом деле такой необходимости нет.

Главной задачей налоговой реформы является дестимуляция избыточного потребления и одновременное стимулирование экономического роста. Даже в условиях неблагоприятной конъюнктуры возможно избирательное снижение налогового пресса. Изъятые в виде налогов средства и нефтяные сверхдоходы должны направляться не в стабилизационные фонды, а работать на экономику. Ради стимулирования факторов экономического роста нужно снизить налог на добавленную стоимость, а также вернуть инвестиционную льготу по налогу на прибыль. Перераспределять налоговое бремя стоит в пользу малого и среднего бизнеса, конкурентных отраслей. Необходимы структурные сдвиги в пользу отраслей с высокой добавленной стоимостью – обрабатывающей и инновационной. НДС дискриминирует такие отрасли. Обсуждаемое повышение страховых взносов до 34% в 2014 году с нынешних 30% просто недопустимо.

Кроме того, давайте вспомним о нашем предложении, озвученном Владимиром Путиным, ввести налог на роскошь. Действительно ли это только символ и не будет иметь никакого фискального значения? Мы посчитали! Налог на роскошь, в нашем понимании, затронет около 200 тыс. объектов недвижимости и порядка 100 тыс. автотранспортных средств. Это может дать в бюджет 200–250 млрд рублей. Что такое 250 млрд рублей? Это совокупные налоговые поступления от всех упрощённых режимов для малого бизнеса.

Следующий налоговый манёвр, который мы предлагаем, – подоходный прогрессивный налог. Если мы обложим ставкой 500, только 500 самых богатых людей, то мы получим доход в бюджет 450 млрд рублей. Это стоимость инвестиционной льготы, которую до сих пор не дают нашим предприятиям, чтобы они вкладывали в производство и чтобы создавали рабочие места.

Евгений Гавриленков, управляющий директор, главный экономист инвестиционной компании «Тройка Диалог»:

– Самый предпочтительный вариант сейчас – это обеспечить целевое расходование бюджетных средств. Начать надо с этого. И только после этого, может быть, начать обсуждать какие-то ещё варианты. Для того чтобы серьёзно подойти к вопросу возможного сокращения средств в бюджете, во-первых, надо иметь представление о масштабе утечек, о суммах нецелевого расходования средств. А для этого достаточно вспомнить заявления Счётной палаты и военного прокурора. Они уже много говорили о том, какой процент идёт не по назначению. В противном случае поставленная задача удовлетворения всех обещаний не имеет решения.

В то же время необходимо учитывать ещё один очень важный момент – снижение уровня инфляции. Ведь обещания, которые даны, даны до какого-то там далёкого года в номинальных суммах, то есть столько-то средств на оборону, столько-то на социальные нужды и так далее. Сейчас крайне необходимо ещё раз сесть и посмотреть – а нужны ли этим сферам эти деньги? Сейчас правительство прогнозирует уровень инфляции 6–7%, а вдруг он будет 4%? В 2011 году рост цен оставил 6,1% – это рекордно низкий показатель за последние 20 лет. А при продолжении Центробанком нынешней политики в 2012 году можно будет снизить инфляцию до 4–5%. То есть одно из условий для привлечения частных инвесторов будет выполнено. В этом случае эти деньги вообще будут не нужны.

Кроме того, бюджеты и в предыдущие годы планировались с большим дефицитом, чем в итоге оказывались. Под все планируемые дефициты правительство «рисовало» большие внешние займы и пр. Но так как в реальности бюджет оказывался другим, а в прошлом году он явно был профицитным, подобные меры становились ненужными. Учитывая, что цены на нефть сейчас выше, чем год назад, вполне возможно, что в начале года бюджет всё ещё будет профицитным и всех планируемых заимствований не потребуется.

Поэтому ко всем подобным разговорам и обещаниям я отношусь спокойно – сначала серьёзные расчёты, а потом уже возможные варианты развития событий.

Сергей Алексашенко, директор по макроэкономическим исследованиям Высшей школы экономики
Сергей Алексашенко, директор по макроэкономическим исследованиям Высшей школы экономики

Оксана Дмитриева, первый заместитель председателя Комитета Госдумы по бюджету и налогам
Оксана Дмитриева, первый заместитель председателя Комитета Госдумы по бюджету и налогам

Евгений Гавриленков, управляющий директор, главный экономист инвестиционной компании «Тройка Диалог»
Евгений Гавриленков, управляющий директор, главный экономист инвестиционной компании «Тройка Диалог»

*
Сергей Алексашенко внесен Минюстом в реестр физических лиц, признанных иностранными агентами
Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 20.02.2012 16:01
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх