Версия // Общество // Корабли проекта 20380 прикрывают выход российских атомоходов в Атлантику

Корабли проекта 20380 прикрывают выход российских атомоходов в Атлантику

21770

Секретная миссия балтийских корветов

БДК Королев
В разделе

Это статья-версия. О подобных операциях не сообщает ни одна страна. Но есть факты, есть реакция стран, входящих в НАТО. Поэтому можно предположить об истинной причине походов корветов Балтийского флота в Атлантический океан.

Сюжет: Армия

Корветы семейства 20380

В начале XXI века состояние российского ВМФ было печальным. Корабли советской постройки по возрасту и техническому состоянию списывались, замены им не было. Флот поддерживал техническую готовность старых кораблей и отправлял их на боевую службу в океан. Так, сторожевой корабль (ранее БПК) «Сметливый» Черноморского флота проекта 01090 – модернизация знаменитого проекта 61, постоянно выходил на боевую службу в Средиземное море и Индийский океан, а ведь вошел в состав Черноморского флота он в 1968 году. Его основные боевые службы в Российском флоте происходили, когда кораблю было от 32 до 50 лет! Сейчас «Сметливый» уже выведен из боевого состава Черноморского флота и его готовят к переоборудованию в корабль-музей в Севастополе. Это единственный сохранившийся «поющий фрегат» - так моряки называли БПК проекта 61 из-за постоянного свиста на палубе при работающих газовых турбинах.

Флот пришлось восстанавливать, что, впрочем, было уже не раз в истории. Одним из первоочередных проектов стал многоцелевой корабль ближней морской зоны. В понимании ВМФ ближняя морская зона располагается от 200 до 500 морских миль – приблизительно 400 – 1 000 км - от своего побережья. Это должен был быть многоцелевой корабль с ударным, противолодочным и зенитным оружием, обладающий мореходностью и радиусом действия, достаточных для выполнения задач в закрытых морях и в ближней зоне океанских театров военных действий. В современной России произошли некоторые изменения в классификации военных кораблей, поэтому эти корабли стали называться корветами. До введения изменений они были бы сторожевыми кораблями. Проект получил номер 20380. Разработка проекта корабля опережала разработку некоторых систем вооружения, поэтому на головном корвете «Стерегущий» вместо вертикальной пусковой установки для ракет зенитного ракетного комплекса (ЗРК) «Редут», который к тому моменту был ещё не готов, установили зенитный ракетно-пушечный комплекс «Кортик-М». Начиная с первого серийного корабля, вооружение стало согласно проекту - две счетверенные пусковые установки комплекса «Уран» для противокорабельных ракет Х-35У, вертикальная пусковая установка на 12 зенитных ракет ЗРК «Редут», одна 100-мм универсальная артиллерийская установка А-190. две шестиствольные зенитные автоматические пушки калибром 30-мм АК-630М и два четырехтрубных торпедных аппарата противолодочного комплекса «Пакет-НК». Корабли имеют площадку и ангар для постоянного базирования тяжелого противолодочного вертолета Ка-27ПЛ.

Для Балтийского флота были построены четыре корвета - «Стерегущий», «Сообразительный», «Бойкий», «Стойкий». Корабли этого проекта преподнесли приятный сюрприз – у них оказалась хорошая мореходность, позволяющая эксплуатировать их не только на закрытых морских театрах, но и в ближней морской зоне Тихого океана. Амурский судостроительный завод получил заказ на строительство четырех корветов для Тихоокеанского флота. Два из них – «Совершенный» и «Громкий» уже в составе Тихоокеанского флота, один «Герой Российской Федерации Алдар Цыденжапов» проходит испытания, еще один – «Резкий» строится на Амурском ССЗ. Строительство серии продолжается. На Северной верфи в Санкт-Петербурге, там, где были построены четыре балтийских корвета, строятся еще два – «Ретивый» и «Строгий». Их вероятное место базирования – Черноморский флот. По сообщениям открытой печати решается вопрос о дополнительном заказе десяти корветов проекта 20380 для Тихоокеанского флота.

Корвет Стерегущий
Корвет Стерегущий

Корвет Стойкий на МВМС-2019
Корвет Стойкий на МВМС-2019

Задача корветов на Балтике – входить в ядро надводных кораблей флота и обеспечивать Балтийскому флоту боевую устойчивость на морском театре. На Чёрном море задачи, в принципе, аналогичные, но есть одна особенность. В состав Черноморского флота входят четыре корабля очень приличного возраста. Два из них - БПК «Керчь» проекта 1134Б и «Сметливый» проекта 01090 уже вывели из состава флота. Им требуется замена. На Тихоокеанском флоте корветы будут использоваться для обеспечения выхода атомных подводных лодок из Вилючинска, для патрулирования в районе Курильских островов и для обеспечения устойчивости флота в Приморье.

Вооружение корветов, в принципе, удовлетворяет командование флота, кроме одного момента. На кораблях проекта 20380 в качестве ударного оружия смонтирован противокорабельный комплекс «Уран» с ракетами Х-35У. Их дальность составляет 260 км. На кораблях стоят две наклонные пусковые установки, которые могут обеспечить пуски только ракет Х-35У. Но на вооружении флота находятся «Калибр-НК», проходят испытания гиперзвуковые «Цирконы». Промышленность сделала универсальную вертикальную пусковую установку 3С14, из которой можно стрелять «Уранами», «Калибрами» и «Цирконами». Поэтому было решено провести модернизацию с установкой на корабле 3С14. Так появился проект 20385. В середине корабля смонтирована пусковая установка 3С14. за счет чего немного увеличилась его длина. Остальное вооружение корвета оставили без изменения. На Северной верфи строятся два корвета - «Гремящий» и «Проворный». «Гремящий» уже прошел испытания, и в этом году войдет в состав Тихоокеанского флота. «Проворный» спущен на воду, идет его достройка на плаву. Он так же должен войти в состав Тихоокеанского флота. Дальнейшая серия корветов этого проекта пока не определена.

Конструкторы пошли дальше. Они предложили проект корвета с вооружением проекта 20385, но в модульном исполнении, то есть с заменой вооружения в зависимости от решаемой задачи. Так появился проект 20386. Выглядит он совсем по-другому, чем проекты 20380 и 20385, что обусловлено усилением стелс-составляющей в архитектуре корабля. Заложен и строится головной корвет, который при закладке был назван «Дерзкий», а потом переименован в «Меркурий». В Российском флоте с середины XIX века существует традиция сохранять названия кораблей, прославивших российский флаг в морских сражениях. В 1829 году бриг «Меркурий» выдержал бой с двумя турецкими линейными кораблями. После этого боя в составе российского и советского флота находились корабли с названием «Меркурий», или «Память Меркурия». Это переименование – дань традиции.

Так в составе современного российского флота появился новый класс кораблей ближней морской зоны – корветы семейства 20380, 20385 и 20386.

Корвет Гремящий
Корвет Гремящий

Модель корвета Меркурий
Модель корвета Меркурий

Атлантический океан

Когда появилась информация о первом выходе пары балтийских корветов в Атлантический океан, наблюдатели решили, что это проверка проекта на мореходность и подготовка экипажа в океанском походе. Но потом выходы стали регулярными. О проверке мореходности речи уже не шло, выполнение стрельб в Атлантике для боевой подготовки экипажа, вряд ли является главной целью похода. Дело в том, что выполнение стрельб кораблем, или отрядом кораблей – сложное организационное мероприятие. Необходимо закрыть район для судоходства, там, где будет проводиться стрельба. Это значит, что нужно выделить корабли и суда, которые следили бы за тем, чтобы какой-нибудь «купец» случайно не зашел бы в район стрельб и не оказался бы на траектории полета ракеты. Необходимо установить щит-мишень, или выделить самолет для пуска авиационной мишени. Поэтому все стрельбы проводятся в полигонах боевой подготовки недалеко от своих баз. Это позволяет оптимизировать расходы на закрытие района и обеспечить безопасность стрельбы. В таких дальних походах, как правило, стреляет только группа антитеррора, расположенная на борту, из ручного оружия по пластиковым контейнерам, сбрасываемым с борта в море. Часто одной из задач дальнего похода является так называемый «показ флага», то есть демонстрация наличия кораблей флота в том или ином районе Мирового океана. В нашем случае это так же не может служить причиной, так как корветы выходят в море без танкера на полную автономность. А она без пополнения запасов равна для корветов 15 суток. То есть с учетом времени на дорогу туда и обратно, корабли находятся в Атлантике всего несколько дней. Для чего же проводятся такие походы?

Первоначально, три-четыре года назад, отряд состоял из двух корветов.

В июле 2016 года «Бойкий» и «Стойкий» на 15 дней вышли в Северное море.

В октябре 2016 года «Сообразительный» и «Бойкий» вышли в Северную Атлантику.

С 7 апреля по 1 мая 2017 года «Сообразительный» и «Бойкий» дошли до залива Сен-Мало и пролива Ла-Манш.

С 4 по 15 июня «Стерегущий» и «Бойкий» несли службу в Северном море.

Следующий поход был исключением. С 18 июня по 8 июля 2018 года «Бойкий», «Стойкий», танкер «Кола» и буксир «Конецкий» находились в походе в Северной Атлантике.

После этого, выходы корветов в Атлантику продолжились, но состав отряда кораблей изменился. Теперь в море выходил один корвет и один большой десантный корабль – БДК - проекта 775. На борту БДК находится отряд морской пехоты Балтийского флота.

В октябре 2018 года обычным уже маршрутом прошли корвет «Бойкий» и БДК «Минск».

В апреле 2019 года они же вышли в Атлантику ещё раз.

БДК Минск
БДК Минск

Корвет Бойкий
Корвет Бойкий

Летом 2019 года проливы проходят корвет «Бойкий» и БДК «Калининград»

Последний по времени такой выход состоялся 19 февраля 2020 года, когда из Балтийска в Атлантику ушли корвет «Стойкий» и БДК «Королев». Боевые возможности такой пары относительно невелики. Корвет может нанести удар и отразить ответный. БДК имеет только оружие самообороны. Для чего же на две недели они выходят из Балтийского моря и через Датские проливы проходят в Северное море и Атлантику? Ответ на этот вопрос могут дать СМИ западных стран. В СМИ Норвегии и Великобритании стала постоянно присутствовать тема прорыва российских подводных лодок Северного флота в Атлантический океан. Натовцы утверждают, что прорываются и атомоходы, и дизель-электрические подводные лодки. Часть сообщений можно списать на психологическую войну. Но в США принято решение о воссоздании 2-го флота, который был ликвидирован в 2011 году. Всю «холодную войну» 2-й флот США отвечал за благоприятный для НАТО режим в Северной Атлантике. Выражаясь проще, на 2-м флоте лежала ответственность по контролю за советскими и российскими подводными лодками в Северной Атлантике. Сейчас этот флот воссоздан. Еще в 2018 году британский адмирал Филипп Джонс, командующий ВМФ Великобритании, заявил об увеличении потенциала российских подводных лодок в Северной Атлантике, и о том, что противолодочные силы НАТО будут противодействовать этому. О серьезности их намерений говорит тот факт, что в североатлантические воды перебрасываются корабли из Персидского залива.

Сметливый
Сметливый

Можно предположить, повторимся, это версия, что кратковременные выходы балтийских корветов и БДК на несколько дней в Северную Атлантику решают задачи прикрытия выходов российских атомоходов на боевую службу. Не является секретом, об этом писали в мемуарах советские подводники, что в годы «холодной войны» советские подводные лодки проходили в Средиземное море Гибралтарским проливом следующим образом. Так как на дне пролива были установлены стационарные гидроакустические системы, а форсировать пролив надо было скрытно, подводная лодка дожидалась крупного танкера, и под ним проходила пролив и входила в Средиземное море. Шумы винтов крупного судна заглушали шумы винтов подводной лодки, и она проходила через гидроакустические системы незаметно. Иногда, специально делалось так, чтобы в определенный день и час пролив проходило советское торговое судно. График движения советской подводной лодки составлялся так, чтобы к проливу они подходили одновременно. Если эта версия справедлива, то становится понятно, почему вместо второго корвета в отряд включен БДК. Корабли проекта 775 были построены еще во времена СССР, и они более шумные. Можно предположить, что лодка идет под БДК, а корвет охраняет эту пару.

Подтверждение данного предположения является то, что НАТО не беспокоит достаточно частые переходы кораблей Северного и Балтийского флотов при осуществлении ими боевых служб в океанских зонах, а кратковременные выходы корветов рассматриваются «под микроскопом».

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 16.03.2020 18:01
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх