Версия // Общество // Военные задолжали подрядчикам и теперь будут строить сами

Военные задолжали подрядчикам и теперь будут строить сами

14588

Стройбат выручит

Военные задолжали подрядчикам и теперь будут строить сами (фото: РИА Новости)
В разделе

Военные строители оказались злостными должниками – суды обязывают их выплатить различным предприятиям свыше 34 млрд рублей. Перспективы этих выплат остаются туманными. Долги числятся за Федеральным агентством специального строительства (Спецстрой), которое было ликвидировано в 2016 году. Фактически созданная на его базе Военностроительная компания (ВСК) юридически не является правопреемником, а потому Минобороны, на котором повисли эти долги, пользуясь административным ресурсом, бесконечно оттягивает выплаты.

Более 34 млрд рублей пытались взыскать различные подрядчики с Федерального агентства специального строительства (Спецстрой). Но, несмотря на решения судов, это им так и не удалось и теперь уже вряд ли удастся. В 2016 году структура была ликвидирована, и все её долги повисли на самом министерстве. Но судебные приставы не торопятся исполнять выигранные подрядчиками иски. Да и что они могут сделать против военных? Описывать имущество воинских частей и штабов их и близко не подпустят. Министерство обороны на словах вроде бы старается содействовать разрешению ситуации. Но в то же время юридически делает всё возможное, чтобы отгородиться от назойливых предпринимателей, пришедших за своими деньгами.

Космическое воровство

В конце прошлого года был подписан приказ о создании Военно-строительной компании (ВСК). Она будет выполнять почти те же функции, что и Спецстрой, но с небольшими отличиями, которых мы еще коснёмся. Новая компания – единственный претендент на освоение 1 трлн рублей из бюджета, который в ближайшее время планируется потратить на масштабное строительство в Вооружённых силах. Важно, что юридически компания не имеет никакого отношения к Спецстрою и его долгам.

Созданный в 1951 году Спецстрой, несмотря на преобразования, работал стабильно более 60 лет, но не смог пережить бум военного строительства, начавшийся в ХХI веке. Говорят, что структуру погубили большие деньги, которые стали через неё проходить. К моменту ликвидации долги Спецстроя достигали 210 млрд рублей.

Причиной ликвидации Спецстроя в Министерстве обороны называли неудовлетворительную организацию работы с субподрядчиками. Но многие связывают ликвидацию агентства с массовыми хищениями. Последней каплей стали вскрывшиеся схемы при строительстве космодрома Восточный. Это был один из крупнейших проектов, над которыми работал Спецстрой за всю свою историю. Начавшаяся восемь лет назад стройка так и не завершена, а по злоупотреблениям на ней возбуждено более сотни уголовных дел. Стоит также отметить, что Спецстрой имел сложную структуру, в результате долги распределились по разным управлениям агентства.

Крупнейшим должником являлось ФГУП «Главное военно-строительное управление № 14» (ФГУП ГВСУ), которое не рассчиталось с контрагентами на 7,8 млрд рублей, на эту сумму выдано 1698 исполнительных листов. За ГВСУ № 12 числится задолженность на сумму 3,33 млрд рублей, за ГВСУ № 7 – 1,72 млрд рублей, за ГВСУ № 8 – 650 млн рублей.

Игра в монополию

Для ликвидации Спецстроя нашёлся ещё один повод. В Минобороны сформулировали необходимость вывести военное строительство из коммерческого сектора. Дабы сделать его неуязвимым для вражеских санкций, недобросовестной конкуренции или каких-то других внешних обстоятельств. Заодно был устранён и риск судебного преследования со стороны подрядчиков. На момент ликвидации Спецстрою принадлежало 19 компаний (головная организация и 18 ФГУПов – ГВСУ), в которых числились около 37,6 тыс. человек. После реорганизации Минобороны переподчинило себе практически половину ГВСУ, которые продолжили заниматься строительством военных объектов. Некоторые предприятия Спецстроя военные передали в ведение других ведомств и госкорпораций. Теперь частные компании будут лишены возможности заработать на исполнении военных контрактов в строительстве. Впрочем, доверие подрядчиков к военному ведомству значительно снизилось, поэтому с каждым годом ему было всё сложнее находить партнёров. По всей видимости, создание собственной огромной строительной компании оставалось для Министерства обороны единственным выходом из сложившейся ситуации. Не научившись эффективно тратить деньги на конкурентном рынке, военные чиновники создали монополию.

По теме

Гарнизонная экономика

Впрочем, подобный сценарий реформирования у военных уже обкатан. И блестящих результатов в нём не просматривается. Холдинг «Оборонсервис» был зарегистрирован в 2009 году для управления девятью субхолдингами (всего в структуру вошло более 300 предприятий). В нём господствовал коммерческий подход к решению оборонных задач, часть работ уходила сторонним подрядчикам. Однако в результате злоупотреблений и некомпетентности также образовалась бюджетная дыра. В ноябре 2012 года пятая часть входящих в структуру предприятий были признаны банкротами, а общая задолженность холдинга составляла 440 млрд рублей, в том числе перед контрагентами – 97,6 млрд рублей. В Минобороны связывали неудовлетворительное финансовое состояние «Оборонсервиса» с работой прежней команды во главе с Анатолием Сердюковым. Впрочем, ряд экспертов считают, что ситуацию с холдингом намеренно обострили, чтобы усилить контроль над имуществом предприятий со стороны военного ведомства. С 1 декабря 2014 года на базе АО «Оборонсервис» работает новая управляющая компания с более централизованной структурой и говорящим названием АО «Гарнизон». Похоже, что с того момента долги оборонных предприятий только выросли. Точная их сумма скрыта грифом «военная тайна».

Кстати

В июле 2019 года прошла утечка, что объём кредитов предприятий ОПК превышает 2 трлн рублей. Теперь официально объявлено, что 750 млрд будут реструктурированы. Половина из этой суммы фактически будет списана, остальное перекредитовано на 15 лет под 3% годовых. Расходы понесут госбанки и госбюджет. В правительстве считают, что освобождённые от кредитного бремени оборонные заводы смогут наконец-то найти средства для собственного развития.

Василий Зацепин, эксперт в области военной экономики:

– Минобороны пользуется своим возросшим влиянием и злоупотребляет возможностью не платить за выполнение контрактов подрядчиками. И заявленные 34 млрд – это только вершина айсберга, на деле долгов в десятки раз больше. Возможно, количество судебных исков продолжит расти и сумма задолженности военного ведомства тоже. Если бы Спецстрой продолжал существовать, судебные иски могли парализовать работу всей строительной сферы Минобороны. Именно поэтому пришлось создавать Военно-строительную компанию. В итоге проблемы решились за счёт гражданских предприятий, которые годами ходят за своими долгами и не могут их выбить. Сложно даже предположить, когда Минобороны рассчитается по этим долгам.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 16.03.2020 09:01
Комментарии 0
Наверх