Версия // Общество // Разбившийся в Турции Бе-200 сдали в аренду туркам по мутной схеме

Разбившийся в Турции Бе-200 сдали в аренду туркам по мутной схеме

14140

Не в дружбу, а в службу

2
В разделе

Самолёт-амфибия Бе-200 Минобороны разбился 14 августа в горах Турции при тушении лесных пожаров. Машина была единственным бортом этого типа в распоряжении военного ведомства. Жертвами катастрофы стали пятеро российских военнослужащих – всех их наградили орденом Мужества. Увы, в этой истории остаётся много непонятных до конца моментов, которые совсем не красят военное ведомство.

Самолёт врезался в гору неподалёку от населённого пункта Адана. В Минобороны

РФ первоначально сообщили, что самолёт потерпел крушение после выполнения задачи, когда заходил на посадку. Но, по мнению экспертов, возможной причиной крушения мог стать сбой в работе двигателя. На видео с места происшествия видно, что самолёт сбросил воду ещё в горах, однако перелететь через хребет не смог. Не исключено, что возможности работы самолёта в жаркую погоду в горной местности были пилотами переоценены.

Лишние на борту

Российское оборонное ведомство подтвердило гибель восьми человек: пяти российских военнослужащих – это полковник Евгений Кузнецов, подполковник Владислав Беркутов, подполковник Вадим Карасёв, старший лейтенант Николай Омельченко и старший сержант Юрий Чубаров, а также трёх граждан Турции, которые помогали ориентироваться на местности и указывали очаги пожаров. Возникает вопрос: почему в самолёте находилось так много людей? Экипаж составляет два человека, плюс им может помогать переводчик. Возможно, вместе с ними на борту находился второй, сменный, экипаж? В Минобороны этого не уточняют. Впрочем, можно предположить, что вместе с пилотами в самолёте находились так называемые проверяющие. Дело в том, что зачастую в загранкомандировках оказываются высокопоставленные офицеры, которые едут в качестве инструкторов, хотя порой имеют весьма далёкое отношение к выполнению поставленной задачи.

Просто за время пребывания за границей платятся повышенные командировочные, отчего желающих прокатиться за рубеж немало. Можно вспомнить, как недавно итальянцы обвинили в шпионаже российских военных, которые приезжали в 2020 году в страну на помощь в борьбе с коронавирусом. Главным их аргументом стало то, что из 104 прибывших в Италию российских военных борьбой с вирусом занимались всего 35 человек, а остальной штат составляли переводчики, различные эксперты и пиарщики.

Впрочем, не этот вопрос сейчас представляется самым важным. Как уже говорилось, в числе погибших при крушении Бе-200 в Турции оказался полковник Евгений Кузнецов. Его называли легендой отечественной военной авиации и одним из самых опытных пилотов. Кузнецов окончил Борисоглебское высшее военное авиационное училище лётчиков имени В.П. Чкалова, после чего был направлен в Тихоокеанский флот, однако прославленный командир 100-го корабельного истребительного полка Тимур Апакидзе предложил Кузнецову попробовать себя в качестве пилота палубной авиации. После развала СССР Кузнецов перевёлся в Северный флот. О нём рассказывают, что именно благодаря ему и Апакидзе в России сохранилась школа корабельной авиации. Последняя должность полковника Евгения Кузнецова – начальник 859-го центра боевой подготовки и переучивания лётного состава морской авиации в Ейске.

При этом у него был не слишком большой опыт полётов на Бе-200 – на этот тип самолёта он переучился всего два года назад. Бе-200 считается довольно специфичной в управлении машиной, имеющей особенности управления в сложных климатических условиях и с тяжёлым рельефом. Турецкие горы с горящими лесами могли сделать поведение этого самолёта совершенно непредсказуемым. Тяжёлый и неповоротливый Бе-200 не имеет такого запаса тяги, как истребитель, на котором привык летать Кузнецов. Потому даже такой опытный пилот, как он, вполне мог допустить ошибку.

По теме

Командировка не по профилю

Ещё один вопрос: как и почему Бе-200 вообще оказался в Турции? Оставим за скобками тот факт, что сегодня горят миллионы гектаров леса в Сибири и на Дальнем Востоке, отчего пожарный самолёт больше бы пригодился там, чем в Турции. Изначально нам сообщали, что самолёт-де выполнял гуманитарную миссию, помогая дружественной стране бороться с огнём. Здесь опять-таки можно вспомнить, что почти шесть лет назад Турция сбила наш военный самолёт, в результате чего погиб пилот, и после этого Эрдоган превратился во врага. Впрочем, политика всегда лукава и переменчива. Другое дело, можно ли говорить исключительно о «гуманитарной миссии» и «дружеской помощи»? Ведь теперь выясняется: Бе-200 находился в Турции в рамках контракта, заключённого с Минобороны. Как сообщается, Турция должна была заплатить за аренду самолёта около 24 млн долларов. То есть выходит, что имел место обычный контракт на проведение противопожарных работ? И почему тогда ситуация выглядит так, будто пилотов, как гастарбайтеров, сдали туркам в аренду? В своё время было немало скандалов, когда офицеры сдавали за деньги коммерсантам солдат для тяжёлых работ. Разве не похож турецкий казус на то же самое? И, кстати, по информации БФМ, аренда проводилась через какого-то азербайджанского посредника, и сколько денег получила Россия за участие своего самолёта и своих военных в тушении пожаров, вообще неизвестно. Как-то попахивает мутными схемами и «бакшишем», который кто-то мог положить в карман своего мундира, не находите?

А в результате Россия потеряла одного из своих самых опытных пилотов и самолёт. Единственный в Вооружённых силах Бе-200 имел важное выставочное значение, его по полной использовали для пиара армии. Чтобы борт привлекал больше внимания, ему даже присвоили собственное название – «Александр Мамкин» – в честь лётчика Великой Отечественной войны. Именно этот Бе-200 участвовал в военно-морском параде в Санкт-Петербурге. Первоначально военные заказали три единицы, включая разбившуюся машину, но от двух машин отказались, по версии экспертов, из-за их высокой стоимости и отсутствия надобности у военных в этих машинах. Самолёт числился в составе 859-го центра боевой подготовки и переучивания лётного состава морской авиации ВМФ, расположенного в Ейске.

Владимир Попов, генерал-майор, начальник Федерального управления авиационно-космического поиска и спасания при МО РФ, заслуженный военный лётчик

– Самолёты и вертолёты Минобороны ежегодно привлекают к тушению пожаров на территории России и за рубежом, такая же практика существовала во времена Советского Союза. Я сам лично участвовал в подобной миссии во Франции, и тогда тоже не обошлось без ЧП – разбился наш вертолёт.

Обычно такие миссии проводятся в рамках так называемой гуманитарной помощи. Однозначно принимающая сторона оплачивает обслуживание, топливо и амортизацию самолёта. При этом военное ведомство частично списывает затраты на боевую подготовку. Такая гуманитарная помощь – это в первую очередь престиж, возможность показать мощь своей военной техники и мастерство лётчиков. Кроме того, как это ни парадоксально звучит, есть и польза в военном плане – лётчики осваивают новые географические районы.

Нужно отметить, что для выполнения международных миссий обычно посылают наиболее опытных пилотов. Скорее всего именно поэтому полетел командир полка Евгений Кузнецов, а также ещё два старших офицера. Пилоты, которые обладают соответствующим допуском, – это штучные специалисты. Ведь действовать в ограниченной видимости при пожаре крайне сложно, тем более в горных условиях. На очагах пожара двигатель на высоте 100–300 метров начинает «задыхаться» от нехватки кислорода, идёт потеря мощности.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 23.08.2021 12:20
Комментарии 3
Еще на сайте
Общероссийская газета независимых журналистских расследований «Наша версия» Газета «Наша версия» основана Артёмом Боровиком в 1998 году как газета расследований. Официальный сайт «Нашей версии» публикует материалы штатных и внештатных журналистов газеты и пристально следит за событиями и новостями, происходящими в России, Украине, странах СНГ, Америке и других государств, с которыми пересекается внешняя политика РФ.
Наверх