Версия // Культура // «Солнцепёк» приоткрыл завесу истории с уголовным прошлым

«Солнцепёк» приоткрыл завесу истории с уголовным прошлым

19876

Уркаган на Донбассе


(Кадр из трейлера к/ф «Солнцепёк» (2021))
В разделе

Российский кинематограф редко балует зрителя откровенным разговором на сложные темы, особенно если они касаются современности. Что касается войны в Донбассе, то, как заметил уже не один военный эксперт, побывавший в то время в горячей точке, для многих режиссеров эта тема вообще долгое время оставалась табуированной. И тем паче старания режиссеров Бриуса и Вассербаума, посягнувших на то, чтобы сказать свое веское слово и прорвать наконец информационную блокаду донбасской бойни на большом экране.

«Солнцепек» – острый дискуссионный фильм на идеологическую тему. Шокирующий сюжет вскрывает тошнотворную изнанку террора, развязанного Киевом против мирного населения Донецкой и Луганской областей. И это ещё сценарист Владимир Измайлов пощадил зрителя, понимая, что излишним натурализмом можно отпугнуть публику – уровень насилия в картине и так зашкаливает. По словам самих очевидцев, при всем обилии «мяса» фильм не всегда дотягивает до кровавых реалий тех страшных дней:

При этом фильм абсолютно документален – режиссеры лишь художественными методами изобразили людоедские реалии мая-июня 2014 года. В сюжетах картины прослеживается четкая корреляция с событиями по датам и населенным пунктам, и в этом плане картина максимально достоверна и аутентична.

Зритель испытает шок с первых минут, когда посреди бела дня в залитое солнцем село где-то на Луганщине заходит бригада уголовников и крушит все вокруг. На экране проносится череда бессмысленных смертей сельчан от рук мародеров и маньяков, совмещающих патологическую страсть к насилию с бытовым грабежом, явно упивающихся запахом крови младенцев и женщин. В этот экзистенциальный хаос ненароком попадает главный герой фильма Влад Новожилов. Бывший афганец сразу понимает, что случилась беда, и с большим трудом спасает свою семью из этого ада.

Для непосвященных в перипетии так называемой АТО сцена со зверствами урков может показаться неправдоподобной. Однако именно зэки, выпущенные досрочно для подавления Донбасса, стали для майданной клики первой ударной силой против мирного населения. И.о. президента Турчинов лично выдавал уголовникам оружие в воинских частях, когда это отказались делать штатные военные. Как выяснится по ходу фильма, это пещерное ноу-хау Киеву посоветовали американские друзья, рассчитывая таким образом запугать и деморализовать гражданских, чтобы лишить их воли к сопротивлению. Правда, янки не учли особый характер этих мест, политых кровью врага ещё в Великую Отечественную, и впоследствии поплатились за свою наивность целым самолетом с наемниками.

В фильме показали собирательный образ убийц – залетную банду зэков, изголодавшихся по садизму и запаху крови. По характеру преступлений каратели похожи на отморозков из прославившихся дурной славой батальонов «Торнадо» (на тот момент ещё нерасформированный «Шахтёрск») и «Айдар»* (запрещены в РФ). Вторжение уголовников в безымянное село в «Солнцепеке» явно писалось с воспоминаний жителей станицы Луганская, которые так описывали зверства нацбатов: «Врывались в дома, ломали ворота, стреляли собак, выволакивали мужчин всех возрастов, строили их в колонны и под конвоем вели к себе на базу в подвал. При этом каждый из «пленных» должен был нести с собой ценные вещи из дома, вплоть до телевизоров и другой бытовой техники».

Правда, в фильме пленных не брали, а убивали и насиловали прямо на месте преступления в лучших традициях айдаровцев, сыгравших решающую роль в захвате города Счастье – метафоричного места «Солнцепека». Как сообщают в сети: 13 июля 2014 года после минометного обстрела ВСУ боевики «Айдара» устроили там настоящую этническую чистку, убив около ста человек, оставив после себя трупы женщин со следами пыток и групповых изнасилований. Вот как об этом в режиме реального времени рапортовали в те дни сами ополченцы со слов местных жителей, оказавшихся в зоне оккупации:

При этом сами жители Луганщины отмечают, что в реальности все было намного страшнее – с пыточными, клетками, массовыми утоплениями, голодомором.

После столь накаленной завязки сюжет картины уже помчался по известному на основе реальных боевых действий сценарию: бомбардировка здания Луганской ОГА 2 июня 2014 года, ежедневные обстрелы окраин Луганска из систем залпового огня, гибель целой школы во время уроков, кровавые будни скорой помощи, собирающей разорванные тела по «кусочкам». Водителем скорой в Луганске становится тот самый протогонист Влад Новожилов. Несмотря на афганский опыт, даже ему пришлось не по себе от ежедневных луж крови и разорванных тел.

Следует отдать должное авторам картины, которые мастерски обыграли сюжетную линию с происками уголовников в донских степях. В конце концов, по законам истории «дети революции» начали душить друг друга – большая часть банды утилизируется в стычке с безымянным добробатом. Кульминацией карательной вакханалии стала неожиданная встреча насильника с командиром националистов, который оказался его коллегой по цеху. «Тебе же ещё три года сидеть осталось», – только и успел удивленно сказать зэк, пока бывший сокамерник не заткнул его пулей. Тогда-то прибывший инструктор из Киева, тоже афганец, поймет причину, по которой в добробате содержали узника в клетке и издевались над ним, превратив в кровавое пугало за георгиевскую ленту.

Сюжетный ход с бывшими заключенными был выбран постановщиками в качестве одной из кульминационных линий не случайно. Именно бандитский террор вышел на первый план летом 14-го года и ещё долго мучал мирных жителей руками уголовников из так называемых добровольческих батальонов. Новая власть благословила их на военные преступления, дав явный карт-бланш на насилие и безнаказанность. «Солнцепек» приподнял завесу с этой кровавой вакханалии, увековечив её в экранизации силой киноискусства. И теперь всё это могут увидеть все те, кто в упор не хотел замечать зверств карательных батальонов.

Как это часто бывает, на помощь истории пришло искусство. Не касаясь большой политики, авторы картины показали человеческие судьбы в вихре военного времени, поставили вечный вопрос о человечности и расчеловечивании, оставляя за зрителями всех стран и народов право самим выбирать и делать выводы.

*
Националистические батальоны «Айдар» и «Азов» признаны экстремистскими организациями и запрещены в России.
Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 19.08.2021 14:30
Комментарии 7
Еще на сайте
Наверх