// // Коллекция импрессионистов может переехать из Питера в Москву

Коллекция импрессионистов может переехать из Питера в Москву

615

Картинный передел

lori.ru
В разделе

Идея восстановления музея нового западного искусства вызвала настоящий переполох в профессиональном сообществе. Особенно после того, как президент России Владимир Путин во время «прямой линии» в ответ на вопрос директора ГМИИ имени Пушкина Ирины Антоновой согласился рассмотреть этот вопрос. Глава государства уточнил: он поддержит любое решение, связанное с возрождением музея, но это должно быть сделано в результате дискуссии в самом музейном сообществе. Специалисты заговорили о музейном переделе и возможном переезде коллекции импрессионистов из Эрмитажа в Москву. Подробности выясняла «Наша Версия».

Борьба за коллекцию импрессионистов между Питером и Москвой идёт уже давно, но впервые так сильно обострилась. Да и тема возрождения музея нового западного искусства отнюдь не нова, однако до сих пор она не выходила за пределы профессиональных кругов. Созданный в 1920-е годы на базе национализированных коллекций меценатов Ивана Морозова и Сергея Щукина музей был ликвидирован в 1948 году по приказу Сталина. Картины поделили между собой ГМИИ им. Пушкина и Эрмитаж. Сейчас в ГМИИ хранится 291 полотно, а также архивы, в Эрмитаже – 418.

По мнению Ирины Антоновой, музей обязательно надо восстановить. «ГМИИ им. Пушкина готов передать будущему музею часть коллекции, которая оказалась в нашем музее после раздела, – рассказала она. – В перемещении картин из музея в музей нет ничего предосудительного, если это позволит большему числу людей ознакомиться с ними. С 1924 по 1930 год Пушкинский музей передал 1125 картин в другие музеи, в том числе находящиеся в Крыму, на Урале и в Сибири. Перераспределение музейных фондов позволило обогатить российские музеи. Такие процессы происходят и в Европе. Мы знаем, что Лувр отдаёт часть своей коллекции городу Мец, лондонские музеи перемещают свои коллекции в менее богатые и нуждающиеся в этом музеи Великобритании. В то время как в России в некоторых музеях ряд произведений искусства столетиями недоступен для посетителей».

В Санкт-Петербурге эта идея энтузиазма не вызывает. Директор Эрмитажа Михаил Пиотровский категорически против любых перемещений вверенных ему ценностей куда бы то ни было. Вначале он очень нелестно выразился о предложении московской коллеги, но потом извинился, хотя и остался при своём мнении: коллекция, которую когда-то получил питерский музей, должна остаться на месте. «Это коллекция Эрмитажа, и картины должны оставаться в Эрмитаже, – заявил он. – Они находятся здесь законным образом. Нет никакого конфликта. Есть некое обсуждаемое предложение, которое может обсуждаться 10 тысяч раз. Ну и пусть обсуждается. Но музеи должны быть неприкосновенны».

Причём на защиту произведений искусств из Эрмитажа встали чиновники и общественность. А учёный совет Эрмитажа выпустил резолюцию, в которой «категорически возражает против выдачи из Эрмитажа каких-либо произведений искусства для создания новых или воссоздания ранее существовавших музеев».

«В то же время Эрмитаж, имея большой опыт работы с современным искусством, готов активно помогать созданию нового музея, не основанного на разрушении уже существующих. Существующие музейные коллекции являются сложившимся организмом, ценным в своей целостности. Воссоздание существовавшего в течение 25 лет Государственного музея нового западного искусства за счёт существующих более 60 лет экспозиций французского искусства конца XIX – начала XX века в Эрмитаже и ГМИИ имени А.С. Пушкина означает ликвидацию принципа энциклопедичности этих музеев, и тем самым их роли как образовательных и просветительских институтов, которые показывают мировую историю и культуру в целом, а не отдельные её периоды», – гласит резолюция учёного совета.

Даже сторонники воссоздания ликвидированного музея считают, что перемещать коллекции уже существующих коллекций никак нельзя. Мнение Эрмитажа разделяют и губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко, и министр культуры Владимир Мединский. Воссоздание музея современного западного искусства может стать ещё больше ошибкой, чем его ликвидация, считает министр культуры. «Говоря откровенно, я убеждён, что тогда, в 1948 году, была совершена большая ошибка: не надо было ликвидировать музей. Но я не уверен в том, что исправление ошибки не может стать ещё большей ошибкой», – считает глава Минкультуры. В то же время он предложил некий выход – создание музея нового западного искусства, но в виртуальном пространстве.

Так что вполне возможно, что никто никуда ничего перемещать не будет, хотя вопрос до сих пор до конца не закрыт.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 12.08.2013 17:16
Копировать текст статьи
Комментарии 0
Новости партнеров
Еще на сайте
Общероссийская газета независимых журналистских расследований «Наша версия» Газета «Наша версия» основана Артёмом Боровиком в 1998 году как газета расследований. Официальный сайт «Нашей версии» публикует материалы штатных и внештатных журналистов газеты и пристально следит за событиями и новостями, происходящими в России, Украине, странах СНГ, Америке и других государств, с которыми пересекается внешняя политика РФ.
Наверх