Закон о защите чувств верующих подписан президентом. И предполагается максимальное наказание – три года. Два человека публично выступили против такого наказания, считая его слишком мягким. Один из них я. И теперь ко мне присоединился Всеволод Чаплин. Мы вдвоём считаем, что этого мало.
Чуточку по разным причинам. Чаплин считает, что оскорбление чувств верующих, насколько я понял по его цитате, может привести к гражданской войне и кровопролитию. «Будем надеяться, что в совершении деяния, которое может быть чревато пролитием крови, эта мера будет применяться. Действия, о которых идёт речь в законе, куда более опасные, чем, например, бытовое насилие. Они могут кончиться большой кровью», – цитирует ИТАР-ТАСС заявление Всеволода Чаплина.
А я считаю, что этого мало потому, что всё зависит от цели. Какова цель, собственно, посадки? Мне кажется, что Предлагались цели такие, как изоляция. Предлагалось по факту наказание – месть. Ну, как бы человек должен получить ответную боль. Предлагалось исправление перевоспитанием, но скорее в ироничном контексте.
В любой религии, даже самой миролюбивой, существует концепция, которая находится довольно-таки на краю религии, даже за краем. Эта концепция позволяет насилие. Даже в буддизме, для того чтобы исправить карму убийце, можно убить убийцу. То есть из милосердия, поправляя его карму и разрушая свою, ты можешь убить убийцу. Или предотвратить убийство, убив человека, замышляющего убийство. Таким образом, любая, самая миролюбивая религия имеет где-то факультативно-припрятанный кинжал.
Мне предлагали другие варианты цели. Например, показать позицию государства по отношению к таким явлениям. На чьей стороне государство в данном конфликте. Да, есть одна сторона, которая считает, что можно всё. И есть другая сторона, которая оскорбилась. Или вот ещё: назидание другим. То есть цель педагогическая.
Слушатели нашей программы проголосовали. Оказалось, 4,8% считают, что цель посадки в тюрьму за оскорбление чувств верующих – перевоспитание. Соответственно остальные 95,2% полагают, что цель – устрашение. То есть такая назидательная цель, педагогическая. То есть в перевоспитание почти никто не верит. А почему? Разве тяготы, тяжёлые испытания не ведут человека напрямую от материального к духовному, от суетности к более глубокому пониманию жизни? Некоторые реагируют на уровне чувств. Инфузории туфельки там всякие. То есть они всё равно реагируют на химические реакции. И испытания ведут к переформатированию сознания, может быть, менее критичному. Испытания могут привести к прозрению.
Почему именно три года? С другой стороны, Бог любит троицу. Но и 12 любит. Господь и 40 любит. А как же без 40-то? Хорошо. А как он любит 50!
По материалам программы
«Подъём!» Сергея Доренко