Версия // Культура // Какие шедевры никогда не покидают место постоянной экспозиции?

Какие шедевры никогда не покидают место постоянной экспозиции?

8395

Безвыездная ситуация

Настоящий «Дозор» можно увидеть только в Амстердаме
В разделе

Недавно власти Флоренции попросили Лувр предоставить легендарный портрет, «Мону Лизу», на экспозицию 2013 года, приуроченную к 100-летию последнего «визита» Джоконды на свою историческую родину. Руководство парижского музея категорически отказалось отправлять шедевр в Италию и заявило, что картина да Винчи вообще больше не покинет стены музея. Подобные запреты на вывоз (а иногда и на передвижение вообще, даже внутри самого музея) есть практически в любом крупном хранилище произведений искусства. «Наша Версия» решила составить краткий список наиболее значимых предметов искусства, которые никогда не покидают место постоянной прописки.

Картина: «Сикстинская Мадонна»

Автор: Рафаэль

Где: Дрезденская галерея в Германии

«Сикстинская Мадонна» никогда не покидала Дрезден с самого момента своего прибытия из Италии в 1754 году, за исключением одного случая. После Великой Отечественной войны это полотно и другие шедевры галереи оказались в Советском Союзе. Помогло в буквальном смысле несчастье: гитлеровцы решили спасти сокровища Дрездена, загрузив их в товарный вагон, который впоследствии оказался в затопленной штольне. Многие из полотен находились в плачевном состоянии. Знаменитый холст Тициана «Динарий Кесаря» был настолько пропитан влагой, что напоминал переводную картинку. Шедевры спасали 10 лет. Накануне возвращения в Германию, в 1955 году, тщательно отреставрированная и обновлённая коллекция была выставлена в Музее изобразительных искусств имени Пушкина. В течение четырёх месяцев, пока в Дрездене приводили в порядок залы галереи, раритеты мирового искусства впервые увидели сотни тысяч советских граждан. Больше «Сикстинская Мадонна» галерею не покинет. «Поверьте, меня всё время просят о «гастролях» этой картины, – заявляет генеральный директор Государственных художественных собраний Дрездена Мартин Рот. – Но мне кажется, что есть шедевры, которые не должны путешествовать. «Сикстинская Мадонна» неразрывно связана с Дрезденом».

Картина: «Мона Лиза» («Джоконда»)

Автор: Леонардо да Винчи

Где: в парижском музее Лувр

Во Флоренции решение о том, что «Мона Лиза» не покинет Лувра, вызвало возмущение. Группа инициативных граждан даже собирает подписи под петицией и продолжает настаивать на гастролях всемирно известного портрета, но администрация Лувра непреклонна. Решение принято из соображений сохранности шедевра. «Со временем картина, написанная на доске из тополя, слегка изогнулась, и с задней стороны слева ясно видна трещина, – рассказал главный хранитель отдела живописи Лувра Венсан Помаред. – Все мои коллеги во Франции и за рубежом это знают. Даже когда осматриваем её во время ежегодного обзора, мы не переносим её в лабораторию –изучаем её в прямо в зале. Двух часов без защитного стекла и то достаточно, чтобы увидеть, что эта трещина увеличивается».

Картина: «Чёрный квадрат»

Автор: Казимир Малевич

Где: Третьяковская галерея

Первый «Чёрный квадрат» Малевича, написанный им в 1915 году, с 1929 года хранится в Третьяковской галерее. С тех пор он не покидал стен музея и считался невыездным, лишь однажды было сделано исключение. Как объясняют эксперты, причина – плохая сохранность и хрупкость. Картина перегружена – она написана поверх другой композиции, кроме того, она (как и другие картины Малевича, созданные в 1915 году) не покрыта верхним – защитным – слоем лака. В результате почти сразу на «Чёрном квадрате» появились кракелюры – трещины красочного слоя. И хотя реставраторы периодически укрепляют красочный слой и сам холст, это не сильно помогает. По прогнозам некоторых экспертов, лет через 50 картина вообще погибнет, если, конечно, к тому моменту не придумают какой-нибудь новый способ консервации живописи. Лишь в 2003 году картина отправилась на выставку в Нью-Йорке. Для полотна была сделана специальная «кассета»: застеклённый ящик, где поддерживаются определённая температура и влажность.

По теме

Картина: «Ночной дозор»

Автор: Рембрандт

Где: Государственный музей Амстердама

Посмотреть на шедевр можно, только отправившись в Голландию. «Ночной дозор» называют самой знаменитой работой Рембрандта и, пожалуй, самым известным полотном Королевского музея в Амстердаме. Его передвижения запрещены законодательно. Немудрено: картина три раза подвергалась попыткам порчи или уничтожения. Первый раз был вырезан кусок холста, во второй раз по ней было нанесено более 10 ударов ножом, в третий раз картина была облита серной кислотой. Так что нет ничего удивительного, что в Нидерландах есть отдельный закон, категорически исключающий любые перемещения полотна.

Икона: «Троица»

Автор: Андрей Рублёв

Где: Третьяковская галерея

«Троица» никогда не покинет пределы России и не отправится на выставку. Причина – эксперты боятся за сохранность шедевра. Единственное одобренное перемещение иконы: каждый год на несколько дней её переносят в соседнюю с галереей церковь Святителя Николая в Толмачах. «Это произведение со сложной исторической судьбой и сложным состоянием сохранности, – пояснил старший научный сотрудник отдела древнерусского искусства Третьяковки Левон Нерсесян, – произведение, которое уже пережило несколько варварских подновлений и реставраций. Расходящиеся доски, которые невозможно окончательно скрепить, не вызвав ещё более серьёзных разрушений, разновременные красочные слои, которые будут по-разному реагировать на изменения температуры и влажности – и соответственно раздирать то, что более или менее скрепилось друг с другом. Так что лучшее, что можно сделать, чтобы сохранить «Троицу» на более или менее длительное время, – не трогать».

Картина: «Даная»

Автор: Рембрандт

Где: Эрмитаж в Санкт-Петербурге

Вообще-то официально никто никогда не заявлял, что одно из лучших творений Рембрандта пределов музея не покинет. Но скорее всего так и будет. Полотно с трудом пережило нападение вандала. В 1985 году «Данаю» облили кислотой, после чего злоумышленник достал нож и успел дважды порезать картину. Своё поведение он объяснил политическими мотивами. На реставрацию ушло долгих 12 лет. Многие эксперты не верили в успех, считая, что полотно утрачено навсегда. Утраты живописи составили 27%. Весь центр картины состоял из смешения бурых рельефных пятен. В Омском музее изобразительных искусств им. М.А. Врубеля имелась хорошая копия «Данаи», выполненная около полутора столетий назад неизвестным художником близко к оригиналу и в натуральную величину. И именно эта работа была взята за основу в трудоёмком процессе реставрации. По ней специалисты сверяли читаемость деталей и общий композиционный строй. С тех пор именно эта копия выезжает на выставки. А оригинал находится в Эрмитаже и защищён бронированным стеклом. Так что вряд ли руководство питерского музея захочет рискнуть и выставить оригинал картины где бы то ни было.

Картина: «Дама в голубом»

Автор: Константин Сомов

Где: Третьяковская галерея

Полотно Константина Сомова стало невыездным совсем недавно – в 2007 году. Случилось это после того, как «Дама» пострадала во время выставки в Дюссельдорфе. «Выехавшие туда специалисты обнаружили, что на картине приподнялся красочный слой с угрозой осыпи. Реставраторы немедленно провели предварительные работы с использованием осетрового клея и приняли решение, что эта картина возвращается в Москву, где мы провели самый тщательный анализ её состояния и приняли все нужные меры», – рассказали в Третьяковской галерее. По словам главного хранителя Третьяковской галереи, тогда, в 2007 году, «Дама в голубом» вообще первый раз выехала за границу. И скорее всего последний.

Кстати, помимо полотна Сомова на той же выставке пострадала ещё одна картина – «Автопортрет» Петра Кончаловского. По мнению экспертов, порча полотен могла произойти из-за низкого профессионализма и безответственности работников дюссельдорфского «Кунст палас», где разместили экспозицию. Виной служит здание «Кунст палас», которое просто не приспособлено для экспозиции дорогостоящих холстов.

Картина: «Рождение Венеры»

Автор: Сандро Боттичелли

Где: Галерея Уффици в Италии

Вообще-то все картины Боттичелли редко покидают стены Уффици. Но иногда галерея делает исключение. Например, в этом году Пушкинский музей получил для выставки «Палладу и кентавра». Интересно, что первоначально Пушкинский просил «Рождение Венеры». «Но выяснилось, что эта картина – одна из пятнадцати, которые находятся в утверждённом итальянским правительством спецсписке картин, которые ни при каких обстоятельствах никогда не выдаются из Галереи Уффици. Так что выставить её в России невозможно», – рассказала директор Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина Ирина Антонова.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 27.07.2011 11:57
Комментарии 0
Наверх