// // Спасёт ли нас тотальное обновление парка самолётов и пароходов?

Спасёт ли нас тотальное обновление парка самолётов и пароходов?

358

Дело техники

4
В разделе

Два самолёта и теплоход, общий счёт жертв приближается к трём сотням, среди них женщины, дети – таков итог всего одного летнего месяца. Президент и правительство готовы идти на крайние меры. Запреты полётов определённых типов воздушных судов, тотальные внеплановые проверки речного транспорта. В перспективе – добровольно-принудительное обновление всего, что летает, движется и перевозит пассажиров. С одной стороны, подобные решения неизбежны и, безусловно, необходимы. С другой – полное переоснащение растянется на годы, а значит, всё это время мы будем вынуждены пользоваться заведомо ненадёжными средствами передвижения. Наконец, многие эксперты высказывают сомнения в том, что техника играет решающую роль в непрерывной череде трагических инцидентов. «Наша Версия» попыталась выяснить, удастся ли переломить тенденцию, поставив во главу угла сугубо технологическую модернизацию.

Пётр Шелищ, председатель Союза потребителей России:

– Запрет, очевидно, не панацея. Запредельный износ техники – это не единственная причина техногенных катастроф. На новой, современной технике тоже бывают аварии, и человеческий фактор здесь во всех отношениях ключевой. Ведь эти самые суда со стажем 50 лет кем-то были разрешены к эксплуатации. Эти же самолёты и теплоходы эксплуатировались не самостийно, у них были разрешения. Да и вообще, если сейчас запретить эксплуатацию всего оборудования, выработавшего ресурс, то в стране остановится довольно много электростанций, будет выведена из эксплуатации масса подвижного состава, что приведёт к возникновению большого дефицита, а значит, к повышению цен. Ведь собственникам этого имущества надо будет срочно закупать оборудование, и скорее всего за рубежом, так как отечественное они вряд ли смогут найти: в нашей стране, пожалуй, такого оборудования уже не выпускают. А если где-то и выпускают, то оно, к сожалению, низкого качества. Этому есть очень простой пример – российский автопром. Летом часто на дорогах можно увидеть отечественные автомобили с небольшим пробегом, но стоящие на обочинах из-за закипевшего радиатора. К сожалению, эта проблема не только автопрома, но и всех отраслей экономики без исключения. Да и причина везде общая: полная безответственность, которая ещё, к сожалению, стимулируется государством, – ведь никого ни за что не наказывают. Это сейчас, после затонувшей «Булгарии», показательно кого-то выводят в наручниках: может, «стрелочника», а может, действительно виноватого, пока мы этого не знаем. Но ведь нарушений везде масса. Далеко ходить не надо. В переходах метро, в вагонах электричек – везде объявления о продаже дипломов и медицинских справок. Сейчас для того, чтобы устроиться на работу, необходимы медицинские справки, но поликлиник больше не стало, значит, в существующих медицинских учреждениях стали длиннее очереди. И как быть человеку, который только хочет получить справку о своём состоянии здоровья? Естественно, он идёт в коммерческие медицинские центры. Видимо, это такой специально придуманный способ, чтобы подпитывать так называемых врачей нашими деньгами. То есть создаются организации, которые даже врачебного осмотра не проводят, они скорее смотрят на твою платёжеспособность. И на это никто не обращает внимания. Такие вещи и подпитывают общую атмосферу полного пренебрежения к нормам права, и порождают полную вседозволенность.

Поэтому надо решать проблемы комплексно, а не просто что-то запрещать эксплуатировать. Необходимо, чтобы каждый человек на своём рабочем месте чётко соблюдал инструкцию, чётко делал то, что он обязан делать. Ведь некоторое техническое оборудование, даже несмотря на свой пенсионный возраст, ещё вполне может эксплуатироваться, главное, чтобы оно было в приличном состоянии. А для этого нужны специальные процедуры, которые чётко будут проведены. Не за взятки, а так, как положено по инструкции. Тогда многих трагедий можно будет избежать.

По теме

Геннадий Зюганов, лидер КПРФ:

– Если проанализировать последние самые тяжёлые техногенные катастрофы, аварии и пожары – у них у всех есть общий знаменатель. Во всех этих случаях первопричиной трагедий оказался порочный подход собственников, когда на первом месте стояли не безопасность граждан, не уважение к достоинству человека, не труд, а повсеместное рвачество, тупая жажда наживы, помноженные на отсутствие квалифицированного управления и проявления вопиющего непрофессионализма. Все эти факторы в совокупности приводят к бесконечной череде таких происшествий, которые шокируют страну и приводят к тяжелейшим последствиям. По сути дела, это следствие управленческого, правительственного кризиса. У нас был один из самых крупных и лучших речных флотов в мире. Было несколько ведомств, которые отвечали, организовывали и работали только в этой сфере. Теперь всё кинули в одно транспортное ведомство, и как результат – всё плохо работает. С другой стороны, у нас только в Санкт-Петербурге и Ленинградской области заводы кораблестроения могут производить до 50 судов в год для морей, океанов и рек, но они простаивают, они ничего для внутреннего потребления не делают. Износ машин и оборудования запредельный. Сейчас Россия выпускает менее 3% мировой продукции. Высоких технологий почти нет. В политике правительства даже не просматривается стремление к осуществлению целей модернизации промышленного потенциала страны.

Раньше были мощные ремонтные службы, теперь они порушены. Нет никакого контроля за техническим состоянием. Взять, к примеру, три крупные аварии за последнее время: Саяно-Шушенская ГЭС, «Хромая лошадь» и утонувшая «Булгария» – причины трагедий абсолютно одинаковые: жажда дикой наживы, везде любой ценой выжимали деньги, деньги, деньги, не думая ни о безопасности, ни об ответственности. Вторая причина – полная некомпетентность. Всё захватили люди, которые ничего не смыслят в этом деле, которые не знают технологии управления этими техническими сооружениями. И третье – абсолютная безответственность по всем вертикалям. Поэтому надо в принципе менять всю систему. Конечно, можно запрещать, но плавать, летать и ездить на чём-то надо. Запреты эксплуатации старого оборудования без комплексного решения безопасность не обеспечат.

Игорь Фёдоров, академик РАН, президент Московского государственного технического университета имени Н.Э. Баумана:

– Гибнут люди, и этот счёт уже, к сожалению, идёт не на десятки. Поэтому действительно необходимы кардинальные шаги. Хотя, если посмотреть в корень этой проблемы, то эти техногенные катастрофы обусловлены теми негативными процессами, которые происходили в нашей стране в 90-е годы. Тогда была разрушена советская промышленность, разрушались многие системы управления. Сейчас созданные новые системы управления в различных сферах экономики не всегда эффективны, а в некоторых отраслях подчас их вообще до сих пор нет, их пока не создали, а может быть, вообще никогда и не создадут. Поэтому техногенные катастрофы, которые в последнее время происходили в нашей стране, это не отдельные проблемы отдельно взятой отрасли, это проблема уже системная. И за её решение тоже надо приниматься системно. Понятно, что такие вещи в одночасье не решаются, на это могут уйти годы. Но для того, чтобы люди сейчас не гибли, возможно, требуются такие радикальные меры, как полный запрет на эксплуатацию. Да, может быть, это слишком резкая мера, но, к сожалению, без неё уже не обойтись. Остаётся надеяться, что она на каком-то этапе решит вопросы безопасности.

Читайте также

Опубликовано:
Отредактировано: 18.07.2011 12:16
Копировать текст статьи
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх