// // Как становятся звёздами телеэкрана

Как становятся звёздами телеэкрана

277

Ведущие люди страны

Как становятся звёздами телеэкрана
В разделе

С начала марта на российском телевидении появился новый телеканал «Домашний». В сетке вещания новые программы, новые проекты и... старые лица, в смысле — уже известные. Елена Ищеева, Анастасия Чухрай, Александра Вертинская, Вадим Тихомиров — вот лишь неполный список их имён. А можно ли простому смертному попасть на телевидение в качестве ведущего? Где этому учат, сколько это стоит, с чего начинать и c кем дружить? Попробуем разобраться.

«Попасть на телевидение не архисложно, — рассказал «Версии» Александр Гурнов, в настоящее время возглавляющий информационную службу одного из центральных каналов, в прошлом телеведущий. — Но это не самый лёгкий способ зарабатывания денег. Известных ведущих можно по пальцам пересчитать, в то время как в кадре и за кадром остаются сотни человек, вкалывающих с раннего утра и до глубокой ночи».

Действительно, все знают Светлану Сорокину, Владимира Соловьёва, Татьяну Миткову, Михаила Осокина. Но каналов на российском телевидении более 20. На каждом из них десятки ведущих и программ. Это как в теннисе. Занимаются им в России тысячи, а Марат Сафин — один.

«Для того чтобы появиться на экране в качестве ведущего, для начала надо определиться с жанром, — говорит Гурнов, — потому что если сформулировать себе цель стать просто телеведущим — не важно, какой программы, — то вас скорее всего никуда не возьмут. Потому что для таких целей есть, например, Мисс Вселенная Оксана Фёдорова или Аня, дочка Никиты Михалкова, которые ведут по очереди «Спокойной ночи, малыши!». Так вот, после того как вы определитесь, будете ли вести музыкальную программу, новостийную, развлекательную, ток-шоу, игру, станете ли профессиональным интервьюером, надо понять, какие у вас есть возможности для достижения поставленной цели. Во-первых, внешность. Она должна быть более или менее презентабельной. Во-вторых, речь: «фефекты фикции» здесь не допустимы. И, в-третьих, конечно же, необходимо разбираться в том предмете, о котором вы собираетесь вести передачу».

В Москве существует Первая национальная школа телевидения, которая призвана готовить будущих телезвёзд. Обучение по специальности «ведущий телепрограмм», в частности, занимает всего 6 месяцев — 3 раза в неделю по 4 академических часа. За этот срок (и 250 у.е. в месяц) студента обучают, как завоевать доверие телезрителя, как научиться находить с ним контакт, технике речи, мастерству актёра, журналистике, психологии общения и многому другому.

«Я не верю в то, что в подобных школах можно научить профессии телеведущего. По крайней мере не встречал пока примеров, — говорит Александр Гурнов. — Научиться профессии телеведущего можно только в процессе работы. Настаиваю: выбираете себе программу, приходите туда и работаете». Например, хотите попасть на Муз-ТВ — идите и работайте там администратором, редактором или ещё кем-то. И, обладая надлежащими личностными и профессиональными качествами, через некоторое время у вас может появиться шанс продвинуться.

«А вообще, когда каналу требуются ведущие, то действуют обычно тремя способами. Просматривают региональные каналы и берут уже готового журналиста-телевизионщика. Например, так было со Светой Сорокиной, которую пригласили в «Вести» из ленинградской программы «600 секунд». Второй способ — обзвонить знакомых, коллег и попросить кого-нибудь посоветовать. Третий вариант — вузы. В основном гуманитарные. Например, журфак МГУ, МГИМО. Звонишь декану и говоришь, что нужна парочка ребят, порекомендуй, мол, кого-нибудь. Вот и всё. Кстати, если бы, когда мы набирали людей в Новости на телеканал «Спорт», вы привели ко мне 25—30-летнего юношу с хорошей внешностью, имеющего опыт работы журналистом и разбирающегося в спорте, да ещё умеющего держаться в кадре и обладающего хорошим голосом, то мы бы его с удовольствием взяли. Даже если он не «готовый» телеведущий — не важно».

По теме

Ещё один вариант сделать карьеру телезвезды — вести прогноз погоды. Но этот вариант подходит только для девушек. Для этого надо просто записаться в школу моделей. Потому как на «Метео-ТВ» в качестве ведущих работают именно модели. И отбирают их просто — звонят в агентство и просят прислать штук 50 девушек. Нескольких из них берут на передачу.

Попасть в «ящик» можно и за деньги. Если есть симпатичная девочка, которая умеет держаться в кадре и членораздельно объясняется на русском языке, её вполне реально пропихнуть «в телевизор» за определённую сумму денег. Всё очень просто — надо позвонить продюсеру передачи или в ту фирму, которая её делает, и предложить материальную помощь. Но, не обладая определённым набором качеств, задержаться в роли ведущей даже за деньги долго не получится. Проект должен окупаться. Например, если бы Ксения Собчак, ведущая «Дома-2» на канале «ТНТ», не соответствовала бы по своему интеллектуальному уровню тем персонажам, которые задействованы в её передаче, то продюсеры её убрали бы.

Другой вариант попасть «в телевизор» — выкупить передачу. Например, человек со средствами приходит на какой-нибудь канал и говорит: «Пацаны, есть такая мысль — сделать на телевидении программу о моде. Я согласен содержать эту программу и оплачивать её производство, но вести её будет моя жена или дочка». Такие варианты на российском телевидении есть, но длятся они, как правило, недолго. Тем более если начальство понимает, что в роли ведущего выступает не тот, кто им нужен для поддержания рейтинга, и оно теряет деньги. В этом случае ведущего убирают, а программу попросту закрывают.

Можно купить и эфирное время. Но стоит оно порядка $20 тыс. в минуту, что по карману далеко не каждому.

Кроме того, ведущие очень много работают, и неподготовленные люди, желающие просто засветиться на телевидении, такой нагрузки физически не выдерживают.

И всё же нужные связи способствуют продвижению в телекарьере. К примеру, продвижению Даны Борисовой на телевидении, по утверждению некоторых источников, способствовал влиятельный муж. А жена Алексея Пиманова, гендиректора телекомпании «Останкино», ведёт программу «Кумиры».

Игорь Кириллов мог запоминать огромный объём текста

В советское время всё было совершенно иначе. Телеведущих в современном понимании слова не существовало вообще. Практически не было и прямых эфиров. Новости на телевидении читали дикторы. Они в большинстве своём (90%) имели актёрское образование. Игорь Кириллов, Валентина Леонтьева, Татьяна Веденеева — мы помним их и любим до сих пор. Это были люди с привлекательной внешностью и хорошо поставленной речью. Кроме того, ведущий должен был уметь запоминать большой объём текста. Телесуфлёров не было. Тот же Игорь Кириллов мог запомнить целую страницу текста. Телеведущие той закалки вообще делали это потрясающе. В бумажку они почти не заглядывали — только за какими-то цифрами и именами, — но в основном говорили наизусть заученные тексты.

Кстати, на советском телевидении тогда была своя школа дикторов, туда брали молодых актёров и учили, «как быть диктором». Возглавлял её как раз Игорь Кириллов...

Что касается авторских программ, то была, например, программа «Здоровье», ведущей которой была Юлия Белянчикова. Но она вела программу «Здоровье» как специалист в данной области, а не как телеведущая. Белянчикова на тот момент была заслуженным врачом России. «Музыкальный киоск» вела Элеонора Беляева, имевшая музыкальное образование. То есть, чтобы «попасть в телевизор», необходимо было окончить либо театральное училище и стать диктором, либо быть специалистом в узкой области и вести авторские программы, которых были единицы.

Схожая ситуация была и с политическими программами. «Международную панораму» вели по очереди несколько специалистов. Бовин и Герасимов работали в ЦК КПСС — они были профессиональные аналитики. И только Владимир Осипов был профессиональным журналистом.

Ближе к перестройке в телеэфире появились ежевечерние новости на международные темы: программа «Сегодня в мире». Её вели политобозреватели. Все они были специалистами в конкретных сферах российской экономики: в сельском хозяйстве, промышленности, космосе. Кстати, в их трудовых книжках даже не фигурировала запись «телеведущий». Помимо того, что они вели программы, им приходилось ещё и писать комментарии, делать фильмы. Их же посылали и на встречи глав государств...

По теме

Корреспонденты в кадре тогда тоже не появлялись. Самое большее, что дозволялось, — показать своё ухо, когда берёшь интервью у известного человека. Лишь единицы, досконально проверенные партией и правительством, могли появиться на телевизионном экране. Ещё были программные дикторы — они приветствовали телезрителей и рассказывали дальнейшую программу канала.

Первыми авторскими новостями стала ТСН

Первые телеведущие появились лишь к концу 80-х годов, когда вместо 2 каналов их стало 5. Добавилось Московское телевидение (3-я кнопка), 4-й канал — учебный, где шли программы для школьников, и пятый — ленинградский. Именно на нём появились знаменитые «600 секунд» с Невзоровым и Сорокиной и «Пятое колесо» Беллы Курковой.

К концу 80-х стали появляться и утренние программы-шоу. «Эта идея пришла с Запада, — рассказывает один из телевизионщиков. — На одном из зарубежных каналов кто-то из наших увидел утреннюю программу Sixty minuts («Шестьдесят минут»). У нас же сделали круче — сначала была передача «90 минут», а потом и все «120». В этих программах и появились первые телеведущие. Программу вели диктор и журналист, вдвоём. Например, Татьяна Веденеева и журналист Сергей Алексеев. В них участвовали также спортивный комментатор и международник. «Моя первая работа «в кадре» была именно в качестве международника, — вспоминает Александр Гурнов, — я в 4 утра приезжал в редакцию, готовил все информационные блоки, потом редакторы помогали отбирать картинки для эфира. К началу программы я садился в студии за маленький столик, а Веденеева говорила: «Ну а сейчас в программе «120 минут» пришло время обзора международных событий. С ними вас познакомит мой коллега Александр Гурнов».

В телеведущие в то время шли преимущественно журналисты.

Одним из самых популярных телеведущих того времени был Владимир Молчанов. Пришёл он на телевидение «по знакомству». Когда решили делать программу «До и после полуночи», встал вопрос, кто её будет вести. Замглавред программы «Время» сказал, мол, есть у него знакомый в АПН — красивый, молодой и очень перспективный. Молчанов на тот момент действительно работал в информационном агентстве «АПН». А потом вёл «До и после полуночи» несколько лет.

Первыми авторскими новостями стала ТСН. Программа выходила на Первом канале. «Это был мой первый большой проект, — говорит Гурнов, — я вёл ТСН в течение первых нескольких месяцев один. А затем на роль ведущей мы пригласили Татьяну Миткову, редактора «Международной панорамы», и комментатора программы «Время» Юрия Ростова.

Киселёв променял востоковедение на ТВ-карьеру

Многие телевизионные журналисты в основной своей массе всегда были выпускниками журфака МГУ. Но есть исключения. У Евгения Киселёва, например, за спиной Институт стран Азии и Африки, Олег Добродеев, первый гендиректор НТВ, окончил истфак МГУ...

Те же, кто сейчас ведёт новости на центральных каналах, в основном бывшие репортёры. Сергей Брилёв окончил журфак МГИМО, затем работал в различных газетах, потом пришёл в «Вести», работал корреспондентом в Лондоне, а когда вернулся, «сел в кадр» — вести «Вести».

Ведущие информационных программ не просто дикторы, они принимают участие в создании программы, пишут тексты, принимают решения по вёрстке, по эфиру. Они должны быть высочайшими профессионалами. Как правило, их отбирают среди корреспондентов.

Что касается ток-шоу, то Елену Хангу, к примеру, нашёл Ленонид Парфёнов специально для программы «Про это». Он знал, что в Америке живёт русская афроамериканка, поехал за ней в Штаты и уговорил. Елена Ищеева, которая поначалу вела с Хангой «Принцип домино», — журналистка и раньше работала в программе «Время». Андрей Малахов тоже журналист и до того, как стать «лицом» Первого канала, работал на нём репортёром.

Зато Владимир Познер окончил биофак МГУ, затем работал на радио. А Николая Сванидзе на телевидение позвал давний знакомый — Евгений Киселёв. Сванидзе в то время работал в НИИ за 154 рубля, преподавал в Историко-архивном институте и репетиторствовал на дому.

Ольга Кокорекина, ведущая Первого канала, по собственному признанию, на ТВ попала случайно. «В 1993 году я оканчивала 3-й курс факультета журналистики МГУ и работала в фирме, занимающейся недвижимостью, — рассказала Ольга «Версии». — Понятно, что ни о какой карьере телеведущей я и не мечтала. Но однажды мой знакомый, стажирующийся в программе «Вести» на РТР, сказал мне, что канал начинает отбор ведущих для утреннего выпуска новостей». С тех пор Кокорекина отработала на канале 7 лет, а в конце 2000 года перешла на Первый. «Чтобы работать на телевидении, нужно очень много терпения и много практики, — говорит Кокорекина. — Теоретические знания и специальное образование не так важны, ведь большинство моих коллег заканчивали вузы, имеющие весьма отдалённое отношение к телевидению».

Антон Комолов начинал карьеру, учась в МГТУ имени Баумана. Он играл в команде КВН и работал на радио, совмещая должности оператора-телефониста и внештатного корреспондента новостной программы.

Яна Чурикова до 12 лет мечтала о карьере палеонтолога, но поступила всё-таки на журфак. Первым телевизионным опытом Яны стала программа «Времечко».

Звезда телешоу может получать более $50 тысяч

Начинающим сотрудникам на телевидении платят мало. Среди репортёров-журналистов, и регулярно мелькающих на экране, $1 тыс. в месяц получают единицы. А корреспонденты, операторы, редакторы — и того меньше. Зарплаты звёзд — тема отдельная. Тина Канделаки, к примеру, получает зарплату в разы больше, нежели редактор её передачи. Но значительно меньше, нежели, к примеру, Филипп Киркоров. Тина, кстати, в прошлом поступила в медицинский институт на факультет «Лечебное дело» по специальности «челюстно-лицевая хирургия». Но, будучи студенткой первого курса мединститута, Канделаки отправилась на кастинг, который проводился на одном из центральных грузинских телеканалов. С успехом пройдя его, она поступила на журфак и параллельно работала на ТВ.

Хорошая финансовая поддержка для ТВ-звёзд — ведение светских мероприятий и корпоративных вечеринок. Цены разные, зависит от популярности, востребованности звезды. Пригласить в качестве ведущего Дмитрия Диброва вам обойдётся как минимум в $12 тысяч, Фёдор Бондарчук — от $10 тысяч. Ещё дешевле — всего за $7 тысяч — вас развлечёт Регина Дубовицкая. Дорого звать Владимира Соловьёва и Леонида Якубовича — от $17 тысяч. Но все рекорды по востребованности и дороговизне, безусловно, побил Максим Галкин с $65 тысячами.

Опубликовано:
Отредактировано: 20.10.2016 21:56
Копировать текст статьи
Комментарии 0
Новости партнеров
Еще на сайте
Наверх