// // Новым рекордсменом российского кинопроката станет экранизация романа Бориса Акунина «Статский советник»

Новым рекордсменом российского кинопроката станет экранизация романа Бориса Акунина «Статский советник»

50

Маршем «ТУРЕЦКОГО»

Новым рекордсменом российского кинопроката станет экранизация романа Бориса Акунина «Статский советник»
В разделе

Главная российская премьера зимнего сезона — экранизация одноимённого романа Бориса Акунина «Турецкий гамбит» — уже вошла в историю. На третьей неделе проката по сумме сборов в России картина обогнала голливудские блокбастеры «Матрица: революция», «Троя», «Терминатор-3» и «Властелин колец: возвращение короля» и заняла второе место, уступая лишь чемпиону прошлого года — фильму «Ночной дозор». Очевидно, что разрекламированный «Дозор» создатели «Гамбита» обойдут уже очень скоро. Не менее очевидно и то, что ещё одна лента по Акунину — «Статский советник» — станет основным претендентом на российский кассовый рекорд.

О широкобюджетной картине, прокат которой начнётся 21 апреля, мы вам расскажем уже сегодня.

Начнём с того, что светлый лик Эраста Фандорина, главного героя книг Акунина, вновь изменится. Напомним, что в «Азазеле», первом экранизированном романе, юного Эраста сыграл малоизвестный питерский актёр Илья Носков. В «Турецком гамбите» пришёл звёздный час чуть более популярного Егора Бероева. Однако говорить о том, что молодёжь в полной мере смогла выразить многочисленные творческие замыслы Акунина, увы, не приходится. И вот в «Статском советнике», по мнению большинства кинокритиков, Олег Меньшиков наконец покажет, каков настоящий Фандорин. Вдобавок к этому бюджет картины составляет $5,5 млн.: помимо Меньшикова в ней заняты такие звёзды, как Никита Михалков, Олег Табаков, Константин Хабенский, Мария Миронова, Оксана Фандера, Владимир Машков, Александр Стриженов и Фёдор Бондарчук. Одним словом, успех «Советнику» фактически гарантирован.

Актёр Михалков во всём слушался режиссёра Янковского

Вообще, о съёмках «Статского советника» заговорили уже давно — сразу после громкого провала телекартины «Азазель» Александра Адабашьяна. Во избежание новой катастрофы экранизацией «Советника» поначалу решил заниматься сам Никита Михалков — именно его студия «ТриТэ» выкупила права на экранизацию этой книги Акунина. «Знаете, я как-то перегорел, — объяснял режиссёр потом свой отказ. — У меня уже тогда возникло настоятельное желание поскорее снять «Утомлённых солнцем-2». В общем, я не жалею об отказе от «Советника», потому что иначе я потерял бы ещё 2 года и моя Надя (дочь Михалкова. — Ред.) стала бы уже тётушкой».

Никита Сергеевич планировал, чтобы этот фильм стал режиссёрским кинодебютом Олега Меньшикова. Но красивая идея так и не воплотилась в жизнь — популярный актёр был сильно занят театральными проектами. В итоге режиссёром картины стал Филипп Янковский, во всеуслышание заявивший о себе лентой «В движении». Михалков же сыграл роль злодея — князя Пожарского и стал художественным руководителем фильма.

При этом в кинотусовке многие считали, что назначение Янковского-младшего — большой риск. Действительно, Филипп снял пока только один фильм, а до этого был известен исключительно как создатель рекламных роликов и клипов. Тем не менее Никита Михалков о своём выборе не жалеет. «Он был абсолютно самостоятелен, — рассказывает Никита Сергеевич. — Я актёр очень дисциплинированный. Мог задавать Филиппу вопросы, на которые он отвечал, разъясняя обстоятельства, почему мой герой поступает так или иначе. Художественное руководство я понимаю как создание подходящей атмосферы для творчества, чтобы режиссёр мог самовыражаться. В противном случае проще снимать самому. Могу сказать честно, Филиппом я остался очень доволен».

Слугу-японца собирался играть Михаил Ефремов

А вот Борис Акунин, по нашей информации, не сразу примирился с выбором режиссёра. При этом в работе над фильмом он принимал самое непосредственное участие, одним из условий писателя было исполнение главной роли Олегом Меньшиковым. Также согласно контракту с автором необходимо было согласовать актёров, игравших «сквозных» (переходящих из романа в роман) персонажей, и режиссёра. С последним, собственно, и возникли некоторые проблемы.

По теме

Григорий Чхартишвили (он же Борис Акунин) очень легко согласился на то, чтобы Михалкова заменил Меньшиков, а вот переговоры относительно кандидатуры Янковского заняли немалое время. Многое решилось во время личного знакомства писателя с режиссёром: они так понравились друг другу, что автор даже подарил Филиппу новую книжку про Эраста Фандорина — «Алмазная колесница». «Я был давним поклонником творчества Бориса Акунина и очень любил роман «Статский советник», — говорит Филипп. — В общем, на приглашение Никиты Сергеевича согласился с большим удовольствием. Сценарная версия, которую сделал сам Акунин, показалась мне чрезвычайно удачной, в частности тем, что там не педалируются политические, идеологические мотивы, зато отлично прописаны детективная и любовная линии».

Определённые проблемы возникали и с подбором актёров. На роль фандоринского камердинера японца Масы Янковский хотел пригласить Михаила Ефремова. «Видимо, лицом не вышел — нос у меня слишком длинный для японца, — отшучивается сам актёр. — Вот и пришлось сыграть гнусного шпика Мыльникова». После долгих поисков на роль слуги был выбран... самый настоящий японец, журналист телекомпании «Фудзи» Масами Агава-сан. Любопытно, что его собственное уменьшительное имя — Маса. Во время съёмок все работавшие над фильмом были потрясены его дисциплинированностью и органичностью в кадре. А вот на роль возлюбленной Фандорина была приглашена молодая и уже популярная актриса Оксана Акиньшина («Сёстры», «В движении»). Однако, к всеобщему удивлению, девушка просто забыла приехать на первый съёмочный день, её тут же заменили на начинающую питерскую актрису Эмилию Спивак.

На Москву XIX века Тверь похожа больше, чем столица

Снимали «Статского советника» в Москве, Твери и городе Боровичи Нижегородской области. «Знаете, в столице в последние годы стало очень сложно снимать — ничего старинного в столице в первозданном виде не осталось, — объясняет директор картины Алексей Карпушин. — Пластиковые окна, новые двери, все улицы сплошь в рекламе. Длинные старинные улицы с панорамным видом в Москве уже невозможно найти, а вот в Твери — другое дело. К тому же в столице постоянно возникают трудности с перекрытием движения на дорогах: в провинции это сделать в 100 раз проще. В общем, под Москву XIX века мы снимали Тверь».

Вот только с погодой съёмочной группе не повезло. «Сначала работать приходилось в лютые морозы, — рассказывает Филипп Янковский, — а когда дошли до сцены развязки, зима зачем-то отступила и грянула оттепель. В общем, наш художник Владимир Аронин не стал рисковать и выстроил необходимый в кадре ледяной замок из... пластиковых бутылок: на вид отличить их от настоящего льда невозможно. Однако в сцене штурма ледяного замка жандармами во главе с Пожарским, где по сценарию должен идти снег, погода нам подбросила новые проблемы — начался дождь. Пришлось включать ветродуй, разбрасывавший искусственный снег, но из-за этого появились другие трудности — как только он начинал работать, ворота в ледяной замок распахивались самостоятельно, не дожидаясь, пока Михалков выбьет их ногой. Приходилось всё начинать заново, а потом снова и снова...»

Стриженову пришлось тонировать загар и бороться с лихорадкой

Фёдор Бондарчук, исполнитель роли жандарма Бурчинского, поразил своим внешним видом: гримёры так поработали над его лицом, что актёр стал смахивать на мулата. Кроме того, на Фёдоре постоянно был головной убор, в народе именуемый пирожком, и повязка на левом глазу. Сильно преобразился для фильма и Александр Стриженов, который сыграл генерал-губернатора Симеона Александровича. «Мы очень давно дружим с Филиппом, учились вместе, — рассказывает он. — Поэтому в его картине я согласен сниматься в любом качестве, а уж тем более в роли князя, да ещё в Георгиевском зале Кремля. Перед съёмками я с удовольствием перечитал «Статского советника» на пляже и осознал, что придётся играть негодяя, пусть и довольно симпатичного. Главные трудности были с гримом: перед съёмками я «сошёл с гор», закончив работу над своей картиной «180 и выше». В результате мой князь получился бы с обгорелым лицом и «лихорадкой» на подбородке... Поэтому пришлось наклеить маленькую бородку и мощно тонировать совершенно не царский загар».

«В «Советнике» я взялась за роль, которая на первый взгляд мне совсем не подходит, — говорит актриса Оксана Фандера, жена Филиппа Янковского. — Моя героиня — террористка по имени Игла. Она понравилась мне полным отсутствием эмоций на лице и жестикуляции, у Иглы всё внутри. Она чиста и несчастна в своей закрытости. У любой актрисы на съёмках возникает вполне естественное желание выбрать костюм, который бы выгодно подчёркивал твою фигуру, к тому же любая актриса хочет эти костюмы чаще менять. У меня же было всего две просьбы к художнику: во-первых, чтобы моё платье было максимально блёклым и неярким, а во-вторых, чтобы я его носила, не снимая, весь фильм. И никакой косметики! Мой грим для «Советника» занимал 6 минут — лёгкий тон на лице и веснушки. И, знаете, мне это даже нравилось — иногда ведь хочется, чтобы твоя внешность куда-то убежала».

Опубликовано:
Отредактировано: 21.10.2016 14:43
Копировать текст статьи
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх