Новый закон о локализации такси заработает с марта 2026 года и, как ожидается, полностью перевернёт мир частных перевозок. Не исключено, поездки на машинах с шашечками подорожают в среднем на 30%.
Суть закона крайне проста. В рамках бесконечных мер по бесконечной поддержке отечественного автопрома было решено законодательно определить, какие машины могут работать в такси, а какие – нет. Тех, кто может, – единицы. Согласно документу речь строго об отечественных автомобилях, причём максимально локализованных – большая часть комплектующих должна быть российского производства.
Экономкласс по-новому
Перевозчики, которые ранее заявляли о категорическом нежелании закупать «Лады», и эксперты рынка бьют тревогу: пострадают от нового закона все. Кроме, разумеется, производителей. Стоимость проезда, и без того немаленькая, резко вырастет, бизнес-класс в такси теперь будет представлять «Аура», про самих водителей из числа самозанятых и подумать страшно. Особенно тех, что живут и работают за пределами Москвы и Санкт-Петербурга.
Почему в группе особенного риска именно регионы? Всё просто. Эксперты указывают, что наиболее значительный рост цен на перевозки стоит ожидать в крупных городах, однако забывают, что в миллионниках структура таксопарков сильных изменений не претерпит. «Октавии» и «Оптимы» с полумиллионными пробегами уже и так отживают своё, без помощи чиновников, большая же часть такси уже представлена китайскими марками и моделями, в том числе теми, которые войдут в «локализованный» список. Если заказывать «комфорт» или «комфорт плюс» в Москве, кто скорее всего приедет? Haval Jolion, Belgee X50, Chery Tiggo, в «экономе» – «Москвич 3» или дышащие на ладан Kia Rio. Иногда в любом из этих трёх сегментов попадаются Kaiyi на пару с SWM.
Но картина меняется уже буквально в Нижегородской области, где заказ выполнит водитель на «Гранте» или «Весте». Аналогичная ситуация в Ижевске. А вот на Севере часто используются иномарки, от Volkswagen Polo до Mitsubishi L200. В Сибири и на Дальнем Востоке популярны такси-«праворульки» понятно чьего производства.
Серые схемы
И здесь возникает вопрос: а что делать самозанятым? Их новый закон не рассматривает в принципе, будто бы выводя частников, работающих на собственных автомобилях, за правовые рамки. Или идите покупайте на неизвестно какие деньги нового «китайца» с российским паспортом или ищите другую работу. Поэтому именно там, за пределами Москвы и Петербурга, а также ряда крупнейших городов России, может грянуть настоящий социальный взрыв. Вот только заметят ли его власти? В своё время у дальнобойщиков, когда запускался «Платон», не получилось защитить свои права, не получится и у таксистов. А значит, они просто уйдут в тень. И вернутся давно забытые времена, когда не было никакого ЯндексТакси, а были так называемые бомбилы.
Впрочем, во многих регионах ситуация сейчас примерно так и выглядит. Например, в ряде городов Карелии официального такси нет вообще, а в далёкой северной Воркуте местный агрегатор работает хитро: при заказе машины он предлагает не водителя, а «попутчика». И попробуй потом докажи, что речь шла о каких-то платных услугах. Кто мешает начать использовать воркутинскую схему повсеместно? Оплата-то осуществляется исключительно наличными или переводом на карту, агрегатор словно и ни при чём.
В отсутствие гибких механизмов адаптации к новым законодательным нормам, сектор такси рискует столкнуться с массовым оттоком кадров – до 200 тысяч водителей в течение года.
По некоторым подсчётам, на конец прошлого года в стране насчитывалось около 700 тыс. такси, принадлежащих частникам. И из них почти 80% (просто вдумайтесь в эту цифру) никаким требованиям о локализации не соответствовали даже близко. Что все эти люди будут делать после марта 2026-го? Вряд ли искать новую работу. Ряд экспертов считают, что таксистам всё равно придётся менять машины ввиду естественного износа и колоссальных пробегов, забывая, впрочем, о том, что Москва ещё не вся Россия. Если 200 тыс. километров в год для столицы – нормально, то в небольших городах за тот же срок таксисты накатывают максимум 20–30 тысяч. Соответственно их машины прослужат в 10 раз больше тех, что используют в столице на износ.
Досье
Автомобили каких брендов смогут работать в такси с 1 марта 2026 года? В первую очередь это АвтоВАЗ, далее – «Москвич», тульские «Хавейлы», липецкие «Эволюты», перелицованные Chery под маркой Tenet.
Возможно, будут шансы и у калининградского «Автотора» с его многочисленными ноунейм-брендами вроде Kaiyi и SWM. Не исключено, что вскоре к ним присоединятся и белорусские Belgee в рамках межправительственного договора, который приравнивает машины из Белоруссии к российским, – его планируют подписать в сентябре.
Отдельным пунктом идёт многострадальный проект «Атом» – несмотря на астрономически высокую стоимость (4 млн!), создатели этого электромобиля рассчитывают на сбыт, в первую очередь именно в сегменте таксопарков и каршеринговых компаний.
Будет дорого и ещё дороже
Так зачем этот закон? Чтобы чётко структурировать рынок такси, заодно избавив его от «автохлама»? Не похоже. Больше похоже на то, что это очередное лоббирование интересов отечественных автопроизводителей, чьи продажи и прибыли оставляют желать лучшего – и чем дальше, тем больше. На аргументы профессиональных сообществ таксистов, вполне убедительные и хорошо обоснованные, в Госдуме внимания не обращают. Разве что в финальной версии документа появилась поправка, согласно которой Сибири, Дальнему Востоку и Калининградской области даётся небольшая отсрочка – закон там заработает не в 2026-м, а в 2028–2030 годах, но прочувствовать его на себе большая часть россиян сможет уже скоро. Вероятно, оправдается прогноз относительно резкого повышения цен, причём это касается абсолютно всех регионов. Частники будут больше рисковать, а московские и петербургские таксопарки будут вынуждены внепланово обновлять свои парки, закупая в том числе те машины, которые долговечностью, мягко говоря, не отличаются. Пройдёт ли 400 тыс. километров без особых поломок «Лада Веста», как выхаживали «Октавии» и «Рио»? Вопрос риторический.
Есть и аспект сугубо финансовый: «избранным» производителям никто не мешает поднять цены на «избранные» модели. Совсем недавно в одной из ассоциаций такси говорили о том, что машины с шашечками не должны стоить больше полутора миллионов рублей. Об этом можно смело забыть. Как и о том, что в каждом таксопарке появится Lada Iskra – бюджетную новинку от АвтоВАЗа попросту не из чего собирать. А значит, и продавать пока что нечего.
Может быть, отказаться от такси вовсе? Всё-таки роскошь, особенно в булочную-то ездить, если вспомнить цитату из легендарного фильма. Но совершенно очевидно, что без него – никак. Даже в ближайшем Подмосковье, не говоря уже о куда более дальних от Москвы краях. Поэтому готовимся к поездкам по принципу «километр за пятьсот рублей» и засилью «бомбил», у которых свои, особенные, тарифы.
Станислав Еговцев, основатель таксопарка Stax
– Это опять приведёт к очередному витку спирали цен на такси, так как сокращение предложения услуги однозначно приводит к её удорожанию. Поправки о локализации, в частности, не учитывают нереальность этих требований для водителей, работающих на своих автомобилях. А таких на территории страны более половины. А в городах с населением менее 500 тыс. человек – до 90 или даже 100%. Также не учитываются многочисленные проблемы с перерегистрацией лизинговых автомобилей, при этом невозможно будет сохранить их в реестре такси после вступления закона в силу. И подобных дыр в этом законе несколько.
Валерий Корнеев, экономист
– В краткосрочной перспективе возможны небольшие колебания цен, особенно в городах, где парк не обновлялся давно. Но переход будет плавным, с отсрочками. В долгосрочной перспективе цены на поездки стабилизируются, потому что стоимость владения машинами, произведёнными в РФ, будет ниже, и это отразится на экономике такси в целом.