// // Исчезнет ли «Маленький принц» 
из репертуара российских театров

Исчезнет ли «Маленький принц» 
из репертуара российских театров

660

ПРИНЦеПИАЛЬНО

Фото: ИТАР-ТАСС
Фото: ИТАР-ТАСС
В разделе

В отечественном театральном мире очередной скандал. Под угрозой закрытия постановки «Маленького принца» по всей России. Как оказалось, Российское авторское общество (РАО) от имени наследников Антуана де Сент-Экзюпери разослало во все театры требования к интерпретациям знаменитой сказки. Из-за чего случился скандал, какие он имеет под собой основания и к каким последствиям может привести, выяснял наш корреспондент.

Первая реакция российских театров на предписания РАО – шок. И для этого есть все основания, поскольку они содержат следующие требования. Во-первых, в постановках не должно быть сокращений и редакторских правок оригинального текста. Во-вторых, за его основу может быть взят только вариант перевода Норы Галь (Элеоноры Гальпериной). В-третьих, на текст нельзя накладывать музыку, а в спектакль – вкраплять слова, придуманные кем-то третьим. В-четвёртых, костюмы должны полностью совпадать с рисунками Сент-Экзюпери. В-пятых, театры обязаны отчислять 7% сборов от спектаклей наследникам знаменитого француза. И наконец, роль Маленького принца могут играть только мальчики до 12 лет. 


Требования РАО основываются на вступившей в силу с 1 января этого года поправки в Гражданский кодекс РФ, касающейся авторских прав на произведение. Теперь срок действия исключительного права на произведение составляет 70 лет (а не 50, как раньше), к которым следует прибавить ещё 4 года, если автор воевал или работал в годы Великой Отечественной войны. 
«Маленький принц», напомним, был впервые опубликован в 1943 году, а его автор погиб в 1944-м, следовательно, все ограничения на использование текстов Сент-Экзюпери будут сняты только к 2018 году. В ТЮЗе Санкт-Петербурга, ознакомившись с новыми веяниями, спектакль «Маленький принц», который шёл в театре 18 лет, решили из репертуара убрать. «Где мы найдём такого ребёнка, который два часа мог бы держать зал в напряжении? – объясняет это решение заместитель директора театра Зинаида Гуляева. – Все эти годы с ролью отлично справлялась актриса-травести. Для нас очевидно: дешевле и легче снять спектакль, чем переделывать его под требования наследников».


Правда, в некоторых театрах надеются договориться с наследниками Сент-Экзюпери.

«Нам прислали эти требования от РАО, но думаю, что в нашем театре проблем с постановкой спектакля по «Маленькому принцу» не будет, – предполагает заведующая литературной частью театра «Сфера» Ирина Коробова, – фактически все они соблюдены в нашей постановке. Мы отправили видеоматериалы в РАО для рассмотрения, как от нас и требовалось. Что касается 7% сборов, которые должны получать наследники, то это требование стандартное, и ничего удивительного в нём нет. У нас в театре, например, идёт спектакль по Бернарду Шоу, и мы его наследникам тоже отчисляем процент от сборов».


Правда, сами наследники французского писателя говорят, что они не очень-то и в курсе перечня требований РАО. Как минимум они утверждают, что не собираются закрывать постановки «Маленького принца» в России.

«В целом позиция наследников по всем пунктам носит рекомендательный характер и не несёт императива, – заявил генеральный директор российского представительства наследственной линии Антуана де Сент-Экзюпери Игорь Шамраев. – Решение о подписании авторских договоров с правообладателем (требование действующего российского законодательства) будет приниматься по итогам рассмотрения полной информации (досье) конкретного спектакля в каждом конкретном случае. Такой подход заведомо исключает запрещение спектаклей. Как только появились слухи о запрете спектаклей, я связался с главой семьи и внучатым племянником Сент-Экзюпери Оливье д’Аге, который был шокирован тем, что происходит в России. Особенно требованием, что исполнять роль Маленького принца может только мальчик до 12 лет». 


По теме

Оливье д’Аге подтвердил, что во Франции роль Маленького принца действительно исполняет ребёнок, но наследники с пониманием относятся к спектаклям в других странах, где это условие не соблюдается из-за национальных особенностей культуры или по другим причинам. Например, в Японии роль Маленького принца исполняют только женщины, а в Германии, как правило, мужчины. 


«Наследники лишь приветствуют разные театральные подходы и трактовки произведения, не искажающие основной смысл и образы философской сказки их предка», – утверждает Шамраев.

Но как бы то ни было, понятно, что в ближайшее время в связи с вступлением в силу поправки к закону об авторских правах появятся новые требования и к другим спектаклям. Известно, например, что наследники Бертольда Брехта очень внимательно следят за постановками «Трёхгрошовой оперы» и выставляют достаточно строгие требования к ним. Не менее ревностно за судьбой своего наследства следят и потомки Астрид Линдгрен. Так что скорее всего сыр-бор вокруг «Маленького принца» – первый, но далеко не последний скандал вокруг постановок произведений известных авторов в российских театрах.

Опубликовано:
Отредактировано: 14.04.2008 12:29
Копировать текст статьи
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх