// // На что готовы пойти кинорежиссёры, чтобы раздобыть деньги на своё творчество

На что готовы пойти кинорежиссёры, чтобы раздобыть деньги на своё творчество

468

Снимусь. Дорого

Порностудия фон Триера дала режиссёру стабильный доход, а любителям «клубнички» – качественную порнушку.
Порностудия фон Триера дала режиссёру стабильный доход, а любителям «клубнички» – качественную порнушку.
В разделе

В ближайшее время на российские экраны выйдет фильм режиссёра Юнгвальд-Хилькевича «Возвращение мушкетёров». Снять продолжение приключений знаменитой четвёртки Георгий Эмильевич хотел давно, но денег на это, увы, не было. Получить средства помогла… газетная утка, в которой сообщалось, что режиссёр уже приступил к съёмкам картины. Именно после этой публикации и появились люди, пожелавшие вложить в картину деньги. Но бывают и более удивительные случаи. Чем готовы пожертвовать кинорежиссёры, чтобы воплотить свою мечту в жизнь?

Обычно процесс поиска денег на фильм не должен заботить режиссёров, этим занимаются продюсеры или крупные кинокомпании, готовые вкладываться в проект. Но так происходит отнюдь не всегда и не только в России, где и сейчас найти средства на реализацию творческого замысла порой бывает очень и очень непросто.

Впрочем, именно в России, как рассказывает актёр и режиссёр Евгений Матвеев, случилась поистине беспрецедентная история. Зрителям настолько полюбилась его картина «Любить по-русски», что они потребовали продолжения «банкета». Но денег на реализацию проекта не было. «Тогда был такой сложный период, люди в буквальном смысле слова стояли с протянутой рукой, – вспоминал потом режиссёр, – не хватало денег на выплату зарплаты и пенсий, и вдруг из своих жалких грошей зрители выделили мне деньги на съёмку фильма! Представляете, народ заказал и дал деньги на фильм «Любить по-русски-2»! Присылали со всей России. Сперва направляли деньги в конвертах. Потом открыли счёт. Это было невероятно!»

Но не только в нашей стране режиссёрам приходится изворачиваться, чтобы воплотить свою мечту на большом экране. Так, известный режиссёр Ларс фон Триер, для того чтобы снимать свои картины, пошёл весьма необычным путём. Он открыл порностудию Puzzy Power, выпускающую соответствующую продукцию. Средства от продажи порнофильмов – кстати, говорят, весьма неплохого качества – и идут на создание фильмов, поставивших режиссёра в один ряд с самыми известными мастерами кино. Реквизит также используется для дела. Так, декорацию тюрьмы из картины «Танцующая в темноте», в которой блистательно сыграла Бьорк, использовали для порнофильма: не простаивать же добру! Зато теперь фон Триеру не нужно ходить на поклон к чужим дядям и зависеть от их мнения – всё можно снимать на собственные деньги.

Кевин Костнер снимает свои любимые вестерны – а этот жанр нынче не слишком популярен – на свои же гонорары, полученные им за съёмки в чужих картинах. Пополнить бюджет можно также путём отказа от гонорара или его части, что в своё время практиковали и Джеймс Кэмерон на «Титанике», и Мартин Скорсезе с Леонардо Ди Каприо на «Бандах Нью-Йорка».

«Просто этот фильм был очень важен для нас, – говорит Скорсезе. – И для Лео, как актёра, тоже».

А режиссёр Гай Ричи для съёмок своего дебютного фильма «Карты, деньги, два ствола» вместе со своим другом учредили компанию Ska Films. Средства на производство картины они собирали не только с помощью деловых партнёров, но и по друзьям, родственникам и даже знакомым. Режиссёру Спайку Ли тоже повезло: среди его знакомых были такие знаменитости, как телезвезда Опра Уинфри и баскетболист Майкл Джордан. Именно они финансировали его драму «Малколм Икс».

Кевин Смит средства для своего режиссёрского дебюта – картины «Клерки» – отыскал в семейном бюджете. Когда же он понял, что денег всё равно не хватает, он продал коллекцию комиксов, которую ему удалось выкупить лишь после того, как картина собрала очень приличную кассу.

По теме

Деньги на съёмки своего первого фильма – «Бешеные псы» – Квентин Тарантино получил от продажи сценария «Прирождённые убийцы». Правда, в итоге гонорара будущего культового режиссёра не хватало для того, чтобы реализовать проект, поэтому он воспользовался помощью друга – актёра Харви Кейтеля, который вложил в картину свои собственные деньги. Не побрезговал Квентин и финансовой поддержкой двух финских культуристов, которых он в ответ снял в картине в ролях «перенёсших насильственную ампутацию братьев-гуннов».

В поисках денег на съёмки первого «Терминатора» Джеймс Кэмерон принимал участие в написании сценариев ещё к нескольким фильмам – «Рэмбо-2» с Сильвестром Сталлоне и «Чужим», сиквелу культовой фантастической ленты. Это стало частью бюджета картины, но нужны были ещё деньги. Кэмерон был настолько уверен в громадном потенциале своей задумки, что, обратившись к продюсеру Гейл Анне Хард, продал ей свой сценарий всего за 1 доллар, но с обязательным условием, что он сам будет снимать этот фильм. В результате Хард выделила на съёмки картины 6,5 млн. долларов, не возлагая на этот проект особых надежд. Как оказалось, зря. «Терминатор» получил признание по всему миру, собрав в мировом прокате более 100 млн. долларов, дав толчок карьере как самого Кэмерона, так и Шварценеггера.

Но к самому экстремальному способу прибегнул Роберт Родригес. Чтобы раздобыть деньги для своей первой картины – «Музыкант», – , препятствующий накоплению холестерина в организме. Это был очень рискованный шаг, поскольку Родригес мог навсегда подорвать своё здоровье. Но любовь к искусству была сильнее опасений за собственную жизнь, и в результате начинающий режиссёр прошёл весь эксперимент до конца. Но на этом он не остановился – денег по-прежнему не хватало, и он разрешил медикам использовать на себе средство от головной боли, препарат для снижения давления и таблетки от аллергии. В результате на физиономии Родригеса выступила сыпь, не проходившая почти год. А препарат для снижения давления так и не был запущен в производство из-за массы побочных эффектов. Сам режиссёр до сих пор считает, что тогда легко отделался: «Ведь мне в голову приходили и более рискованные варианты. Например, ограбить банк или продать хирургам пару органов. Тогда денег хватило бы даже на приличный блокбастер».

Но в итоге всех экспериментов над собой Роберт получил кругленькую сумму, необходимую для съёмок. А чтобы производство ленты обошлось как можно дешевле, режиссёр использовал свои связи на полную катушку. Снималась картина в одной мексиканской деревушке, где вырос его друг. Реквизит молодого режиссёра состоял из школьного автобуса, нескольких пистолетов и мотоцикла. Для съёмок также пригодились находившееся неподалёку от деревни ранчо, два бара и питбуль. Всё это режиссёр и включил в сюжет. А в качестве массовки Родригес задействовал жителей деревни. Половина из них согласилась сниматься из дружеских побуждений, а другая – за выпивку.

И всё же снимать таким образом фильмы – немалый риск. Найти продюсера – куда более действенный способ. Правда, к продюсеру порой прилагается жена, любовница или дочка, которую в обмен на инвестиции придётся засветить в какой-нибудь роли. И у всех у них может быть своя точка зрения, как должны выглядеть эта роль и фильм в целом. Проще уж просто продать роль: ведь за право появиться на большом экране некоторые рвущиеся к славе обеспеченные граждане готовы отвалить немалые денежки – такой способ пополнения бюджета в кинематографе практикуется достаточно часто. В основном на продажу выставляются эпизоды или участие в массовке, но желающих всё равно хоть отбавляй. В общем, каким бы трудным ни казался будущим и уже признанным режиссёрам вопрос поиска денег, решить его можно. Нужно лишь определить его цену.

Опубликовано:
Отредактировано: 26.03.2008 16:12
Копировать текст статьи
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх