Версия // Колумнисты // Импортозамещение по команде

Импортозамещение по команде

2619
Олег Буклемишев, экономист
В разделе

В Воронеже остановил работу крематорий. Импортная печка сломалась, запчасти купить нельзя. А как же легендарное импортозамещение?

Историю с воронежским крематорием сложно назвать смешной – она скорее символическая. Давайте вспомним Советский Союз. Там были свои технологические цепочки, денег никто не считал, и всё там крутилось и вертелось каким-то своим образом. Потом эта история сломалась. Начали действовать рыночные законы, ресурсы перестали распределяться по приказам. Так рынок захватил всю экономику, и там, где это было возможно, в прежние советские цепочки встроились западные комплектующие – то, что было проще импортировать, чем производить.

До недавнего времени всё это работало. Но сейчас возникает другая история. Нам говорили об импортозамещении, которое вот-вот заработает. Однако в экономике имеется такая штука, как «проблема серии». Допустим, есть какое-то зарубежное предприятие, которое производит некие запчасти. И оно производит их в количестве достаточном, чтобы обеспечить себе рентабельность. Теперь допустим, что вы хотите сделать такое же предприятие в России. Для этого вам нужно обеспечить объём производства, ту самую достаточную массу производимых деталей. А поскольку у нас каждый раньше закупал запчасти у какого-то своего поставщика, то даже если вы наладите выпуск, условно говоря, заслонок для печей, это предприятие у вас будет работать на один или на два крематория. Это и есть проблема серии. Ну нельзя долго производить то, что не пользуется массовым спросом, где маленькая серия и огромные издержки.

С этой проблемой, кстати, сталкивается и военно-промышленный комплекс. Возьмём производство самолётов. Почему они выходят просто золотыми? Потому что если вы производите только 10 самолётов, они обходятся, условно говоря, в 5 раз дороже, чем 100 самолётов. И это непреодолимая проблема. И если ВПК может эту проблему игнорировать, то гражданское производство – нет. Хуже всего, что мы не знаем, дефицит чего возникнет завтра. Это могут быть вещи, которые сегодня трудно даже предположить. Дома могут остаться без лифтов. Или без вентиляционных систем. Особенно если окажется, что в этой сфере был один-единственный поставщик, который может сказать: «Я принципиально в Россию ничего не ввожу». И где тогда взять нужную запчасть? Налаживать её производство, как уже говорилось, бессмысленно. Останется только поступать по методу руководства воронежского крематория – прекращать работу. Потому как решения с точки зрения импортозамещения в данном случае не существует. Импортозамещение вообще по команде создать нельзя.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 14.11.2022 16:20
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх