Версия // Культура // Государственный статус Музея Рерихов может привести к окончательной потере Наследия

Государственный статус Музея Рерихов может привести к окончательной потере Наследия

18671

Век разрушителей культуры недолог

Русский зал после разрушения Общественного Музея
В разделе

В настоящее время Международный Центр Рерихов готовит к вывозу имущество из двух главных зданий своего общественного Музея имени Н.К.Рериха, расположенного в московской усадьбе Лопухиных недалеко от Кремля. Похоже, почти девять месяцев новые хозяева особняка, руководство Государственного музея Востока, не допускало сотрудников МЦР на территорию к личным вещам и имуществу организации, объясняя это примерно тем, что все здания вместе с содержимым переданы на ответственное хранение.

Напомним, 28 апреля несколько десятков охранников государственного музея Востока вошли на территорию общественного музея имени Н.К.Рериха и блокировали вход. На следующий день при участии советника министра культуры Кирилла Рыбака усадьба вместе со всеми строениями была передана ГМВ на ответственное хранение якобы в рамках уголовного дела в отношении обанкротившегося Мастер-банка. Вместе с имуществом рериховского центра "в плен" попали и личные вещи трудового коллектива общественного музея Рериха. Свои вещи сотрудники стали получать только недавно, после массовой подачи исков в суды на руководство государственного музея Востока в связи с незаконным удержанием личных вещей. ГМВ был вынужден начать выдачу имущества сотрудников. Сразу запахло криминалом. Сотрудники недосчитались принадлежащих им документов, электронных носителей с личными данными, рукописей.

Зал Кулу до (сверху) и после разрушения Общественного Музея
Зал Кулу до (сверху) и после разрушения Общественного Музея

Но то, что музейщики МЦР увидели в подвалах и кабинетах общественного музея вызвало шок. Новые хозяева из государственного музея Востока под управлением заместителя его директора Тиграна Мкртычева осваиваясь в общественном музее имени Н.К.Рериха не церемонились с контролем помещений. В музее можно было наблюдать примерно такую картину: было разбито и свалено в кучу дорогостоящее музейное оборудование – витрины и витражи. Фризы, некогда украшающие музейные залы, вандалы преднамеренно разломали и изуродовали. Восстановлению они не подлежат. Вещи из всех кабинетов набросаны в беспорядочные кучи. Сейфы взломаны. Компьютеры организации свалены в туалетных комнатах. Картина напоминает документальную хронику разорения фашистами Ясной Поляны или Петергофа в годы Великой Отечественной войны. И руководство музея Востока и Минкультуры называет такие действия ответственным хранением имущества Международного Центра Рерихов? Похоже, что также считает Прокуратура и полиция, куда сотрудники МЦР безрезультатно обращались с жалобами на действия чиновников от культуры, каждый раз получая один и тот же ответ «нарушений не усматривается». Хотя, по всей видимости, происходит безнаказанное глумление над законом и правом со стороны высоких чиновников, уверенных, что им все сойдет с рук. А ведь это совершается в отношении известной в мире общественной организации культуры, создавшей уникальный музей с мировой коллекцией живописи кисти Рерихов. Организации, которая была основана и опекалась Святославом Рерихом – младшим сыном великого русского художника Николая Рериха. Впрочем, для разрушителей общественного музея имена великих представителей российской культуры, не более чем звук. Сегодня они с легкостью переиначивают волю сына Рериха о сохранении наследия его родителей в общественном музее в усадьбе Лопухиных, утверждая, что Святослав Рерих на самом деле мечтал создать государственный музей.

Зал Центрально-Азиатской экспедиции до (сверху) и после разрушения Общественного Музея
Зал Центрально-Азиатской экспедиции до (сверху) и после разрушения Общественного Музея

Вместе с тем позиция самого младшего Рериха хорошо известна. В своих документах и публичных выступлениях он неоднократно свидетельствовал, что создаваемый им общественный Центр-Музей имени Н.К.Рериха в Москве не должен подчиняться «Музею искусств народов Востока». Он, если верить порталу save-roerich-museum.ru, высказывался еще более определенно в письме к президенту Ельцину:

«В 1990 году я вместе с остальным наследием передал Центру (имеется в виду Международный Центр Рерихов – правопреемник Советского Фонда Рерихов) большую выставку картин моего отца и моих собственных (286 полотен), которая долгое время находилась в ведении Министерства культуры СССР. Теперь эту выставку незаконно удерживает Музей искусства народов Востока. Очень прошу Вас содействовать передаче ее Международному Центру Рерихов».

Нынешнюю ситуацию с общественным музеем, созданным коллективом МЦР под руководством доверенного лица С.Н.Рериха Людмилы Шапошниковой с полным правом можно назвать своеобразной местью чиновников Святославу Рериху, который почти тридцать лет назад высказал открытое недоверие государственно-чиновничьей системе культуры и поэтому твердо стоял на создании в Москве именно общественного музея на базе наследия семьи Рерихов, включающего сотни картин кисти отца и сына Рерихов, редкие коллекции и уникальный семейный архив с бесценными философскими рукописями Елены Рерих. За 25 лет активной культурной деятельности общественный Музей имени Н.К.Рериха МЦР сделал невероятно много для изучения и популяризации философского и художественного наследия Рерихов в России и за рубежом. И вот теперь, по-видимому, мы наблюдаем час расплаты общественной организации за многогранную культурную деятельность по развитию и защите российской культуры, многие годы проводимую вне подчинения чиновников Минкультуры. Это, на мой взгляд, стало результатом произвола невежества, триумф которого мы наблюдаем сегодня в нашей стране в области культурной политики, когда культура подменяется идеологией, нравственные ценности – лозунгами, а значимость того или иного культурного учреждения состоит не в его содержательной просветительской и научной деятельности, а в размере полученной прибыли. Бездушные "образованцы" пытаются превратить культуру России в бизнес – подменяя ее изначальную роль "почитания света" ("культ" – почитание и "ур" – свет), иначе говоря, развития духовности и нравственности, развлечением и досугом.

Зал Юрия Рериха до (сверху) и после разрушения Общественного Музея
Зал Юрия Рериха до (сверху) и после разрушения Общественного Музея

Произошедший, как мне кажется, именно незаконный захват и разгром крупнейшего общественного музея Рериха в России наблюдать больно и стыдно. От того еще больно и стыдно, что действия чиновников были бы невозможны при активной гражданской позиции деятелей отечественной культуры, которые стыдливо молчат, наблюдая разрушение музея. На фоне этого зловещего гробового молчания все чаще приходят новости о все новых бедствиях нашей культуры. Вот и на днях пришла очередная весть с "фронта" о постепенном разрушении Всероссийского художественного научно-реставрационного центра им. Грабаря (ВХНРЦ), трудовой коллектив которого в отчаянии обратился за помощью к президенту В.В.Путину.

И все же хочется надеяться, что век разрушителей нашей культуры недолог, что их деяния непременно получат справедливую оценку и послужат уроком к осознанию необходимости перехода России от государственного тоталитаризма в области культуры к ее действительному всеобщему развитию и сохранению на основе широкого распространения ее общественных форм. Опыт общественного Музея имени Н.К.Рериха Международного Центра Рерихов показал, что это не только возможно, но и необходимо, если мы хотим видеть нашу страну по-настоящему Великой Державой, а не страной попкорна и пива.

*
Юридическое лицо «The Insider SIA», зарегистрированное в Риге, Латвийская Республика (дата регистрации 26.06.2015), являющееся администратором доменного имени интернет-издания «The Insider», внесено Минюстом в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента
Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 23.01.2018 18:01
Комментарии 4
Еще на сайте
Наверх