Стало известно, что нижняя палата парламента размышляет о запрете продажи детям и подросткам продукции, имитирующей алкоголь. Мол, потребляя её, несовершеннолетние, став взрослыми, начинают тянуться и к настоящему спиртному. Но, вероятно, здесь депутаты впали в серьёзное заблуждение.
Кстати, это не первая подобная идея, высказанная в стенах Госдумы. Ранее представительница «Единой России» Татьяна Буцкая выступала против торговли «детскими вкусняшками» в алкомаркетах, якобы намеренно держащих цены на всякие сласти «ниже, чем в супермаркете, который через дорогу». Буцкая объясняла свою идею следующим, довольно парадоксальным, образом: сначала ребёнок по пути из школы заходит в такой алкомаркет, а «потом достигает возраста, когда можно покупать алкоголь, и ему ничего не надо менять в траектории своего движения домой».
Здесь можно опустить момент с вряд ли корректным расчётом Буцкой траектории движения гражданина: ведь достигший 18-летнего возраста потребитель вряд ли будет спешить в алкомаркет из школы. Гораздо показательнее другое: депутат фактически указывает на то, что у человека в определённой ситуации – наличии «детских вкусняшек» на прилавке магазина, продающего горячительное, – способен формироваться условный рефлекс. И если академик Иван Павлов в результате опытов пришёл к тому, что начал вызывать у собак слюноотделение одним звуком колокольчика, то законодатель Татьяна Буцкая без всяких опытов убеждена: посещение алкомаркетов с возрастом становится рефлекторным действием.
Можно предположить, что депутат таким образом отказывает людям, в том числе и своим избирателям, в способности отличить при покупке шоколадку от портвейна. Однако наука прямо свидетельствует, что мы не столько подвержены инстинктам и рефлексам, сколько руководствуемся разумом. А раз так, то стоит ли проводить прямую зависимость между приобретением одним и тем же человеком в одном и том же месте сначала шоколадки, а потом – спустя годы – непременно портвейна?
То же, очевидно, касается и безалкогольного пива. Согласно не столь давнему опросу, проведённому ВЦИОМ совместно с Институтом проблем правового регулирования НИУ ВШЭ, респонденты вполне себе проводят разницу между данной продукцией и пивом с содержанием этанола. Цитата: «Безалкогольное пиво воспринимается потребителями как полноценный, самостоятельный напиток: в ситуации выбора (пригласили в гости и угощают пивом) среди пьющих алкогольное пиво предпочли бы выбрать алкогольное пиво 69%, безалкогольное – 10%, а среди пьющих безалкогольное пиво ответы распределились противоположным образом: 36% выбрали бы алкогольное и 42% – безалкогольное».
Кстати, по данным AB InBev Efes, потребление безалкогольного пива в России выросло в первом полугодии 2025-го на 8% в сравнении с тем же периодом 2024-го. Аналогичные процессы проходят во всём мире: компания International Wine and Spirits Research прогнозирует, что «нулёвка» станет по итогам текущего года второй по объёмам продаж категорией пива на планете. Похоже, эти факты также говорят о том, что с помощью «имитирующей алкоголь» продукции приручить человека к спиртному не получается.
Ну а пока наша Госдума продолжает бороться с уменьшающейся тягой наших людей к хмельному, они заодно теряют интерес к алкоголю в принципе. По подсчётам Единой межведомственной информационно-статистической системы, потребление алкоголя в России в сентябре упало до 7,84 литра на душу населения, и это стало минимальным показателем с 1999 года. Кажется, эффективность «детских вкусняшек» в деле алкоголизации населения сильно преувеличена.





