Банк России поддержал крупные банки в их противостоянии с маркетплейсами, которое возникло из-за системы скидок, предоставляемых покупателям через дочерние финансовые структуры интернет-площадок.
Председатель Центробанка Эльвира Набиуллина охарактеризовала такую практику как недобросовестную конкуренцию. Согласно информации издания «Коммерсантъ», она направила обращение министру экономического развития Максиму Решетникову с предложением запретить онлайн-платформам реализацию собственных банковских продуктов на своих же торговых площадках.
По мнению главы ЦБ, маркетплейсы обладают заведомо неконкурентными преимуществами по сравнению с другими участниками банковского рынка. Набиуллина также предложила запретить установление дифференцированных цен в зависимости от способа оплаты и подключить Федеральную антимонопольную службу в качестве дополнительного контролирующего органа.
В Минэкономразвития подтвердили получение письма и сообщили о его тщательной проработке. Как отметили в ведомстве, действующая редакция Федерального закона «О платформенной экономике» уже предусматривает возможность установления правительством РФ необходимых требований к ценообразованию на платформах. Что касается вопроса внедрения ограничений относительно системы скидок, он, по оценке министерства, требует комплексного рассмотрения с обязательной оценкой последствий для всех участников рынка и прогнозированием общего воздействия на развитие платформенной экономики.
Публичное обсуждение проблемы началось 18 ноября, когда глава «Сбера» Герман Греф заявил о недоплате онлайн-платформами 1,5 триллионов рублей налогов из-за применения скидочных механизмов. Тогда же Эльвира Набиуллина предупредила о возможном запрете маркетплейсам иметь дочерние банковские структуры. В настоящее время использование карт таких банков позволяет приобретать товары на онлайн-площадках по сниженным ценам по сравнению с другими способами оплаты, что, по оценке банкиров, создает неравные условия конкуренции.
Представители маркетплейсов, в свою очередь, утверждают, что действия банков направлены на ограничение конкуренции на финансовом рынке.






