В период с июля по сентябрь 2025 года объем наличных денег, находящихся в обращении в России, продемонстрировал значительный рост, увеличившись на 659 миллиардов рублей.
Этот показатель почти в пять раз превышает данные за аналогичный период прошлого года, когда прирост составил 137 миллиардов рублей. Более существенный всплеск спроса на наличность наблюдался только в 2022 году на фоне геополитической нестабильности.
При этом крупнейшие российские банки не фиксируют резкого увеличения операций по снятию средств со счетов. Аналитики объясняют текущую ситуацию не столько повышенным спросом на выдачу наличных, сколько более активным использованием уже находящихся в обращении денежных средств. Ускорение цикла «кошелек – торговля – инкассация – банк» естественным образом увеличивает общий оборот наличности.
По информации представителей банковского сектора, рост использования наличных для расчетов связан в первую очередь с перебоями в работе мобильного интернета. Граждане предпочитают иметь при себе денежный запас на случай сбоев при безналичной оплате. С начала лета 2025 года в России действительно участились отключения мобильной связи, которые власти объясняют мерами безопасности в связи с угрозами атак беспилотников.
Дополнительным фактором стало усиление контроля за финансовыми операциями с 1 сентября, в том числе, за переводами между физическими лицами и снятием наличных. Часть населения предпочла заранее увеличить долю расчетов наличными деньгами. Также с 1 июля к мониторингу банковских операций подключилась Федеральная налоговая служба, получившая право проводить точечные проверки счетов при подозрении в уклонении от налоговых обязательств.
Несмотря на заметный рост оборота наличных, безналичные платежи сохраняют доминирующие позиции в структуре расчетов. Их доля стабильно составляет около 87%, что остается одним из наиболее высоких показателей среди крупных экономик мира. Эксперты расценивают текущее увеличение использования наличности как временную реакцию на проблемы со связью, а не как изменение долгосрочных потребительских предпочтений.



