Ровно 40 лет назад на экраны вышел фильм «Семнадцать мгновений весны». В течение 12 дней при звуках мелодии Таривердиева пустели улицы: страна приникала к телеэкрану. Аудитория легендарного сериала составляла от 60 до 80 млн человек в день. Говорят, в стране даже снизилась преступность. Макс Отто фон Штирлиц, он же разведчик Максим Исаев, стал на одной шестой суши не менее популярен, чем вратарь тогдашней сборной по хоккею Третьяк.
Недавно я прочла любопытное социологическое исследование на тему, кого из телегероев зрители считают наиболее сексуальным. Среди женщин от 50 (а эти зрители – самые преданные и многочисленные) по сей день секс-символ номер один – Штирлиц. При том, что в «Семнадцати мгновениях» в отличие от современных телесериалов нет эротических сцен и образ Исаева подчёркнуто асексуален. Именно Штирлица опрошенные считают также «самым патриотичным» телегероем: при том, что действие сериала происходит вдали от родины и Штирлиц большую часть фильма одет в эсэсовскую форму. А лидеры фашистской Германии в этом телесериале и вовсе предстают не карикатурными извергами, а людьми порой неординарными.
...Несколько лет назад я снимала документальный фильм, связанный с историей отечественного ТВ. Энвер Мамедов, один из бывших руководителей Гостелерадио, человек, привнёсший на отечественный телеэкран формат сериала, рассказал, что «Семнадцать мгновений» долго не хотели пропускать в ЦК. Но для Мамедова, ветерана войны, участника Нюрнбергского процесса, разведчика, это было вопросом принципа: «Суслов любил фразу «ко мне обращаются старые большевики». И они, говорит он мне, негодуют, что вы показали умных руководителей нацистской Германии. Я сказал: «Они мерзавцы, кровопийцы, палачи, но они умные. Иначе не дошли бы до Волги».
Я размышляю: а был бы популярен такой герой и такой сериал, выйди он на экраны сейчас? Думаю, едва ли. Собственно, провал сериала «Исаев» с Даниилом Страховым в главной роли тому подтверждение. Штирлиц – персонаж того времени, когда были востребованы героические личности. Причина проста: перед страной стояли грандиозные задачи – космос, стройка века БАМ, прорыв в науке...
Главный редактор журнала «Искусство кино» Даниил Дондурей на днях привёл любопытный факт: абсолютное большинство сегодняшних популярных или просто известных телегероев либо милиционеры, либо бандиты. Какое время, такие и герои... По степени популярности сейчас состязаются «менты» из «Улиц разбитых фонарей», Саша Белый из «Бригады», герой из «Глухаря», Каменская и красивая дама-следователь из «Тайн следствия». Спроси, как зовут этих героев, – большинство и не вспомнит.
Составители опросов общественного мнения жалуются: на вопрос, кто ваш любимый телегерой, респонденты чаще всего дают ответы типа «тот, кого играет Машков в «Ликвидации» или «герой Аверина из сериала на НТВ». Популярность фильму сегодня обеспечивают актёры, а не образы. Современные персонажи сериалов не совершают подвигов. В лучшем случае они этакие Робин-Гуды, которые просто честно делают своё дело или, как Саша Белый, выживают и самоутверждаются в непростых условиях. Все они – люди из повседневной жизни.
Телекритики сетуют: «Сегодня в телевизоре нет личностей». Сейчас первенство в рейтингах держат комики либо ведущие развлекательных программ. Сместился акцент и в кино. Зритель ценит не героизм, а чувство юмора. И только на втором месте – смелость, ум и честность. Но честность для нынешней аудитории – это немного не то, что было раньше. Честность сегодня – это то, что нельзя купить.
Как стало известно СМИ, подписание двустороннего соглашения о безопасности между Польшей и Украиной может состояться в течение следующих нескольких дней.
А ещё я начала замечать, что нынешние герои сериалов начинают приобретать черты героев русских народных сказок. И в первую очередь Иванушки-дурачка. Его приметы я угадываю у многих персонажей современного ТВ – от персонажей «Сватов» до «Глухаря». «Иванушки-дурачки» – это почти все герои СТС и ТНТ. В чём же секрет их популярности на ТВ? Их юмор позволяет сохранить человечность и хоть как-то проявить индивидуальность в условиях, когда всё неординарное не в почёте...
Нового телегероя породила и жёсткая коммерция. Рекламные вложения и доход приносит телесериал, который, с одной стороны, развлекает, с другой – «не грузит». «Кино не для всех» и «Закрытый показ» идут поздно вечером, собирая узкий круг интеллигенции. Потому что вся сегодняшняя телеиндустрия направлена на стремление отвлечь от серьёзных проблем. Именно поэтому на телеканале «Россия 1» пальму первенства держат незатейливые мелодрамы на семейно-бытовые темы со схожими сюжетами, сценарии которых написаны будто под копирку. Играют в них одни и те же актёры. В результате большинство зрителей не помнят, что они смотрели по телевизору вчера. А уж в течение недели и месяца – подавно.
Что оставит телевизионный кинематограф нашего времени в истории?
Скорее всего ничего. По опросам общественного мнения, лучшим фильмом про милицию абсолютно все поколения сегодня считают «Место встречи изменить нельзя». Так что герои вроде Штирлица, они актуальны и сегодня: как мечта о лучшем кинематографе.