Версия // Общество // Гаишники смогут брать крупные взятки за самые мелкие нарушения

Гаишники смогут брать крупные взятки за самые мелкие нарушения

4425

Балльной вопрос

Фото: Сергей Тетерин
В разделе

В самое ближайшее время российских автомобилистов ждут очередное повышение штрафов и возврат к балльной системе наказаний. Несмотря на то что подобная практика полностью дискредитировала себя ещё в советское время, депутаты твёрдо вознамерились её возродить, чем могут спровоцировать серьёзный социальный взрыв. Как выяснила «Наша Версия», колоссальный скачок поборов на дорогах неизбежен: за сырые и непроработанные поправки расплачиваться будут отнюдь не злостные нарушители, а вполне законопослушные водители. Притом зачастую непосредственно в карман инспектору.

Ещё не так давно разговоры о возврате балльной системы наказаний представлялись скорее чьим-то неумелым пиаром, нежели реальностью. Незаметно пиар превратился в законопроект, который так же незаметно просочился в Госдуму и имеет все шансы вступить в силу уже с 1 июля этого года. 19 апреля депутаты в едином порыве одобрили в первом чтении поправки, которые радикально ужесточают наказания за нарушение ПДД и, что самое главное, возвращают ту самую балльную систему, от которой мы в своё время отказались из-за её коррупционной составляющей. По всей видимости, за основу был взят принцип «клин клином вышибают». Иными словами, бороться с коррупцией будем с её же помощью.

Итак, что нам обещают. Во-первых, на порядок будут увеличены и без того не самые низкие штрафы – минимальный порог установят на отметке 500 рублей. Именно такую сумму придётся заплатить, скажем, за превышение скорости на 20–40 километров в час. Дальше, как водится, больше: за превышение скорости на 40–60 километров в час – 1000–1500 рублей, от 60 до 80 километров в час – 2000–2500 рублей или лишение прав на срок от 4 до 6 месяцев. А вот если вы вдруг решите прокатиться быстрее положенного на 80 километров в час и более, готовьтесь заплатить 10 тыс. рублей и остаться без прав на год.

Вырастет и штраф для тех, кто не любит пристёгиваться – до 1 тыс. рублей вместо нынешних 500. За перевозку маленьких детей без специальных кресел ваш бюджет уменьшится на 3 тыс. вместо 500 рублей сейчас. Такое же наказание ждёт и любителей поболтать за рулём по телефону. Самое суровое наказание предусмотрено за управление автомобилем в состоянии алкогольного опьянения: прав лишат на три года вместо нынешних двух, а также оштрафуют на 50 тыс. рублей. За отказ от медицинского освидетельствования водителю грозит уже пять лет лишения и такой же штраф. А если лишённый за «пьянку» попался вновь, он повторно заплатит 50 тыс. рублей, а также получит 15 суток ареста или будет приговорён к исправительным работам. Кроме того, впервые в КоАП пропишут ответственность за езду в пьяном виде на скутере – штраф составит от 3 до 5 тыс. рублей. Правда, в законе обещают прописать так называемую погрешность при измерении состояния опьянения водителя. Судя по всему, речь идёт о тех самых 0,2 промилле, введения которых добиваются автомобилисты и правозащитники.

Но самое главное и спорное нововведение – это балльная система наказаний. Отныне в КоАП появится новый пункт – «Систематическое нарушение ПДД». За каждые 100 рублей штрафа водителю будет начисляться один балл. При накоплении в течение года 200 баллов (то есть 20 тыс. рублей штрафов) последует лишение прав на год. Если же за 12 месяцев лимит не будет исчерпан, штрафная история обнулится. На первый взгляд всё логично – подобная мера должна ударить по злостным нарушителям, которых давно не пугают «письма счастья» и взмахи полосатого жезла. Но ударит ли?

Вспоминается недавняя история с поимкой 21-летнего московского студента Николая Мустафина, окрестившего себя Злым Дьяволом, который лихачил на своём Porsche Cayenne без регистрационных номеров, а впоследствии выкладывал видео своих «геройских» похождений в Интернет. Как выяснилось позднее, прав у него нет и никогда не было, чем парень весьма гордился. Для таких лихачей в новом законопроекте тоже нашлось место. Даже если за год он умудрился накопить 200 баллов (и это на машине без номеров), а прав у него нет, то на него будет наложен штраф в размере… 10 тыс. рублей – и катайся дальше. Справедливо?

Конечно, ко второму чтению законопроект обещают доработать, оставив начисление баллов лишь за злостные нарушения, но суть от этого не изменится. Водители со стажем, безусловно, помнят, что именно коррупционная составляющая и заставила в своё время отказаться от балльной системы. И что же получается: власти едва ли не каждый день рассказывают нам о борьбе с коррупцией и при этом сами же создают для неё плодородную почву, в очередной раз наступая на те же грабли. Точнее, наступать придётся нам с вами, а те, кто их раскладывает, будут спокойно эти грабли объезжать. По «встречке» с мигалкой.

«Коррупция при балльной системе зашкаливала, ещё когда не было современных технологий и систем видеофиксации. Представьте, к чему приведёт это сейчас. Скажем, если неправильная парковка будет включена в число серьёзных нарушений. Семь раз неправильно припарковался – прощайся с правами», – рассказал в интервью «Нашей Версии» координатор движения «Общество синих ведёрок» Пётр Шкуматов.

Из потока будут выхватывать тех, кто близок к лишению

Судите сами: сейчас у ГИБДД гораздо больше технических возможностей анализировать поток машин. Любой экипаж буквально за несколько секунд может получить полную информацию об автомобиле. Водителям наверняка знакома ситуация, когда на трассе сначала установлен мобильный радар на треноге, а уже через километр несёт «боевое» дежурство патрульная машина. Запаса времени, за которое нарушитель проедет этот самый километр, хватит не только для того, чтобы допить кофе и выбежать к дороге, но и проверить по базе всю историю водителя.

«Из потока будут выхватывать тех, кто максимально близок по количеству баллов к лишению. И, как в старые добрые времена, лишать водителя либо прав, либо денег», – говорит Шкуматов.

Иными словами, даже незначительное нарушение может обернуться для водителя лишением прав. Притом это будет отнюдь не злостный нарушитель: достаточно несколько раз неправильно припарковаться, пару раз заехать на полосу для общественного транспорта, и ты становишься чрезвычайно лакомым куском для сотрудника ГИБДД. Ведь .

По мнению Шкуматова, возврат балльной системы чреват серьёзными социальными последствиями. «Меня поражает, что депутаты предлагают уже пройденные вещи. Это говорит лишь об их низком профессиональном уровне. Лучше бы сидели, занимались бизнесом и создавали видимость работы. А сейчас, когда они взялись за то, в чём вообще не разбираются, это приведёт к тому, что под предлогом борьбы с коррупцией они лишь возродят коррупцию. Люди будут замазывать номера грязью, что уже сейчас активно делают. Всё это обернётся жёстким противостоянием между нормальными автомобилистами и системой. А ведь у системы тоже есть свои пределы прочности», – говорит наш собеседник.

Более того, по словам Шкуматова, новый законопроект противоречит Конституции РФ, ведь человек уже заплатил штрафы за свои нарушения, а потом его ещё и прав лишают. «Получается, что вас наказывают дважды за одно и то же. При том, что уже есть масса примеров, когда и Верховный, и другие суды выносили постановления, что такая норма антиконституционна. Самое печальное во всей этой истории, что поправки предлагает как раз Комитет Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству», – добавляет Шкуматов.

Наш собеседник уверен, что нельзя оголтело вносить поправки, последствия которых непредсказуемы, а нужно срочно устранять противоречия в КоАП. «Либо это дурость, либо провокация социальной напряжённости в стране», – резюмирует он.

Россия первая в мире по количеству ДТП

По традиции при рассмотрении подобных спорных законопроектов думские умы мотивируют своё усердие просто: дескать, на «загнивающем Западе» вон какие штрафы, и никто не возмущается, все водят по правилам. А если глянуть на низкую статистику смертности в ДТП в Европе и США, то прямая зависимость и вовсе очевидна. Но так ли это?

Однако связь здесь минимальная: на Западе водят аккуратно не потому, что боятся штрафов. Классический пример – немецкие автобаны, на многих из которых отсутствует ограничение скорости. И почему-то аварийность там ежегодно снижается. К примеру, в 2010 году на дорогах Германии погибли 3,5 тыс. человек – это самый низкий показатель более чем за полвека. Так, может, дело не только в наказании?

Все почему-то забывают, что нынешнее повышение штрафов в России далеко не первое, однако статистика смертности упорно остаётся на прежнем уровне. Да и по количеству ДТП Россия уверенно занимает 1-е место в мире.

Ежегодно на наших дорогах гибнут порядка 30 тыс. человек. И это лишь официальные цифры. Не секрет, что в статистику не попадают те, кто скончался спустя несколько дней в больнице. Если сравнивать данные по странам из расчёта погибших на 100 тыс. населения, мы уверенно занимаем самые высокие места в печальном рейтинге (см. таблицу).

Эксперты в один голос признают, что ужесточение ответственности за нарушение ПДД имеет лишь кратковременный эффект, тогда как настоящие причины столь неутешительной статистики лежат куда глубже. Во-первых, это устаревший автопарк. Более 70% машин в России – старше 7 лет, а количество автомобилей старше 10 лет достигает 50%. Зачастую они попросту не оснащены необходимыми системами безопасности. Формально назвать их неисправными нельзя, но изношенность, отсутствие подушек безопасности и электронных «помощников» практически гарантируют смертельный исход в случае серьёзного столкновения. За примерами далеко ходить не нужно: ежедневная хроника происшествий буквально пестрит сообщениями об авариях, и если в ДТП участвовали автомобиль отечественного производства и относительно новая иномарка, то в первой машине, как правило, есть погибшие, тогда как водитель и пассажиры иномарок зачастую получают лишь незначительные ранения.

Отбойники снизят смертность на дорогах в два раза

Вторая причина – известная российская беда. Уже никто не удивляется, что по весне снег сходит вместе с асфальтом. Даже при средней стоимости одного километра в 41 млн рублей, которые озвучивает Минтранс, это как минимум странно. Ну а независимые экспертные оценки куда выше: так, в Европе средняя стоимость строительства 1 километра четырёхполосной трассы «под ключ» составляет 6 млн долларов, а в России – 18 млн долларов.

Только по официальным данным МВД, из-за неудовлетворительного состояния дорог в России происходит 15–20% всех ДТП. И здесь тоже не нужно забывать, что официальная статистика, как правило, ниже реальных цифр. В эти данные не попадают серьёзные ДТП, связанные с отсутствием на большинстве российских автотрасс элементарных средств пассивной безопасности, которые способствуют снижению тяжести последствий при аварии. В первую очередь это отбойники, или, говоря на языке профессионалов, «разделительные ограждения барьерного типа». Как отмечают специалисты, эти нехитрые сооружения могли бы спасти тысячи жизней. «Наша Версия» ранее рассказывала об этом на примере одной из самых оживлённых подмосковных автотрасс Москва – Санкт-Петербург (М10). Некоторые участки Ленинградки пользуются зловещей репутацией у местных жителей и водителей-дальнобойщиков. Зачастую причиной страшных лобовых столкновений становятся совершенно простые дорожные ситуации: машины выезжают на встречную полосу из-за лёгкого удара по касательной или толчка в бампер.

Нам удалось вывести приблизительный коэффициент и посчитать, сколько жизней могли бы спасти отбойники. Результаты впечатляют: установка барьерного ограждения сокращает смертность на дорогах ровно в два раза! Кстати, данные исследований в США и ряде других стран примерно такие же: число погибших снижается на 40–45%. Вот только денег на их установку почему-то традиционно нет, да и о проблеме, похоже, никто не вспоминает – ведь наказывать куда проще, чем предупреждать.

Причиной страшных аварий зачастую становится самая простая дорожная ситуация
Фото: Сергей Тетерин
Причиной страшных аварий зачастую становится самая простая дорожная ситуация Фото: Сергей Тетерин

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 29.04.2013 15:28
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх