Глава объединенной компании Wildberries & Russ Татьяна Ким обратилась к Центробанку, правительству и Федеральному собранию, прокомментировав претензии крупнейших банков страны к работе маркетплейсов. Камнем преткновения стали скидки, которые покупатель получает на онлайн-площадке, оплачивая товары картой аффилированного с маркетплейсом банка.
Как подчеркнула Татьяна Ким в открытом письме, которое публикует издание «Коммерсантъ», у платформ онлайн-торговли на данный момент в 24 раза меньше финансовых ресурсов, чем у крупных российских банков. Согласно представленным в письме данным, в период с января по сентябрь 2025 года пять банков, высказавших критические замечания в адрес маркетплейсов – Сбербанк, Альфа-Банк, ВТБ, Т-Банк и Совкомбанк – продемонстрировали совокупную чистую прибыль в размере 1,93 триллиона рублей. В этот же период суммарный финансовый результат банковских структур Wildberries, Ozon, «Яндекса» и МТС составил приблизительно 79 миллиардов рублей.
«Партнерами цифровых платформ сегодня выступают более 1 млн предпринимателей. Для малого и среднего бизнеса в России цифровые платформы являются практически единственной возможностью масштабироваться и выйти на многомиллионную аудиторию», – подчеркнула Татьяна Ким.
По словам предпринимательницы, Wildberries стала первым участником системы налогового мониторинга ФНС в сфере торговли еще в 2020 году. Сейчас компания участвует в эксперименте налоговой службы, нацеленном на предварительное устранение налоговых рисков продавцов на цифровых платформах, и руководство ведомства усматривает риски нарушения налогового законодательства лишь у 0,3% резидентов маркетплейсов.
Программа нелояльности
Татьяна Ким высказалась по поводу претензий, озвученных главой «Сбера» Германом Грефом. Последний во время форума «Фокус на клиента» обвинил маркетплейсы в недобросовестной конкуренции. По его словам, онлайн-площадки «забирают неправомерно долю на рынке у физических сетей за счет нерыночных условий конкуренции, созданных со стороны государства», и потребовал это прекратить. Греф назвал сумму предполагаемой недоплаты маркетплейсами налоговых отчислений, оценив ее в 1,5 триллиона рублей. Согласно уточнению «Сбера», последовавшему позднее, речь идет о потенциальных налоговых потерях за следующий год, понесенных из-за налогового арбитража продавцов, применяющих специальные налоговые режимы.
По поводу якобы имеющей место недоплаты налогов на 1,5 триллиона рублей, предпринимательница напомнила, что представители малого и среднего бизнеса получают право на использование специальных режимов налогообложения на законных основаниях – так же, как, например, «Сбер» применяет налоговые льготы, оказывая банковские услуги.
Свой интерес
По словам основательницы Wildberries, претензии крупнейших игроков финансового рынка не вполне понятны, поскольку и они могут предлагать клиентам кешбэк за покупки на маркетплейсах, однако не спешат воспользоваться этой опцией.
«Основная претензия крупнейших банков сводится к тому, что они требуют запретить программы лояльности для потребителей при оплате банками маркетплейсов под предлогом равного доступа к аудитории. Что взамен? Где гарантии, что эти банки точно так же будут давать скидки покупателям, добившись запрета для маркетплейсов? Возможность давать выгоду по своим картам при оплате на маркетплейсах у банков есть уже сейчас, однако делают это лишь единицы», – заметила Татьяна Ким.
Зампред российского Совбеза отверг претензии американского президента, которому не понравился опубликованный ранее Медведевым пост на тему ядерного оружия.
Как заметила предпринимательница, «Сбер» вполне мог бы начислять бонусы программы «Спасибо» за покупки на Wildberries и Ozon, а «Альфа-Банк» – предоставлять клиентам льготные условия ипотечного кредитования после совершения покупок на маркетплейсах.
«На сегодня 84% карточных платежей проходят через три крупнейших банка. Учитывая фундаментальное превосходство банков в объеме чистой прибыли и доступной ликвидности, их пространство для финансового маневра в части субсидирования скидок значительно шире возможностей маркетплейсов. Однако мы не видим у большинства банков желания инвестировать в кешбэк за покупки на маркетплейсах. Почему? Потому что им это невыгодно и у них нет никаких экономических стимулов для этого», – пояснила Татьяна Ким.
По мнению предпринимательницы, банки не заинтересованы в инвестировании в покупки на маркетплейсах, поскольку развивают собственные экосистемные платформы и онлайн-магазины, например, «Мегамаркет», «Самокат», «Купер», магазины «Перекресток» и «Пятерочка», «Город» и другие проекты. Как напомнила Ким, в 2024 году «Сбер» направил на развитие небанковских активов порядка 790 миллиардов рублей, причем значительная часть этих средств была инвестирована в программы лояльности.
Татьяна Ким напомнила, что финтех-сервисы маркетплейсов являются неотъемлемой частью бизнеса и обеспечивают скорость и удобство операций как селлерам, так и потребителям. Она предупредила о возможных негативных последствиях искусственно ограничить их деятельность.
«Что на самом деле движет банками? Желание снизить собственные затраты на кешбэки и бонусы, сохранить комиссионные доходы и избавиться от конкурентов. К чему это приведет? К стагнации российского бизнеса, разгону инфляции, радикальному ухудшению конкурентной среды», – заявила предпринимательница.
Глава Wildberries обратилась к ЦБ, правительству и Федеральному собранию с просьбой создать условия для конструктивного диалога между представителями банковского сектора и развивающейся отраслью цифровых платформ для сохранения здоровой конкуренции, стимулирования спроса со стороны потребителей и обеспечения устойчивого развития экономики страны.







