Версия // Общество // Бывший французский теплоход стал гостиницей на суше в морском парке

Бывший французский теплоход стал гостиницей на суше в морском парке

35

Необычная судьба пассажирского лайнера

Бывший французский теплоход стал гостиницей на суше в морском парке
В разделе

Корабли, как и люди, имеют разные судьбы. Подавляющее большинство, после нескольких десятков лет эксплуатации, заканчивают своё существование на специализированных верфях. Очень небольшое количество боевых кораблей и гражданских судов становятся музеями и памятниками. Но бывают и более необычные варианты. В этой статье мы расскажем о судне, которое служило пассажирским и круизным лайнером, а закончило свою карьеру гостиницей на суше.

MV «Ancerville»

60-е годы ХХ века были «золотым веком» пассажирского судостроения. Судостроители научились строить совершенные лайнеры, а дизайнеры оформляли интерьеры судовых помещений и внешнего облика судна. В результате такого сотрудничества многие пассажирские суда той эпохи имели «своё лицо», индивидуальное и запоминающееся. В те годы рушилась колониальная система Франции, но даже после предоставления странам независимости, французское правительство старалось сохранить своё влияние в бывших колониях. Важным элементом этого влияния был контроль над транспортным сообщением. Именно поэтому после обретения независимости Сенегалом в 1960 году, судоходная компания «Compagnie de Navigation Paquet» CNP заказала для работе на линии Марсель – Дакар небольшой пассажирский теплоход. В 1962 году лайнер был построен на верфи в городе Сан-Назер. Конструктора и дизайнеры поработали на славу. Теплоход имел стремительный, обтекаемый силуэт, и был похож на большую яхту. Особенностью нового лайнера была необычная компоновка кают и общественных помещений. Почти все каюты располагались в носовой части лайнера, а общественные помещения – на корме.

Теплоход строился в те годы, когда существовали классы кают, поэтому изначально он мог брать 171 пассажира 1-го класса, 342 пассажира 2-го класса и 243 пассажира 3-го класса. Пассажиры первого и второго класса размещались в каютах, третьего – в общих кубриках на 4-10 человек. Подразумевалось, что третьим классом будут путешествовать граждане нового независимого государства. Водоизмещение лайнера составило 14 300 тонн, длина 168 метров, скорость хода составляла 22,5 узла – около 41 км/ч. Экипаж составлял 173 человека. Судно назвали MV «Ancerville». На спуске 5 апреля 1962 года присутствовал Президент Франции Шарль де Голль. Первым рейсом нового лайнера был не маршрут Марсель – Дакар, а круиз на Канарские острова.

Начались рабочие будни нового лайнера CNP. Маршрут из Марселя в Дакар занимал 6 дней. По пути «туда» «Ancerville» совершал заход в Касабланку и Тенерифе, а по пути «обратно» – в Лас-Пальмас и Касабланку. В месяц совершалось два рейса. Иногда теплоход дополнительно заходил в Аликанте, Мадейру и Танжер. В промежутках между рейсами «Ancerville» совершал небольшие круизы. После 1970 году круизов в его расписании было больше, чем регулярных рейсов. Лайнер заходил и в Чёрное море, в порт Сочи. Интересно, что во время круиза теплоход превращался в одноклассное судно, а суммарное количество пассажиров ограничивали 500 человек. Правила перевозки негров и белых пассажиров на круизных и пассажирских лайнерах существенно отличались. Была в истории «Ансервиля» и героическая страница. В июле 1970 года экипаж лайнера спас всех пассажиров и экипаж горящего и тонущего лайнера «Fulvia». «Ансервиль» был популярен во Франции и Сенегале. Теплоход «участвовал в съёмках» двух сенегальских фильмах: «Черная девушка» (1966 год) и «Туки-Буки» (1973 год).

По теме

Но время океанских пассажирских лайнеров подходило к концу. Гражданская авиация отобрала у них пассажиров. В начале 1973 года одиннадцатилетний лайнер был продан китайской государственной судоходной компании «China Ocean Shipping Company» COSCO. Китайцам купленный лайнер нужен был как можно быстрее, поэтому завершение карьеры «Ancerville» под французским флагом вышло несколько скомканным. Лайнер выполнял круиз в Бразилию, на знаменитый бразильский карнавал. Теплоход не дошел до Марселя. Всех пассажиров высадили на Тенерифе, и отправили во Францию на самолетах. Сам теплоход перешёл на Мальту, где был проведен его осмотр в сухом доке. После этого в апреле 1973 года лайнер перешел в собственность COSCO. На нём подняли флаг КНР и переименовали в «Minghua», что в переводе с китайского означало «Дух Китая».

MV «Minghua»

Китай не просто так купил пассажирский лайнер. Теплоход оказался участником крупного международного проекта, в котором КНР был крайне заинтересован. В те годы судостроительная промышленность в Китае находилась совсем не в том состоянии, как сегодня. Гражданские суда большого водоизмещения в стране практически не строились, тем более пассажирские лайнеры. Поэтому китайским властям было так важно быстро купить пассажирский теплоход относительно небольших размеров.

Здесь необходимо сделать небольшое отступление. Африка – огромный континент, но железных дорог, которые позволяют связывать страны и успешно реализовывать экономические проекты, катастрофически не хватает. Одной из стальных магистралей континента является железная дорога Танзам в Восточной Африке, соединяющая порт Дар-эс-Салам на востоке Танзании с городом Капири-Мпоши в Центральной провинции Замбии. Идея строительства этой дороги появилась еще в конце XIX века для перевозки медной руды. Возможность строительства рассматривали в течение нескольких десятков лет, но решение так и не приняли, поскольку западные колониальные страны посчитали такое строительство экономически не целесообразным. 60-е годы ХХ века – время крушения колониальных империй на африканском континенте. Новые независимые страны задумались о строительстве такой железной дороги. Финансирование запросили у своих бывших метрополий – Великобритании и Франции. Те в займе отказали. В геополитическую игру вмешалась Китайская Народная республика. Лидеры Китая того времени заверили, что Танзания и Замбия будут владеть этой железной дорогой и всем оборудованием. Запад по прежнему отказывался помочь в строительстве. Тогда африканские страны приняли помощь Китая. В Замбию приехали китайские геодезисты, которые в 1966 году составили краткий отчет о возможности строительства дороги. В конце концов, после сложных переговоров и подковерной борьбы, решение о строительстве было принято. Власти Замбии подтолкнуло к принятию решения и тот факт, что Южная Родезия провозгласила независимость от Великобритании и лишила Замбию выхода к морю. В 1967 году было подписано соглашение между тремя странами. Китай взял на себя обязательство построить железную дорогу между Танзанией и Замбией, предоставив беспроцентный кредит в размере 988 миллионов юаней (около 406 миллионов долларов США по курсу 1967 года) со сроком погашения в период с 1973 по 2013 годы. Для КНР это соглашение было очень важным, так как давало возможность закрепиться на чёрном континенте, с одной стороны, и перевозить африканское сырье, необходимое для экономики Китая, с другой стороны. Первым этапом стала геодезическая экспедиция. 12 китайских геодезистов за девять месяцев пешком прошли по всему маршруту будущей железной дороги. Китайские рабочие начали пребывать в Африку в 1969 году, а строительство началось в 1970 году. Это был крупнейший зарубежный проект Китая того времени, и он требовал регулярной доставки китайских рабочих на стройку. Именно для этой цели и был куплен у Франции «Ансервилль». «Minghua» пять лет перевозил китайских рабочих из Китая в Танзанию и обратно. В перерывах между рейсами он служил плавобщежитием для китайских рабочих в порту Дар-эс-Салам.

По теме

Так получилось, что после окончания строительства дороги, «Minghua» был задействован еще в двух международных акциях гуманитарного характера. В 1978 году резко возросла напряженность между недавними союзниками – Китаем и Вьетнамом. Этот кризис закончился вьетнамо-китайской войной 1979 года. Во Вьетнаме, еще со времен французской колониальной власти, жило много этнических китайцев. По мере возрастания напряженности между двумя странами, в июне 1978 года власти Китая направили во Вьетнам два судна для эвакуации этнических китайцев из Вьетнама. Одним из судов был пассажирский лайнер «Minghua». Правда, эта миссия окончилась полным провалом. Вьетнам не пустил китайские суда в свои порты. Несколько недель они простояли на якоре за пределами территориальных вод Вьетнама, ожидая подписания соответствующего соглашения. Не достигнув его, из Пекина пришло указания вернуться в китайские порты. В 1979 году «Минхуа» доставил в Японию делегацию доброй воли, состоящую из 600 человек во главе с генералом Ляо Чэнчжи. Задачей делегации было содействовать улучшению отношений между двумя странами. Теплоход совершил заходы в пять японских портов, в каждом из которых была своя программа мероприятий. В рамках одной из них состоялась первая встреча китайского генерала с Генеральным директором Агентства обороны Японии – так тогда называлось Министерство обороны страны.

Это сегодня китайские туристы путешествуют по всему миру, а в конце 70-х годов ХХ века выездного туризма в КНР просто не существовало. После выполнения всех задач. «Minghua» простаивал. Поэтому, в 1979 году в австралийском Сиднее была основана компания «Asian Pacific Cruises» .Она зафрахтовала «Minghua» для выполнения круизов из Австралии в южную часть Тихого океана, Гонконг, Юго-Восточную Азию, Японию и Китай. В Гонконге лайнер прошел, как сказали бы сегодня, полную реновацию и ремонт, после которого его пассажировместимость составила 580 человек. Под эгидой разных компаний «Minghua» работал в регионе до 1983 года.

Комплекс «Sea World»

Китай является одним из мировых лидеров по созданию всевозможных тематических парков развлечений. Немного отвлекаясь от темы статьи, скажем, что даже купленный после развала СССР авианесущий крейсер «Минск» Тихоокеанского флота в 2000 году был установлен как основной экспонат парка-музея в городе Тяньцзин. Одним из таких тематических парков Китая стал «Sea World» – «Морской мир», расположенный в Шэкоу. Именно там был первоначально пришвартован «Minghua». Из него сделали плавучую гостиницу с 253 каютами-номерами. На борту разместились рестораны китайской и европейской кухни, несколько баров, танцевальный салон, бассейн, детский развлекательный центр и выставочный зал. Что интересно. Первоначально теплоход был пришвартован к причалу, прилегающему к территории «Sea World». Он сохранил даже свой статус пассажирского лайнера-стоечного судна и до 1991 года числился в Регистре Ллойда. Но в 90-е годы территорию парка было решено увеличить за счет намывных территорий, и теплоход оказался стоящий в земле достаточно далеко от моря. В 1998 году на нем произошел пожар, и теплоход некоторое время был закрыт для туристов. В 2001 году его ждал капитальный ремонт, в результате которого на теплоходе разместился отель 4* на 110 номеров, а вдоль правого борта было построено декоративное озеро. Правда, внутренние интерьеры и внешний вид перестали соответствовать тому, что создали в далеком 1962 году французике кораблестроители и дизайнеры.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 21.11.2025 12:23
Комментарии 0
Наверх