Версия // Бизнес // Финансовые аналитики подозревают: компания Сергея Галицкого несётся к краху

Финансовые аналитики подозревают: компания Сергея Галицкого несётся к краху

27688

«Магнит» отталкивает

ТАСС
В разделе

С начала февраля крупнейшую торговую сеть в России «Магнит» сотрясают скандалы. Сначала её сотрудников обвинили в гибели питерской пенсионерки, затем уже саму компанию уличили в нарушении прав работников и продаже некачественных товаров. По мнению экспертов, очень многое говорит о том, что уже скоро сеть могут ждать тяжёлые времена.

По итогам прошлого года «Магнит» в очередной раз стал крупнейшим продуктовым ретейлером страны. В году текущем сеть, похоже, не намерена сдавать своих позиций: по обещаниям собственника – миллиардера Сергея Галицкого – количество магазинов, число которых приближается к 10 тыс., увеличится более чем на 2 тыс. единиц. «2015 год будет самый агрессивный год по открытиям», – пообещал Галицкий.

Впрочем, не исключено, что эти слова адресовались исключительно инвесторам, следящим за котировками акций «Магнита». Потому как почти для всех очевидно: текущая экономическая ситуация в стране вряд ли располагает к дальнейшей экспансии торговли. По мнению наблюдателей, в ближайшие годы ретейл будет снижать темпы развития в связи с резким снижением покупательской сопособности населения. К тому же все чаще сети сталкиваются с такой проблемой: открытие нового магазина влечёт за собой отток потребителей из действующей торговой точки.

С выручкой, которая у «Магнита» давно является предметом гордости, также возможны проблемы. Если сорвутся планы развития, то обеспечить рост сети должен будет такой показатель, как средний чек – количество денег, оставляемых потребителем в магазине. Но как он увеличится при подорожании товаров и одновременном падении доходов покупателей?

Работа на грани

В среде аналитиков финансовые результаты «Магнита» принято оценивать положительно. Компания активно развивается, показывает отличную выручку, генерирует чистую прибыль, пусть и с некоторым падением в рублёвом выражении.

На таком фоне даже ощутимый рост чистого долга принято игнорировать, а ведь он увеличился в течение прошлого года на 14% и достиг 132,3 млрд рублей, то есть более чем в два раза превысил величину собственных средств компании (61,1 млрд рублей, рост за год 12%)! Тем не менее пока уровень долговой нагрузки «Магнита» считается наблюдателями умеренным.

Долгое время сеть развивалась в регионах и только недавно пришла в столицу. Собственно, такая стратегия и принесла ретейлеру славу крупнейшего торгового предприятия. Однако сейчас провинция, и без того небогатая, беднеет стремительнее Москвы и тратит в магазинах всё меньше. К этому добавляется ещё одна проблема: в отличие от «Макдоналдса» «Магнит» практикует не приобретение площадей, а аренду помещений под свои торговые точки. То есть у сети мало собственности, из которой можно извлекать дополнительную прибыль, – разве что распределительные центры и автопарк.

В результате локомотивом прогресса «Магнита» остаётся непрекращающаяся экспансия. Но и она имеет свои пределы. И когда они будут достигнуты, у компании определённо появятся проблемы с «живыми» деньгами.

Бумага для игр

Логика развития ретейлера методом расширения своего присутствия предполагает постоянное присутствие на рынке финансовых заимствований. Надо сказать, «Магнит» прописался там уже давно – весной 2006-го компания провела первичное публичное размещение акций, осенью 2009-го – вторичное. И сейчас ценные бумаги компании постоянно находятся в фокусе внимания трейдеров.

По теме

Трейдеры деляться своими мнениями на профессиональных форумах: «Капитализация компании на 06.03.2015 составила чуть выше 1 трлн рублей. Пузырь дутый», «У компании только своя логистика, распредцентры, автопарк и немного своих магазинов – остальное всё в аренде. Какие 12 тыс. рублей за акцию? Люди, очнитесь!».

Собственно, «американские горки», на которых иногда катаются бумаги компании, также могут говорить о том, что эти акции не самое надёжное вложение. Когда «Магнит» только огласил в целом позитивный отчёт за прошлый год, они упали почти на 10%. Размах колебаний в этом году составил 26,7%.

Вероятно, значительное количество трейдеров уже начали рассматривать акции «Магнита» чисто как спекулятивный инструмент.

Тучи сгущаются

А то ли ещё будет. Не исключено, что всё более сильное давление на ретейлера и его акции будет оказывать активность государственных структур и общественности. Оно заметно усилилось с начала февраля, когда на всю страну прогремел случай в Кронштадте. Тогда директор местного «Магнита» заподозрила 81-летнюю блокадницу в краже и сдала её полицейским, на руках которых женщина и умерла.

Прошёл месяц – и новый скандал. Теперь уже в Барнауле, где сотрудники «Магнита» заперли двух 12-летних девочек в подсобке и удерживали их там до приезда родителей. Причина самоуправства та же – не подтвердившееся подозрение в краже. Данный инцидент не ограничился медиашумихой. Своё слово сказал и Общероссийский народный фронт, направивший обращения по данному факту в Генпрокуратуру и МВД. А представитель центрального штаба организации депутат Госдумы Михаил Старшинов и вовсе заявил о «регулярности» «преступлений, которые совершаются в помещениях магазинов сети «Магнит» и в которых участвуют сотрудники этой компании».

Не менее громко выступила и Федеральная служба по труду и занятости. В середине февраля Роструд объявил о намерении проверить «Магнит» на соблюдение трудового законодательства. В интерпретации ведомства, сеть приносит несчастье не только покупателям – под угрозой и персонал: торговая сеть имеет крайне высокий уровень производственного травматизма, в 2014 году на её предприятиях произошло 54 несчастных случая. «В том числе погибли 14 работников, зафиксированы 38 тяжёлых, один групповой и один лёгкий несчастный случай на производстве», – констатировал Роструд.

Вот и ещё один минус слишком стремительного развития.

Остаётся отметить, что слишком много «звоночков» раздалось в отношении «Магнита» за последнее время. Рано или поздно они составят ту критическую массу, которая столкнёт сеть с пути «агрессивного развития».

ЗАЁМ НА ЧУЖОЕ

Как обычно продают товар? Что ж тут удивительного, скажете вы: купил, перевёз, разрекламировал или красиво выставил на полке и, наконец, продал с маржой. А теперь разберёмся, как работают хитрые компании. В арендованном магазине продаются часто чужие товары. Хитрая компания не станет их покупать, она их возьмёт на реализацию. Продал – тогда уже оплатил товар поставщику, а маржу положил в карман. Удивитесь – это ещё не всё. Некоторым удаётся ещё и не сразу оплатить товар: в договор включают срок оплаты 10–30 дней. Деньги, вырученные за товар, тоже идут в карман и только спустя месяц возвращаются поставщику. А когда поставщик небольшой, то оплату можно и ещё на месяцок придержать – всё равно ему деться от крупной сети некуда, он даже жаловаться не станет. Хитро? Но остаются ещё ловкости. Чтобы не загружать свой склад и больше площадей отдавать под торговые помещения, можно товар на реализацию оставлять в... фурах поставщика. Бывают случаи, когда фуры неделями ждут разгрузки рядом с магазином. Товар, за который собираются рассчитаться через месяц после продажи, даже не спешат выгружать.

Двойной рычаг – это когда удаётся взять в долг средства на чужой актив. Как это? Не у всякого человека получается взять деньги в кредит в наше время. Сначала банк поинтересуется, сколько вы зарабатываете и чем владеете – чтобы понять, из чего вы собираетесь отдавать и что можно будет изъять в случае просрочки. А хитрым людям удаётся взять кредит только под будущие поступления. А поступления, напомним, ожидаются от товара, который даже не собирались выкупать. Вот и получается, что берётся кредит на товар, который тоже как бы в займе – финансисты называют подобную ситуацию «двойной рычаг».

Скажем осторожно: это очень рискованно. Вам верят и продолжают давать кредит, только если прибыль продолжает расти. Стоит заметить, что при таких хитросплетениях страшно даже не то, что выручка или прибыль компании начнёт падать, а то, что замедлится скорость роста прибыли. При замедлении темпов роста такие хитрые компании могут столкнуться с тем, что прежние кредитные линии не пролонгируют, а новых займов не дадут. И тогда компания лопается: своего-то так ничего и нет.

Туристические компании, лопавшиеся одна за другой, грешили именно этим:

брали кредиты, чтобы рекламировать и продавать туры и билеты, ещё не заплатив отелям и авиакомпаниям. Чуть поток туристов стал падать – пошла череда банкротств.

Поставщики и кредиторы считают, что «Магнит» использует большинство уловок «хитрой компании» и, вероятно, давно работает с двойным рычагом. Монстра, открывшего в малых городах России единственные супермаркеты своей сети с низкими ценами, может подвести не кто иной, как он сам. Просто технология, использованная им при росте компании, таит в себе гигантские риски на падающем рынке.

КСТАТИ

Основатель и главный акционер ЗАО «Тандер» (головная компания сети «Магнит») Сергей Галицкий также является инициатором создания и владельцем ФК «Краснодар». В середине октября прошлого года внимание СМИ привлекла заметная активизация поставщиков «Магнита» вокруг футбольного клуба. Многие из них неожиданно стали его партнёрами.

Как выяснило агентство РБК, в финансировании «Краснодара» стали участвовать производители растительного масла, майонеза и кетчупа «Эфко», мяса и колбас «Черкизово», детского питания «Прогресс», майонеза НМЖК, чая «Май», соков «Сады Придонья», минеральной воды «Висма».

Они присоединились к уже имевшимся спонсорам – производителю кондитерских изделий Constell Group, бытовой химии Nefis и соусов Mr. Ricco.

Наблюдатели удивились такой нецелевой трате рекламных бюджетов, поскольку основные покупатели майонеза и детского питания – женщины, за футболом обычно не следящие.

Справка

Крупнейшие продуктовые ретейлеры России

«Магнит» возглавил список гигантов продуктовой торговли в 2013 году и с тех пор не уступает пальму первенства никому.

В 2014-м «Магнит» показал примечательный, хотя и не рекордный рост выручки на рынке – 31,6% по сравнению с 2013 годом.

У находящейся на втором месте X5 Retail Group – 18,6%, у Auchan – 19,8%.

Куда интереснее динамика у группы компаний «Дикси», потеснившей с четвёртого места Metro Cash & Carry, – 27%. В то же время менеджмент ретейлера утверждает, что не гонится за конкурентами, ему важнее «прибыльный рост бизнеса».

Не менее впечатляющие результаты показывает расположенная на пятом месте «Лента» – 34% роста.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 23.03.2015 11:27
Комментарии 1
Наверх