С начала февраля крупнейшую торговую сеть в России «Магнит» сотрясают скандалы. Сначала её сотрудников обвинили в гибели питерской пенсионерки, затем уже саму компанию уличили в нарушении прав работников и продаже некачественных товаров. По мнению экспертов, очень многое говорит о том, что уже скоро сеть могут ждать тяжёлые времена.
По итогам прошлого года «Магнит» в очередной раз стал крупнейшим продуктовым ретейлером страны. В году текущем сеть, похоже, не намерена сдавать своих позиций: по обещаниям собственника – миллиардера Сергея Галицкого – количество магазинов, число которых приближается к 10 тыс., увеличится более чем на 2 тыс. единиц. «2015 год будет самый агрессивный год по открытиям», – пообещал Галицкий.
Впрочем, не исключено, что эти слова адресовались исключительно инвесторам, следящим за котировками акций «Магнита». Потому как почти для всех очевидно: текущая экономическая ситуация в стране вряд ли располагает к дальнейшей экспансии торговли. По мнению наблюдателей, в ближайшие годы ретейл будет снижать темпы развития в связи с резким снижением покупательской сопособности населения. К тому же все чаще сети сталкиваются с такой проблемой: открытие нового магазина влечёт за собой отток потребителей из действующей торговой точки.
С выручкой, которая у «Магнита» давно является предметом гордости, также возможны проблемы. Если сорвутся планы развития, то обеспечить рост сети должен будет такой показатель, как средний чек – количество денег, оставляемых потребителем в магазине. Но как он увеличится при подорожании товаров и одновременном падении доходов покупателей?
Работа на грани
В среде аналитиков финансовые результаты «Магнита» принято оценивать положительно. Компания активно развивается, показывает отличную выручку, генерирует чистую прибыль, пусть и с некоторым падением в рублёвом выражении.
На таком фоне даже ощутимый рост чистого долга принято игнорировать, а ведь он увеличился в течение прошлого года на 14% и достиг 132,3 млрд рублей, то есть более чем в два раза превысил величину собственных средств компании (61,1 млрд рублей, рост за год 12%)! Тем не менее пока уровень долговой нагрузки «Магнита» считается наблюдателями умеренным.
Долгое время сеть развивалась в регионах и только недавно пришла в столицу. Собственно, такая стратегия и принесла ретейлеру славу крупнейшего торгового предприятия. Однако сейчас провинция, и без того небогатая, беднеет стремительнее Москвы и тратит в магазинах всё меньше. К этому добавляется ещё одна проблема: в отличие от «Макдоналдса» «Магнит» практикует не приобретение площадей, а аренду помещений под свои торговые точки. То есть у сети мало собственности, из которой можно извлекать дополнительную прибыль, – разве что распределительные центры и автопарк.
В результате локомотивом прогресса «Магнита» остаётся непрекращающаяся экспансия. Но и она имеет свои пределы. И когда они будут достигнуты, у компании определённо появятся проблемы с «живыми» деньгами.
Бумага для игр
Логика развития ретейлера методом расширения своего присутствия предполагает постоянное присутствие на рынке финансовых заимствований. Надо сказать, «Магнит» прописался там уже давно – весной 2006-го компания провела первичное публичное размещение акций, осенью 2009-го – вторичное. И сейчас ценные бумаги компании постоянно находятся в фокусе внимания трейдеров.
По итогам первого квартала чистый убыток ПАО «КАМАЗ» составил 12,46 млрд рублей, тогда как год назад за этот же период предприятие получило 1,44 млрд рублей прибыли.
Трейдеры деляться своими мнениями на профессиональных форумах: «Капитализация компании на 06.03.2015 составила чуть выше 1 трлн рублей. Пузырь дутый», «У компании только своя логистика, распредцентры, автопарк и немного своих магазинов – остальное всё в аренде. Какие 12 тыс. рублей за акцию? Люди, очнитесь!».
Собственно, «американские горки», на которых иногда катаются бумаги компании, также могут говорить о том, что эти акции не самое надёжное вложение. Когда «Магнит» только огласил в целом позитивный отчёт за прошлый год, они упали почти на 10%. Размах колебаний в этом году составил 26,7%.
Вероятно, значительное количество трейдеров уже начали рассматривать акции «Магнита» чисто как спекулятивный инструмент.
Тучи сгущаются
А то ли ещё будет. Не исключено, что всё более сильное давление на ретейлера и его акции будет оказывать активность государственных структур и общественности. Оно заметно усилилось с начала февраля, когда на всю страну прогремел случай в Кронштадте. Тогда директор местного «Магнита» заподозрила 81-летнюю блокадницу в краже и сдала её полицейским, на руках которых женщина и умерла.
Прошёл месяц – и новый скандал. Теперь уже в Барнауле, где сотрудники «Магнита» заперли двух 12-летних девочек в подсобке и удерживали их там до приезда родителей. Причина самоуправства та же – не подтвердившееся подозрение в краже. Данный инцидент не ограничился медиашумихой. Своё слово сказал и Общероссийский народный фронт, направивший обращения по данному факту в Генпрокуратуру и МВД. А представитель центрального штаба организации депутат Госдумы Михаил Старшинов и вовсе заявил о «регулярности» «преступлений, которые совершаются в помещениях магазинов сети «Магнит» и в которых участвуют сотрудники этой компании».
Не менее громко выступила и Федеральная служба по труду и занятости. В середине февраля Роструд объявил о намерении проверить «Магнит» на соблюдение трудового законодательства. В интерпретации ведомства, сеть приносит несчастье не только покупателям – под угрозой и персонал: торговая сеть имеет крайне высокий уровень производственного травматизма, в 2014 году на её предприятиях произошло 54 несчастных случая. «В том числе погибли 14 работников, зафиксированы 38 тяжёлых, один групповой и один лёгкий несчастный случай на производстве», – констатировал Роструд.
Вот и ещё один минус слишком стремительного развития.
Остаётся отметить, что слишком много «звоночков» раздалось в отношении «Магнита» за последнее время. Рано или поздно они составят ту критическую массу, которая столкнёт сеть с пути «агрессивного развития».
ЗАЁМ НА ЧУЖОЕ
Как обычно продают товар? Что ж тут удивительного, скажете вы: купил, перевёз, разрекламировал или красиво выставил на полке и, наконец, продал с маржой. А теперь разберёмся, как работают хитрые компании. В арендованном магазине продаются часто чужие товары. Хитрая компания не станет их покупать, она их возьмёт на реализацию. Продал – тогда уже оплатил товар поставщику, а маржу положил в карман. Удивитесь – это ещё не всё. Некоторым удаётся ещё и не сразу оплатить товар: в договор включают срок оплаты 10–30 дней. Деньги, вырученные за товар, тоже идут в карман и только спустя месяц возвращаются поставщику. А когда поставщик небольшой, то оплату можно и ещё на месяцок придержать – всё равно ему деться от крупной сети некуда, он даже жаловаться не станет. Хитро? Но остаются ещё ловкости. Чтобы не загружать свой склад и больше площадей отдавать под торговые помещения, можно товар на реализацию оставлять в... фурах поставщика. Бывают случаи, когда фуры неделями ждут разгрузки рядом с магазином. Товар, за который собираются рассчитаться через месяц после продажи, даже не спешат выгружать.
Двойной рычаг – это когда удаётся взять в долг средства на чужой актив. Как это? Не у всякого человека получается взять деньги в кредит в наше время. Сначала банк поинтересуется, сколько вы зарабатываете и чем владеете – чтобы понять, из чего вы собираетесь отдавать и что можно будет изъять в случае просрочки. А хитрым людям удаётся взять кредит только под будущие поступления. А поступления, напомним, ожидаются от товара, который даже не собирались выкупать. Вот и получается, что берётся кредит на товар, который тоже как бы в займе – финансисты называют подобную ситуацию «двойной рычаг».
Скажем осторожно: это очень рискованно. Вам верят и продолжают давать кредит, только если прибыль продолжает расти. Стоит заметить, что при таких хитросплетениях страшно даже не то, что выручка или прибыль компании начнёт падать, а то, что замедлится скорость роста прибыли. При замедлении темпов роста такие хитрые компании могут столкнуться с тем, что прежние кредитные линии не пролонгируют, а новых займов не дадут. И тогда компания лопается: своего-то так ничего и нет.
Туристические компании, лопавшиеся одна за другой, грешили именно этим:
брали кредиты, чтобы рекламировать и продавать туры и билеты, ещё не заплатив отелям и авиакомпаниям. Чуть поток туристов стал падать – пошла череда банкротств.
Поставщики и кредиторы считают, что «Магнит» использует большинство уловок «хитрой компании» и, вероятно, давно работает с двойным рычагом. Монстра, открывшего в малых городах России единственные супермаркеты своей сети с низкими ценами, может подвести не кто иной, как он сам. Просто технология, использованная им при росте компании, таит в себе гигантские риски на падающем рынке.
КСТАТИ
Основатель и главный акционер ЗАО «Тандер» (головная компания сети «Магнит») Сергей Галицкий также является инициатором создания и владельцем ФК «Краснодар». В середине октября прошлого года внимание СМИ привлекла заметная активизация поставщиков «Магнита» вокруг футбольного клуба. Многие из них неожиданно стали его партнёрами.
Как выяснило агентство РБК, в финансировании «Краснодара» стали участвовать производители растительного масла, майонеза и кетчупа «Эфко», мяса и колбас «Черкизово», детского питания «Прогресс», майонеза НМЖК, чая «Май», соков «Сады Придонья», минеральной воды «Висма».
Они присоединились к уже имевшимся спонсорам – производителю кондитерских изделий Constell Group, бытовой химии Nefis и соусов Mr. Ricco.
Наблюдатели удивились такой нецелевой трате рекламных бюджетов, поскольку основные покупатели майонеза и детского питания – женщины, за футболом обычно не следящие.
Крупнейшие продуктовые ретейлеры России
«Магнит» возглавил список гигантов продуктовой торговли в 2013 году и с тех пор не уступает пальму первенства никому.
В 2014-м «Магнит» показал примечательный, хотя и не рекордный рост выручки на рынке – 31,6% по сравнению с 2013 годом.
У находящейся на втором месте X5 Retail Group – 18,6%, у Auchan – 19,8%.
Куда интереснее динамика у группы компаний «Дикси», потеснившей с четвёртого места Metro Cash & Carry, – 27%. В то же время менеджмент ретейлера утверждает, что не гонится за конкурентами, ему важнее «прибыльный рост бизнеса».
Не менее впечатляющие результаты показывает расположенная на пятом месте «Лента» – 34% роста.
Это не корректная информация. X5 Retail group уже давно обогнала Тандер и эта компания уже давно не конкурент X5. А 06.09.2023 года Арбитражный суд Краснодарского края принял заявление о признании ЗАО "Тандер" банкротом. Это результат управления полных кретинов в топ-менеджменте Тандер.