// // Единый день региональных выборов гарантирует победу ЕР и дестабилизацию общества

Единый день региональных выборов гарантирует победу ЕР и дестабилизацию общества

396

Численное преимущество

Фото: Лаура Ильина
Фото: Лаура Ильина
В разделе

Госдума приняла закон, по которому любые региональные и муниципальные выборы с 2013 года будут проводиться только в один-единственный день в году – второе воскресенье сентября. Бурно протестовавшие против этой даты фракции КПРФ и «Справедливая Россия» (СР) считают, что она была выбрана в интересах «Единой России» (ЕР). Ведь и выборы, и предвыборная кампания станут приходиться на сезон отпусков и дач – время максимального безразличия граждан к политическим баталиям. А это значит, что ЕР будет легче, чем в другие месяцы, включив административный ресурс, обеспечить победу своего кандидата.

Начиная с 90-х и до середины нулевых выборы – федеральные, региональные, местные – назначались вообще в любой календарный день в году независимо друг от друга. В 2006 году этот калейдоскоп выборов, сменяющих друг друга, радующий кошелёк политтехнологов, был прекращён. В России было установлено лишь два дня голосования – второе воскресенье марта и второе воскресенье декабря. В первую из этих дат выбирают президента, во вторую – депутатов Госдумы. Все прочие – региональные и местные – выборы теперь в обязательном порядке приурочивают к одной из этих дат.

Так продолжалось последние шесть лет. Но волей ЕР начиная со следующего года для региональных и местных выборов будет установлена своя, особая дата – второе воскресенье сентября. Лишь во время думских выборов – раз в пять лет – местные и региональные кампании будут совмещаться с федеральной кампанией, так что день выборов станет выпадать на декабрь. Ничто другое, даже мартовские президентские выборы, не заставят изменить эту сентябрьскую дату…

Любопытно, что законопроект об одном едином дне голосования был внесён не ЕР, а фракцией ЛДПР. Вот только речь в нём шла о четвёртом воскресенье марта. По словам одного из авторов – Максима Рохмистрова, «люди устают от того, что не успеет пройти день голосования, как начинается подготовка к следующему, к тому же один день выборов позволит экономить бюджетные затраты».

Тогда, в 2010 году, власть посчитала эту инициативу лишней. И правительство, и думский Комитет по местному самоуправлению вынесли законопроекту отрицательный отзыв – мол, может получиться так, что на какой-то территории гражданам придётся голосовать больше чем по четырём избирательным бюллетеням, что запрещено законом. Однако прошло два года, и ситуация резко изменилась. С осени прошлого года в стране начался резкий рост протестного движения, не сулящий ничего хорошего ЕР. Последней каплей стала победа 1 апреля на выборах мэра Ярославля оппозиционного кандидата Евгения Урлашова, которая была обеспечена присутствием на выборах тысяч наблюдателей, приехавших в том числе и из прочих областей.

В итоге уже 5 апреля тогдашний президент РФ Дмитрий Медведев высказался за один-единственный день голосования в году, вот только предложил установить его не в марте, а во второе воскресенье сентября. Сказано – сделано. «Единороссы», уже не считаясь с «правилом четырёх бюллетеней», спешно одобрили законопроект в первом чтении, а ко второму чтению внесли в него поправку, меняющую мартовский день выборов на сентябрьский. Своё предложение ЕР обосновала соображениями финансового свойства – дескать, регионы свои бюджеты начинают формировать с октября, и выбирать власть нужно до старта этого процесса, то есть в сентябре. Однако так и остаётся непонятным, зачем надо было менять первоначальный замысел – чем плоха мартовская дата? Ведь в этом случае законодательный орган успел бы ещё больше войти в курс дела до формирования бюджета.

По теме

Впрочем, ЛДПР охотно согласилась с кардинальной правкой своей идеи. Один из авторов законопроекта – Сергей Иванов заверил, что март для ЛДПР «непринципиален», он тоже не очень удобный месяц, потому что начало избирательной кампании приходится на новогодние каникулы, во многих регионах зимой трудно добраться до сёл и деревень, а «летом легче листовки разносить».

Однако истинная причина замены марта на сентябрь весьма очевидна – выгода для ЕР, причём сразу по двум основаниям. Во-первых, предвыборная кампания будет неизбежно приходиться на разгар лета, а её финиш – на его окончание. И родителям школьников, и отдыхающим в эти дни будет не до партийных баталий. Во-вторых, дата голосования – второе воскресенье сентября – ещё отпускной, бархатный сезон для небюджетного «среднего класса», который, как правило, голосует не за ЕР и составляет значительную долю наблюдателей от оппозиции. Зато врачи и учителя, к которым так легко применить административный ресурс, в сентябре уже находятся на рабочих местах. Получается, что ЕР одним выстрелом нового закона убивает сразу двух зайцев, добиваясь и снижения протестной явки, и более бесконтрольного использования административного ресурса. Что ж, в победе все средства хороши, если уж по-другому её добиться становится затруднительно…

Думская оппозиция в лице КПРФ и СР, разумеется, выступила против принятия закона. Координатор фракции КПРФ Сергей Решульский назвал его «умышленной попыткой создать преференции одной политической силе». О том же заявил депутат Госдумы от СР Михаил Емельянов: Депутат Госдумы от СР Олег Михеев риторически вопрошает: «Кто будет читать предвыборные материалы в августе, в период массовых отпусков? Цель инициативы – снижение легитимности выборов в России и их полное уничтожение как процедуры. С таким же успехом выборы можно проводить 2 января, когда явка составит 1%».

Пока невозможно подтвердить фактами этот прогноз о непременном снижении явки на сентябрьских выборах. Ведь до сих пор в этот месяц они практически не проводились. Но примерное представление о верности оппозиционных предсказаний можно сделать хотя бы по результатам недавних – июньских выборов мэров в Омске и Красноярске. В обоих этих сибирских городах явка избирателей составила меньше 20%, что и позволило обеспечить победу кандидатам от ЕР. Причём в Омске, где сейчас на выборы пришли 17% горожан, имеющих право голоса, явка на прошлогодних выборах в Госдуму составила 56%, а на мартовских выборах президента – 62%.

Ещё один пример ведения такой «летней» кампании – прошлогодняя уверенная победа Валентины Матвиенко на местных питерских выборах в «Красненькой речке» при низкой явке, несмотря на крайне низкий рейтинг экс-губернатора в среде рассерженных петербуржцев. Похоже, летний сезонный фактор, выгодный для партии власти, действительно существует. Без сомнения, выборы в сентябре будут отличаться не большей явкой.

Ещё один плюс новации для власти – это почти полная монополизация агитационного пространства. На эту тему резко выступил секретарь ЦК КПРФ по юридическим вопросам Вадим Соловьёв: «Это будет похоронами выборов вообще. Весь период агитации будет выпадать на август и первые две недели сентября, когда отдыхают и избиратели, и доступные оппозиции СМИ. У них основное агитационное поле – телеканалы, которые работают и летом, а у нас – газеты и листовки, но поскольку люди летом уезжают из города, агитационная продукция до них не дойдёт. Кроме того, в сентябре традиционно убирают урожай и копают картошку. Явка на сентябрьские выборы будет минимальной. Это выгодно только ЕР, так как для неё чем меньше явка – тем ей лучше. В руках ЕР сосредоточен огромный административный ресурс. Она мобилизует чиновников, студентов, пенсионеров, инвалидов и обеспечит себе таким образом явку того электората, который она контролирует. ЕР понимает, что по старым правилам игры играть больше не может, так как получаемые ею результаты не устраивают Кремль».

Есть и ещё одна проблема. Как летом будут собираться подписи муниципальных депутатов для выдвижения кандидатов в губернаторы, когда на селе это время – период традиционных полевых работ? Для кандидатов от ЕР, естественно, процесс пройдёт проще: задействуют административный ресурс, спустят директиву сверху и соберут столько подписей, сколько необходимо. А для остальных претендентов уже включится процесс «искусственного» отбора в ручном режиме.

Впрочем, руководитель региональных программ Фонда развития информационной политики Александр Кынев считает: «Новый закон может обернуться и против самой власти. Отказ мерить общественные настроения выборами хотя бы дважды в год чреват дальнейшей дестабилизацией ситуации в стране. Вероятная низкая явка на сентябрьских выборах будет вести к дальнейшей делегитимизации избираемых органов власти, доверие граждан к которым и без того невысоко. Ситуация в целом недовольного и наполненного тревожными ожиданиями общества 2011–2012-го радикально отличается от ситуации сытости гражданского неучастия 2007 года».

Это же констатирует и председатель СР Николай Левичев: «Градоначальника Омска избрали 8,4% жителей. Является ли такой мэр легитимным? Это вызывает большие вопросы. Боюсь, что к органам власти, избранным в новый единый день для голосования в сентябре, вопросов будет ещё больше. ЕР думает, что вечно будет партией власти и станет использовать административный ресурс. Но через год политическая ситуация может измениться. Тогда посмотрим, что они скажут»...

Опубликовано:
Отредактировано: 02.07.2012 14:19
Копировать текст статьи
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх