Версия // Власть // Девальвация рубля обернётся ростом цен даже на отечественные товары

Девальвация рубля обернётся ростом цен даже на отечественные товары

2063

Импорт негатива

Фото: ИТАР-ТАСС
В разделе

Девальвация рубля, которую продолжают проводить российские власти, – процесс запланированный и всячески одобренный на самом высоком уровне. Одной из главных целей ослабления национальной валюты традиционно называют помощь российским производителям: когда падает курс рубля, товары и услуги становятся более дешёвыми на внешнем рынке. Однако пока нет никаких предпосылок для оптимизма по поводу наших торговых отношений с другими странами: в связи с кризисом потребление падает везде, и на успех может рассчитывать очень узкая группа товаров, если они действительно подешевеют. Внутренние цены продолжают расти, причём не только на импортную продукцию, но и на российскую.

Максим Клягин, аналитик компании «Финам Менеджмент», считает: девальвация станет одним из локомотивов, который потянет цены ещё больше вверх. «Импортные товары существенно подорожают, а ведь на долю импорта приходится примерно 2/3 всего российского розничного товарооборота», – делится эксперт своими ожиданиями. В «Финаме» полагают, что в течение всего этого года цены на потребительские товары и услуги будут расти достаточно высокими темпами – в диапазоне 1,5–2,5% в месяц. Вице-премьер и министр финансов Алексей Кудрин подтвердил расчёты аналитиков: в январе инфляция составила 2,4%, а по итогам года Минфин ожидает показатель 13%.

Потребительскому сектору придётся тяжелее всего: там очень высока доля иностранных товаров и их составляющих в российской продукции. Поскольку кризис не является локальной проблемой России и даже нашего континента, стоимость материалов, комплектующих и составляющих увеличивается в Европе, Азии, США; соответственно к нам они прибывают ещё и с наценкой. Поэтому в ближайшее время стоит ожидать роста цен на всё, что содержит в себе хоть какую-то часть импортных компонентов. Например, В таких группах непродовольственных товаров, как одежда, обувь, косметика и парфюмерия, бытовая техника, тоже весьма высока доля импорта, поэтому, несмотря на сокращение спроса на них, их стоимость будет расти весьма высокими темпами. Так, в прошлом году большинство категорий непродовольственных товаров подорожали в среднем на 10% , в текущем году эта динамика усилится. Вероятно, также высокими темпами продолжат дорожать импортные медикаменты, цены на которые по итогам прошлого года выросли на 16,4%, а российских аналогов зачастую не имеется.

Максим Клягин из «Финама» уверен: «К концу 2009 года стоимость минимального набора продуктов питания, которая в декабре 2008 года в среднем по России составила 2116,4 рубля, может вырасти примерно на 15%».

Импортные товары на прилавках отечественных магазинов уже по большей части лежат с новыми ценниками, на которых цифры отличаются в большую сторону от прошлогодних. Дело в том, что поставщики и ретейлеры закупают партии, цена на которые номинирована в долларах, а в розницу товар поступает с рублёвой ценой. В итоге стоимость пересчитывается из-за продолжающегося ослабления национальной валюты, и это даже не товарно-производственный момент, а лишь финансово-расчётный. Скоро за импортным дорожающим ассортиментом подтянется и отечественный.

«Происходить это будет не только в силу ориентации на зарубежные товары-аналоги. Снижение рубля даст толчок общей инфляции, а инфляционный рост издержек будет подстёгивать стремление предприятий к увеличению отпускных цен», – говорит Николай Подлевских, начальник аналитического отдела «Церих Кэпитал Менеджмент».

Рост цен отечественных товаров будет происходить с существенной задержкой по отношению к импортным, что даст отечественным производителям некоторую фору по отношению к зарубежным коллегам по цеху. При условии преимущества в цене шанс имеют производители базовых товаров, а также продуктов питания. Россияне уже стараются меньше тратить, даже те, кто пока не потерял работу и не попал под сокращение зарплат.

По теме

Недавно Департамент потребительского рынка и услуг Москвы обнародовал информацию, что по сравнению с концом лета на 10–20% уменьшились суммы, которые москвичи тратят на покупку продуктов. При этом объём покупательского спроса не изменился, просто из нескольких позиций в ассортиментном ряду покупатели теперь предпочитают более дешёвый вариант, чем раньше. Примерно такая же тенденция сейчас наблюдается и в регионах, хотя весомой выборки статистики по покупкам пока нет.

Даже сами производственники признают: во время прошлого кризиса в 1998 году российская продукция покупалась вместо заграничной не из-за её качественных преимуществ, а только из-за цены. Возможно, многие россияне и готовы поддержать патриотический лозунг «покупай отечественное», но разрыв в качественном подходе к производству некоторых вещей слишком велик, чтобы идти на компромиссы. Как правило, зарубежная вещь выбирается в ряду предложенных товаров, когда для её производства требуются высокие технологии, современное оборудование или инновационный подход. Чтобы развивать такие сильные стороны своей продукции, нашим предприятиям нужны деньги, которых сейчас, естественно, нет, поэтому вряд ли кому-то удастся привлечь симпатии покупателя на свою сторону в долгосрочной перспективе – только если на период кризиса.

Например, автомобильная промышленность пока никак не использует образовавшуюся возможность отобрать хотя бы небольшую долю рынка у зарубежных конкурентов – производителей недорогих иномарок. Поскольку пошлины на иномарки были повышены, ожидается бешеный рост цен на сами машины. Когда премьер-министр Владимир Путин призвал население пересаживаться на отечественные авто, логично было бы ожидать, что хоть кто-то последует этому совету. Но сами компании не торопятся идти навстречу своему потребителю и зацепить его выгодным предложением. Ведущий производитель российских машин компания «АвтоВАЗ», заявила: все авто, выпущенные в 2009 году, станут на 2,45% дороже таких же моделей, выпущенных в году прошедшем. Своё решение автогигант объясняет тем, что существенно подорожали импортные комплектующие, которые закупаются за доллары при дешевеющем рубле. Кроме того, руководство АвтоВАЗа недовольно снижающейся прибылью, процесс этот подстегнуло в том числе катастрофическое падение спроса. Так, по сравнению с январём 2008 года, когда АвтоВАЗ продал 46,6 тыс. единиц, к этому январю реализация машин снизилась на 37,5% – до 29,1 тысячи. Такой отток покупателей компания объясняет кризисом, возможно, в ближайшие год-два удастся несколько поправить ситуацию: всё-таки иномарки резко вырастут в цене уже совсем скоро, а значит, станут недоступными для многих россиян.

В агентстве «Автостат» подсчитали, что уже в марте-апреле цены на большинство иномарок, продаваемых на российском рынке, увеличатся на 30–40%. Только за январь рублёвые цены поднялись на 5–7%, но это произошло по причине ослабления рубля. Многие автодилеры уже закрепили стоимость продаваемых машин в долларах или евро, а значит, чем больше будет падать рубль, тем дороже российскому покупателю обойдётся зарубежное средство передвижения. Пока что изменение цифр в салонах, действительно, заметно только на импортных моделях, но скоро подтянутся и отечественные: слишком много ввозных иностранных комплектующих используется в работе. Даже кондиционеры и усилители у нас корейские, а системы впрыска – немецкие. При этом собранная из заграничных кусочков мозаика по-прежнему не устраивает многих потребителей, поэтому они не станут покупать российские автомобили, а подождут окончания кризиса и улучшения своего материального положения.

Увы, зарубежные составляющие используются не только для производства дорогих вещей, без которых в кризисное время российская семья может обойтись. Пищевая промышленность ожидает, что в скором времени подорожают молоко и молочные продукты. В декабре «молочников» порадовали новым техрегламентом: теперь всё, что не является натуральным цельным молоком, должно официально именоваться «молочным напитком». Однако молоко 6-процентной жирности в принципе не изготовляется без сухого концентрата. Скоро этот новоиспечённый напиток несколько подорожает, поскольку вырастет в цене импортируемый из Европы сухой порошок – его закупают за доллары и евро. Кроме того, с марта повышаются с 15% до 20% таможенные пошлины на молоко и сгущённые сливки. На сливочное масло и прочие жиры и масла, изготовленные из молока, и молочные пасты пошлина будет составлять, как и сейчас, 15% таможенной стоимости, но не менее 0,35 евро за 1 килограмм (раньше было не менее 0,22 евро). Возможно, в скором времени отечественная «молочка» действительно потеснит импортные аналоги в магазинах и покупательских тележках, тем более что многие супермаркеты уже меняют ассортимент в сторону более бюджетных позиций.

Но вряд ли, как в 1998 году, мы будем наблюдать какое-то заметное импортозамещение. Тогда девальвация помогла вырасти российской промышленности, потому что хозяева предприятий смогли загрузить простаивавшие в 90-е заводы и фабрики, и это было востребовано потребителем. Сейчас управление производственными мощностями более взвешенное, простаивающие цеха закрывают насовсем или сокращают рабочий день сотрудникам. Да и с увеличением амбиций отечественных бизнесменов многие товары, которые действительно качественны и заслуживают внимания, практически сравнялись в цене с импортными аналогами. Впереди у российских производителей жестокая конкурентная борьба за клиента, и главным фактором будет цена. Пока что правительство поддерживает наших: кажется, скоро без огромных пошлин ввозить можно будет только воздух.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 16.02.2009 14:00
Комментарии 0
Наверх