// // К чему приведёт реформирование ОДКБ

К чему приведёт реформирование ОДКБ

297

К войне готовы!

Идея усилить военную составляющую организации принадлежит Дмитрию Медведеву
Фото: ИТАР-ТАСС
Идея усилить военную составляющую организации принадлежит Дмитрию Медведеву Фото: ИТАР-ТАСС
В разделе

Военно-политические инициативы российского руководства на прошлой неделе получили одобрение со стороны наших соседей – стран СНГ. В минувший вторник Белоруссия и Россия подписали соглашение о создании единой региональной системы противовоздушной обороны. Следом за этим партнёры по Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ) поддержали идею о создании Коллективных сил оперативного реагирования (КСОР) – совместных вооружённых сил стран – участниц Договора. Таким образом, всё более отчётливо вырисовываются контуры возможного полноценного альянса на постсоветском пространстве. Насколько реалистичны эти планы, оценивал корреспондент «Нашей Версии».

Не секрет, что готовность наших партнёров по СНГ поддержать некоторые из российских инициатив в определённой степени связана с кризисной ситуацией, сложившейся в этих странах, и возможностями Москвы помочь им в решении текущих экономических проблем. Так, во вторник в российской столице состоялось заседание Высшего госсовета Союзного государства России и Белоруссии, на котором подписано соглашение о создании единой системы ПВО и совместной охране внешних границ. Одновременно было принято решение о предоставлении Россией Белоруссии второго транша кредита – 1 млрд. долларов. Характерно, что до кризиса общую систему ПВО Москва и Минск не могли юридически оформить более 10 лет, хотя де-факто она существовала и вполне эффективно функционировала.

Буквально на следующий день президент Киргизии Курманбек Бакиев объявил о закрытии американской военной базы «Ганси» в бишкекском аэропорту Манас. Это заявление киргизский лидер сделал после переговоров с Дмитрием Медведевым в Москве. Объясняя мотивы решения, Бакиев посетовал, что не удалось найти взаимопонимания с американскими партнёрами о материальной компенсации. С Кремлём решить этот вопрос оказалось проще: Россия предоставляет Киргизии безвозмездную финансовую помощь в размере 150 млн. долларов, льготный кредит 300 млн. долларов, а также вкладывает 1,7 млрд. долларов в строительство Камбаратинской ГЭС. Также Москва согласилась списать киргизский долг в размере 180 млн. долларов.

И уже в среду в российской столице состоялся саммит ОДКБ, на котором все семь лидеров стран-участниц поддержали идею создания коллективных сил оперативного реагирования (КСОР). Интригой форума обещала стать позиция главы Таджикистана Эмомали Рахмона, который за пару дней до этого отказался приезжать на переговоры с Дмитрием Медведевым, сославшись на сложную ситуацию в стране. Однако по некоторой информации, ситуация в Таджикистане здесь была ни при чём. Рахмон, дескать, обиделся на одно из высказываний президента России по поводу энергетического конфликта между Таджикистаном и Узбекистаном. Но в конце концов Рахмон и на саммит прилетел, и планы по развёртыванию КСОР поддержал.

Согласно этим планам страны – участницы договора сформируют совместные военные силы, что означает преобразование ОДКБ в перспективе в реальный военно-политический блок. Костяк будущего армейского подразделения составят 98-я гвардейская дивизия воздушно-десантных войск и 31-я гвардейская штурмовая бригада ВДВ России. Кроме того, в дальнейшем в состав сил предлагается ввести подразделения МЧС и, возможно, МВД. Казахстан намеревается выделить в состав войск десантно-штурмовую бригаду, а остальные страны-участницы предоставят по батальону. В отсутствие кризисных ситуаций соединения будут подчиняться национальному командованию. В ином случае – приказам Совета коллективной безопасности ОДКБ, который находится в России, равно как и будущее место постоянной дислокации соединений КСОР.

Напомним, что идея усиливать военную составляющую организации принадлежит Дмитрию Медведеву. После югоосетинского конфликта именно он пообещал «углублять коалиционное военное строительство». При этом российская сторона постоянно заявляет о некорректности сравнения ОДКБ с НАТО. Официально задачами КСОР заявлены борьба с терроризмом, наркотрафиком и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций. Но никто особенно и не скрывает, что главная цель создания коллективных сил – сделать из ОДКБ рычаг противодействия дальнейшему укреплению Североатлантического альянса на постсоветском пространстве. В частности, планируется внести в нормативные документы организации положение о приоритете обязательств внутри организации перед любыми договорами о военном сотрудничестве с другими странами.

По теме

Главный вопрос в том, насколько готовы союзники по ОДКБ поддержать Россию в позиционном противостоянии с Североатлантическим альянсом.

ВЕРСИЯ ПЕРВАЯ: ОДКБ превратится в полноценный военно-политический союз

Для ОДКБ создание сил оперативного реагирования станет серьёзным шагом вперёд. Если раньше военно-политическое сотрудничество имело место преимущественно на бумаге, то теперь у стран-участниц появятся реальные обязательства, которые требуется исполнять. Кроме того, формированию союза способствует то обстоятельство, что США сейчас не до постсоветского пространства и образовавшийся вакуум заполнить проще, чем вытеснять серьёзного соперника. И, судя по всему, у нас есть ещё запас времени, прежде чем по ту сторону Атлантики вспомнят об интересах на просторах бывшего СССР. Во-вторых, как уже упоминалось, страны СНГ остро нуждаются в заёмных средствах, ради получения которых многие из них готовы пойти на многое. В частности, если ещё недавно прозападный вектор «посттюльпановой» Киргизии никем не ставился под сомнение, то теперь Бишкек готов выслать американских военных со своей территории.

Кроме того, для стран ОДКБ планы укрепления сотрудничества с Россией выгодны и тем, что таким образом они модернизируют свои вооружённые силы, хотя бы частично. И, если российское руководство сможет грамотно распорядиться сложившейся ситуацией, есть шансы на превращение ОДКБ из аморфной структуры в геополитическую силу. Пусть даже и на региональном уровне. И в этом смысле стоит перенимать опыт НАТО, в который легко войти, но вот выйти из него – почти невозможно.

Вероятность: 35%

ВЕРСИЯ ВТОРАЯ: Противовеса НАТО не получится

Несмотря на рывок, совершённый в ходе саммита, организации до оформления ОДКБ в качестве реальной военно-политической силы ещё очень далеко. Мотивация российской стороны вполне прозрачна: поставить заслон на пути НАТО. Однако наши союзники отнюдь не горят желанием выступать в качестве живого щита России. Среди стран-участниц нет общей позиции и по внешней политике, равно как и желания её вырабатывать. Достаточно вспомнить, что ни один союзник России по организации так и не признал независимости Южной Осетии и Абхазии, и даже совместная декларация об агрессии Грузии в отношении этих республик выглядит весьма натянуто.

Сейчас очевидно, что страны СНГ готовы дать добро планам Москвы в обмен на российскую финансовую помощь. Тем более что в подписываемых документах есть, по словам экспертов, много обтекаемых моментов. Если Россия надеется, что ОДКБ будет отстаивать её геополитические интересы, например в борьбе за углеводороды в районеКаспийского моря, то союзники могут в любой момент объявить, что они, дескать, под этим не подписывались. Мол, террористов, как и договаривались, ловить согласны, а это — нет. С белорусско-российской ПВО наблюдается та же картина: об общем командовании так и не договорились, что свидетельствует о нежелании Александра Лукашенко отдавать контроль над своими вооружёнными силами России.

Кроме того, вполне очевидно несоответствие сил между противоборствующими блоками, и считать КСОР серьёзным противовесом западной военной машине по меньшей мере наивно. С учётом этих факторов велика вероятность того, что договорённости будут оформлены и даже исполнены, но никаких перемен в раскладе сил на постсоветском пространстве это так и не принесёт.

Вероятность: 50%

ВЕРСИЯ ТРЕТЬЯ: ОДКБ останется аморфной структурой

Провалом отечественной дипломатии можно считать сценарий, при котором союзники по ОДКБ будут просто игнорировать достигнутые на саммите соглашения. Как показывает практика, как только финансовые интересы удовлетворены, о своих обязательствах наши партнёры забывают быстро. Вся нагрузка по созданию КСОР в основном ложится на плечи России: и в плане людских ресурсов, и с точки зрения материальных затрат. И если Россия готова в случае проблем прийти на помощь соседям, то ответного стремления со стороны остальных союзников не наблюдается.

Кроме того, не стоит рассчитывать, что США отошли с евразийского пространства насовсем. Весьма вероятно, что, как только обстановка в Америке нормализуется, внешняя политика Вашингтона вернётся в прежнее русло. У России пока нет достаточно сил, чтобы успеть создать мощную оборону от внешнего воздействия. И тогда получится, что деньги на спасение государств-банкротов окажутся попросту выброшенными на ветер.

Вероятность: 15%

Опубликовано:
Отредактировано: 09.02.2009 12:51
Копировать текст статьи
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх